Vaccine prophilactics: expert opinion (summary)

© 2011 E.A. Koreneva 

_______________________________________________________________

Key words: vaccination, diagnostics, immunoprophylaxis, quality of vaccines, education of people on the subject of vaccines, Russian vaccines, post-licensing overseeing of vaccines

 

Abstract: Following the discussion opened in Issue 2011 №1 with the article “Vaccination in the Context of Bioethics” (by A.A. Ozhiganova), this paper puts forward a professional immunologist’s opinion on the issue of vaccination.
The Board of the Journal suggests authors to continue discussion on the subject of “Vaccination in the Context of Bioethics” and invites not only people who work in the field of bioethics, but scientists and practitioners from various fields: medical doctors, lawyers, sociologists, psychologists, biochemists, and public health and other officials whose goal is to preserve life on Earth.

_______________________________________________________________________

Although there are different opinions on the issue of vaccine prophylactics, at present international experts and governments of most countries consider this measure as the most available and economic health protection and promotion strategy. Vaccine prophylactics should be taken as a nation-wide program, because only vaccinating most citizens we could prevent epidemics of infectious diseases.

For instance, as a result of vaccination of 95% of children in their early years poliomyelitis has been almost totally eradicated. While there were 150 000 cases of diphtheria in 1932, only 655 cases were registered in 2003. Similar changes were seen with measles: in 1964 there were 1 250 000 people sick with measles, while in 2003 – only 3 291.  In 1993-1996 influenced by anti-vaccination messages coming from the media, the number of children getting the vaccine decreased. As a result, 104 000 became sick with diphtheria.

For last forty years there have been registered 72 new types of infections, and each year two or three new dangerous infections are found. Only 5 to 10% of all viruses are studied, and we are going to face many unexpected consequences, as no reliable anti-virus drug has been invented so far. The only effective means of fighting with viral infections is vaccine prophylactics.

However, although there is no doubt that vaccination is effective, it does not always come without complications. Its success depends mainly on two factors: 1) the quality of a vaccine; and 2) qualification of a doctor who gives the shot.

Surprisingly, there was no manual or information book on these issues in Russia twenty years ago, and the curriculum of medical students (generalists) included only one hour of time devoted to vaccination. Nowadays the situation has changed, but still medical doctors need to take vaccination more seriously.

Qualification of a pediatrician, their knowledge about qualities of modern vaccines, contraindications of each particular vaccine, case-to-case approach to vaccination of each kid – these factors influence safety of vaccination procedure. For instance, to ensure that a kid with contraindications against a vaccine will not suffer from exacerbation of their existent condition, the doctor should carefully choose a safe period for giving them a shot.

Another important aspect of vaccine prophylactics is quality of vaccines. For each vaccine there are characteristics that influence quality and efficiency of vaccination: purity of a vaccine, antigen life span, number of protective antigens, dosage and frequency of antigen administration.

Modern vaccines differ greatly from their predecessors in composition, properties of antigens and safety range. Using inactivated, split, subunit, and DNA-vaccines allows to give shots to patients who could not have been vaccinated before: people with immunodeficiency, grave chronic conditions, etc. In this regard we should talk about quality of vaccine production: non-compliance with vaccine production standards could nullify all the useful properties of a vaccine and compromise the vaccine and vaccination in general in the eyes of a patient.

This applies especially to the vaccines produced in Russia. Compliance with   standards of Good Medical Practice(international guidelines for production of quality vaccines, control of pre-market clinical trials of a vaccine on the part of the State Committee for Epidemiological Surveillance) could ensure the high quality of Russian vaccines. These days the number of complications due to low-quality vaccines has decreased to a minimum. Today more attention should be drawn to post-market oversight of vaccines, when a vaccine has already proved to be safe, it is sold on the market – and still its effects on people are being studied.

Vaccine prophylactics is one of the mechanisms of control and prevention of epidemic spread of infectious diseases. Invention of new effective and safe vaccines is a one of the leading areas of international clinical trials. The arguments against different vaccines or vaccination in general speak more to the fact that we should pursue a more serious approach to vaccination and education of people about this matter both on the part of the State and each doctor in particular.

************

Editorial note

The topic of vaccination was raised lately in view of the initiative of G.G. Onishchenko, Head of Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, proposed in January 2011 to deprive parents of the opportunity to freely decide whether to vaccinate their children. The news has been widely discussed in media these days. Turned into a social debate this problem sometimes becomes groundless and vague. There is no unanimous agreement on the issue of vaccination among representatives of medical science. Specialists take different stances: some insist on the ‘authoritarian’ and high-pressure decision to vaccinate all children; some declare total rejection of vaccines (at least, for children) due to a lack of direct benefit and obvious harm inflicted on growing children bodies. Apparently, common people have very different opinions too.

An attempt to bring the debate into the plane of bioethics does not promise to lead to a consensus. However, we hope that such a discussion will give authors a chance to express balanced views on what is happening in medicine, public health and society in relation to the vaccine issue. We are also planning to bring these views to the notice of the Russian Ministry of Public Health and Social Development.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вакцинопрофилактика: взгляд специалиста

© 2011 Е.А. Коренева

_______________________________________________________________

Ключевые слова: вакцинация, диагностика, иммунопрофилактика, качество вакцинных препаратов, образование населения в вопросе вакцинации, отечественные вакцины, постлицензионное наблюдение за вакциной

 

Аннотация: Сообщение представляет собой высказывание профессионального иммунолога по проблеме вакцинации и является откликом на опубликованную в предыдущем номере статью А.А. Ожигановой «Вакцинация в контексте биоэтики»

_______________________________________________________________

 

Редакция предлагает продолжить дискуссию на тему «Вакцинация в контексте биоэтики», приглашая к участию в ней не только лиц, специализирующихся в области биоэтики, но и ученых и практиков разного профиля: медиков, юристов, социологов, психологов, биохимиков, а также представителей здравоохранения и иных служб, имеющих отношение к сохранению жизни на Земле.                                                     

Проблема вакцинопрофилактики всегда привлекала внимание общественности и вызывала многочисленные споры. Вне зависимости от государственной политики во всех странах существуют самые разные мнения по этим вопросам. Тем не менее, в настоящее время международные эксперты и правительства большинства стран рассматривают вакцинопрофилактику как наиболее доступный и экономически выгодный способ защиты и укрепления здоровья нации.

Вакцинопрофилактику необходимо рассматривать именно как общегосударственную программу, так как только максимально широкий охват населения обеспечивает предотвращение эпидемий инфекционных заболеваний. Так, в результате вакцинации 95% детей первых лет жизни практически ликвидирован полиомиелит. Если в 1932 году зафиксировано 150 тыс. случаев дифтерии, то уже в 2003 году – всего 655. Аналогичная ситуация произошла с корью: в 1964 году этой болезнью переболело 1 млн. 250 тыс. человек, а в 2003 году – 3 291человек. В 1993–1996 годах под влиянием средств массовой информации, которые боролись против применения вакцинации, число детей, получавших вакцину, уменьшилось. В результате 104 тыс. человек заболели дифтерией.

За последние 40 лет зарегистрировано 72 новые инфекции, и каждый год выявляются еще две-три, опасные для человека. При этом изучено всего около 5–10% вирусов, существующих в природе, и нам еще предстоит столкнуться со многими сюрпризами, т.к. ни одного надежного противовирусного препарата пока не изобретено. Единственное эффективное средство борьбы с вирусными инфекциями – вакцинопрофилактика.

И все же, несмотря на несомненную эффективность, вакцинация не всегда проходит без осложнений. Успех ее проведения зависит, прежде всего, от качества вакцинного препарата и от квалификации врача, проводящего вакцинацию. Парадоксальным является тот факт, что 20 лет назад в России не было ни одного учебника или справочника по данному вопросу, а в курсе медицинского образования для врача общей практики вакцинации был посвящен всего час. Сейчас ситуация изменилась, но по-прежнему существует необходимость более серьезного отношения врачей к вопросам вакцинации.

Квалификация педиатра, его осведомленность о свойствах современных вакцин, знание противопоказаний для вакцинации, касающихся конкретного препарата, индивидуальный подход при проведении вакцинации каждого ребенка – все это гарантия безопасности вакцинации.

Согласно Методическим указаниям МУ 3.3.1.1095-02 «Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок», утверждённым Главным государственным санитарным врачом РФ 9 января 2002 г., абсолютными противопоказаниями для проведения любых профилактических прививок являются: сильная (анафилактическая) реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение препарата, иммунодефицитное состояние (первичное), иммуносупрессия и злокачественные новообразования. Кроме того, для каждой вакцины утверждены индивидуальные ограничения: недоношенность и келоидные рубцы для БЦЖ, прогрессирующие заболевания нервной системы для коклюшного компонента АКСД и пр. Своевременная диагностика подобных состояний у каждого ребенка, грамотное применение вакцин с учетом противопоказаний для вакцинации позволит достичь максимального эффекта и минимизирует риск побочных реакций.

Подбор безопасного периода для проведения вакцинации у ребенка с отягощенным морбидным фоном обезопасит его от обострения основного заболевания. Например, доказано, что проведение иммунопрофилактики гриппа у детей с аллергическими заболеваниями органов дыхания современными расщепленными и субъединичными вакцинами не стимулирует активности воспаления в системе дыхания и атопических проявлений в целом. У пациентов с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания наблюдается уменьшение риска возникновения интеркуррентных заболеваний дыхательных путей и снижением общей заболеваемости ОРВИ.

Другой важный аспект в вопросе вакцинопрофилактики – качество вакцинных препаратов. Для каждой вакцины существуют характеристики, от которых зависит качество и эффективность вакцинации – это чистота препарата, время жизни антигена, содержание протективных антигенов, доза и кратность введения антигена.

Современные вакцинные препараты значительно отличаются от предшественников по составу, антигенным свойствам и спектру безопасности. Использование инактивированных, расщепленных (сплит), субъединичных, генноинженерных ДНК-вакцин позволяет проводить вакцинацию пациентам, ранее ей не подлежащим: с иммунодефицитами, тяжелыми хроническими заболеваниями и т.п. И здесь необходимо упомянуть о качестве производства вакцинных препаратов. Несоблюдение условий производства может свести на нет все полезные свойства вакцины и дискредитировать ее и вакцинацию в целом в глазах пациента.

Особенно это касается отечественных вакцин. Внедрение на производстве стандартов GMP –  Good manufacturing practice (надлежащая производственная практика), – соблюдение принципов и правил предприятием для обеспечения при изготовлении продукции соответствующего качества, контроль со стороны Госкомсанэпиднадзора России за проведением испытаний вакцинного препарата до внедрения его в широкую клиническую практику – все эти меры должны повысить качество отечественных вакцин. В наши дни количество осложнений по причине качества препаратов снизилось до минимума. Сегодня ставится вопрос о постлицензионном наблюдении за вакцинами, когда вакцина уже апробирована, продается и используется, но все-таки ее воздействие продолжают изучать. Это должно стать обязательным условием при использовании препарата в практике.

Многолетний опыт показал, что некоторые вакцинные препараты имеют профилактический эффект при онкологических и отдельных соматических заболеваниях. Например, вакцина против гепатита В защищает от рака печени. Если своевременно вакцинировать от краснухи молодых женщин, которые планируют стать матерями, то их дети будут защищены от инсулинозависимого диабета, ассоциируемого с инфекцией. Существует такое направление, как «лечебная вакцинация»: при наступившем инфицировании препарат вводится не как профилактическое средство, а как средство для лечения.

Таким образом, вакцинопрофилактика является одним из механизмов управления и предотвращения эпидемического распространения инфекционных заболеваний. Разработка новых эффективных и безопасных вакцин – одно из приоритетных направлений международных медицинских исследований. Многочисленные нарекания противников отдельных вакцинных препаратов и вакцинации в целом свидетельствуют лишний раз о том, что необходимо добиваться серьезного подхода к ее проведению и образованию населения по этим вопросам и от государства и от каждого врача.

************

От редакции

 

Тема вакцинации, актуализированная в последнее время предложением главы Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко (январь 2011 г.) лишить родителей возможности решать вопрос о прививках их детям, дискутируется в СМИ и на ТВ сейчас особенно активно. Переведённая в сферу общественных дискуссий, она порой теряет научную обоснованность и конкретику. Проблема вакцинации не решена окончательно представителями медицинской науки. Среди них есть специалисты, придерживающиеся совершенно разных точек зрения: от авторитарно настойчивого требования поголовно прививать всех до полного отказа от прививок, как минимум, детских по причине отсутствия от них прямой пользы и явного нанесения вреда растущему организму. Естественно, простые граждане также значимо колеблются в своих оценках.

Попытка перенести дискуссию в биоэтическую сферу в данной ситуации, судя по всему, вряд ли сможет привести к выработке вердикта. Однако есть надежда, что этот вариант обсуждения позволит высказать спокойно-здравые суждения относительно происходящего в медицине, здравоохранении и обществе в связи с проблемой вакцина, которые будут нами доведены до сведения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *