Медицинская антропология как одно из приоритетных направлений работы университета шт. Калифорния в Беркли (обзор образовательных программ)

© 2011 Е.С. Питерская

МАиБ 2011 – № 1 (1)


Ключевые слова: социальная антропология, медицинская антропология, биоэтика, Университет шт. Калифорния, Беркли, университетское образование в США, антропология сознания,  эволюционная медицина, антропология смерти, биополитика, биомедицина, теория антропологии

Аннотация: Данный обзор открывает серию публикаций, в которых мы планируем рассмотреть особенности различных образовательных программ по курсам «Медицинская антропология» и «Биоэтика», читаемым в ведущих университетах США, Канады и Европы. Для получения целостной картины нам представляется важным обратиться, в первую очередь, к признанным лидерам в сфере образовательных услуг по указанным специальностям. В обзоре представлена работа кафедры антропологии Университета шт. Калифорния, Беркли – рассмотрены программы курсов, представлен преподавательский состав.


Сегодня Университет шт. Калифорния, Беркли является одним из ведущих (входит в топ-5) образовательных и исследовательских центров в США, предоставляющих возможность получения качественного образования по специальности «Антропология». В настоящее время на кафедре антропологии Университета обучение в докторантуре осуществляется по двум направлениям: «Антропология» (специализации по археологии, физической антропологии и социокультурной антропологии) и «Медицинская антропология». Выделение медицинской антропологии в отдельную программу докторантуры, а также включение этого предмета в базовую учебную программу бакалавриата и в виде спецкурсов в магистерские и докторские программы по специальности «Антропология» говорит о высокой значимости данного направления в деятельности кафедры и является безусловным свидетельством передового характера исследовательской и преподавательской работы сотрудников.

В текущем учебном году (2010-2011 гг.) вниманию студентов, аспирантов и докторантов кафедры предлагается ряд предметов, спецкурсов и семинаров по медицинской антропологии и смежным дисциплинам, которые помогают более полно понять специфику выбранной специальности.

Курс «Введение в медицинскую антропологию» включает 3 часа лекций и одну дискуссию в неделю. Основные рассматриваемые вопросы: культурные, психологические и биологические аспекты причин, симптомов и методов лечения заболеваний, компаративные исследования медицинских систем, практикующих клиницистов и пациентов.

К. Роебук1 читает спецкурс «ВИЧ/СПИД», 3 часа лекций в неделю.

Спецкурс «Антропология сознания» читает К. Г. Янг2, 3 часа лекций в неделю. Рассматриваемые вопросы: современные теории, методология исследований, социальные и культурные аспекты изучения сознания, конфликт, адаптация.

Спецкурс «Археология здоровья и болезни» читают Л. А. Уилки3, С. К. Агарвал4. Рассматриваются следующие вопросы: материальные свидетельства человеческого опыта, связанного с болезнями и здоровьем в древние времена и в недавнем прошлом (по данным физической антропологии и археологии), понимание различными обществами взаимосвязи между физическим телом и метафизическим миром, отраженным в артефактах.

Семинар «Эволюционная медицина» проводит Л. Миллиган5. Рассматриваемые вопросы: здоровье человека и болезни в биокультуральной перспективе – основные эволюционные принципы (естественный отбор и мутация), функционирование иммунной системы человека, типология заболеваний (инфекционные, хронические) и их трансформации во времени с учетом изменений хозяйственно-культурных паттернов различных сообществ (переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, от сельского хозяйства к индустриальному обществу) и экологической ситуации. Помимо участия в семинаре, студенты должны реализовать исследовательский проект, представив свою презентацию.

Несколько семинаров ведет Н. Шейпер-Хьюз6 , в частности, семинар «Антропология смерти – начало и конец сущности». Рассматриваются вопросы смерти в категориях времени и пространства, концептуализация смерти (смерть как табу, как колдовство, как что-то нечистое), ритуалы и поминальные обряды, смерть обычная (возраст) и необычная (суицид, гомицид, геноцид, колдовство), исторические трансформации значения смерти от средневековья до современности. Требования к студентам: помимо активного участия в семинаре, необходимо представить пять критических эссе со своим взглядом на одну из прочитанных книг (по программе), а также исследовательский проект.

Для первокурсников н. Шейпер-Хьюз ведёт семинар «Антропология, биотехнологии, мировые ценности и медицинская этика». На нём рассматриваются современные биотехнологии, клинические испытания, отношение антропологов и терапевтов к таким явлениям и моральным категориям как общественная реакция на распространение СПИДа, технологии репродукции, их распространение в не-западных культурах и вызванная ими трансформация понятий сексуальности, семьи, родства и др., роль и влияние антропологии на медицинские практики, исследования и этику.

Помимо этого, Н. Шейпер-Хьюз проводит семинар «Медицинские этнографии: страдание, насилие и коллапс». Он рассчитан на докторантов, желающих участвовать в коллективном обсуждении новых трудов и полевых проектов по медицинской антропологии с критической точки зрения. На семинаре также обсуждаются подготовленные докторантами исследовательские проекты, полевая работа и отдельные главы диссертаций.

В рамках семинара «Биополитика, биомедицина, биоэтика», проводимого А. Онг7, основное внимание уделяется таким вопросам как влияние биомедицинских инноваций на жизнь людей, клинические испытания, жизнь человека и безопасность, здоровье, болезнь и методы лечения.

Безусловно, наиболее интересной с точки зрения возможного заимствования опыта успешной реализации образовательной и исследовательской программы является докторантура по специальности «Медицинская антропология». Совместная программа кафедры антропологии Университета шт. Калифорния в Беркли и того же Университета в Сан-Франциско, является одной из первых программ такого рода в стране и мире. Уникальность программы состоит в оптимально широком охвате специальных научных проблем с акцентом на критический подход в исследованиях (насилие и травма; этика и геном; трансплантация органов; психиатрия, этнопсихиатрия, психоанализ; здоровье детей и подростков; голод; инфекционные заболевания; традиционная медицина и ее трансформация в условиях современности; сексуальность и гендер; гериатрия и слабоумие; смерть и т.д.), а также в соответствии программы наиболее высоким образовательным требованиям и способности ответить на самые сложные вызовы современной науки.

Для успешного выполнения учебной программы и получения степени PhD, в первый год своего обучения докторант обязан посещать программные лекции, включая курсы: «Теория антропологии», «Углубленная медицинская антропология», «Введение в теорию медицинской антропологии», и, как минимум, один семинар и спецкурс. В конце первого года обучения подготавливаемый специалист проходит аттестацию, после чего он – решением куратора и членов кафедры – допускается до следующей ступени обучения. В этот период основной задачей докторанта является сдача устного квалификационного экзамена и получение статуса соискателя (Advancement to Candidacy). Он должен представить три письменных отчета о своей работе, интегрируя в них критический обзор и анализ дискуссий по той или иной проблематике медицинской антропологии и специфике полевых исследований. В конце обучения соискатель обязан представить текст диссертации к защите.

Проанализировав вышеупомянутые курсы, семинары и спецкурсы, можно согласиться с рейтингами ведущих экспертов, выделяющих Беркли в качестве площадки для получения самого современного и всестороннего образования по специальности «Медицинская антропология». Именно этот Университет задает в настоящее время общее концептуальное направление и определяет подходы современных исследований в этой области науки.

В основной состав преподавательского коллектива, занимающегося вопросами медицинской антропологии и биоэтики в университете Беркли, вошли: Н. Шейпер-Хьюз, программный директор; П. Рабинов8, директор проекта по геномике и обществу; Л. Кохен9, со-директор программы; С. Пандолфо10, Ч.Л. Бриггс11, С. Брендис12, К. Хайден13. Эти специалисты сформировали исследовательскую группу «Критические исследования медицины, науки и тела» (Critical Studies in Medicine, Science, and the Body).

Источники

  • Официальный сайт кафедры антропологии Университета шт. Калифорния в Беркли http://anthropology.berkeley.edu
  • Официальный сайт Университета шт. Калифорния в Сан-Францискоhttp://www.ucsf.edu/

Примечания

  1. Chris Roebuck, докторант совместной программы по медицинской антропологии Университета шт.Калифорнии в Беркли и Сан-Франциско, BA, MPH (Master of Public Health – магистр по общественному здоровью). Научные интересы: социальный и культурный контекст здоровья и болезни. В настоящее время осуществляет этнографическое исследование иммиграции и здоровья населения в Сан-Франциско. Более 15 лет занимался проблемой ВИЧ/СПИДа. Читает лекции о городских исследованиях, гендере и сексуальности, ВИЧ/СПИДе.
  2. Kathleen Young, Associate Professor (доцент) в Университете Западного Вашингтона (шт. Вашингтон), PhD. Научные интересы: гендер и его роль в культуре, война и права человека, Центральная Европа.
  3. Laurie Wilkie, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: археология современности (XIX–XX вв.) в США и странах Карибского бассейна. Исследует проблему отражения социальных различий (пол, раса, этничность, религия) в материальных предметах повседневной жизни.
  4. Sabrina Agarwal, Assistant Professor (ст. преп.), PhD, стажировка после защиты диссертации в Университете МакМастер, Канада. Научные интересы: биоархеология, биологическая и эволюционная антропология, остеология, палеопатология. В настоящее время работает над проектом по изучению влияния количества родов и лактации на женские скелеты человека и приматов.
  5. Lauren Milligan, PhD. Научные интересы: экология болезни, биологическая антропология, поведение и биология приматов, жизненные циклы, эволюционная медицина.
  6. Nancy Scheper-Hughes, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: критическая медицинская антропология, антропология насилия, сумасшествие и культура, семья и детство. В 1980-е гг. занималась этнографическим изучением деинституализации (перевод больных со стационарного лечения на амбулаторное) психически больных в Бостоне и Беркли, в 1994–1995 гг. в период политических изменений в ЮАР временно занимала пост заведующего кафедрой социальной антропологии Университета Кейп Тауна, одновременно занимаясь изучением политического и повседневного насилия. Проводила полевые исследования в Ирландии, Бразилии, ЮАР и на Кубе. В настоящее время работает над крупным проектом по этнографическому изучению глобального трафика человеческих органов. Является со-основателем и директором организации Organs Watch, медицинской организации по защите прав человека, советником ВОЗ по вопросам трансплантологии.
  7. Aihwa Ong, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: культурная антропология, глобализация и современность, гражданство, миграция, взаимодействие биотехнологий и этики в странах Юго-Восточной Азии. В Университете сотрудничает с Центром развивающихся экономик, Центром изучения Китая, Центром исследований Юго-Восточной Азии.
  8. Paul Rabinow, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: культурная антропология, биотехнологии, геном, этика гуманитарных исследований. Занимается разработкой новых форм получения информации в рамках гуманитарных исследований. Создатель проектов www.bios-technika.net и www.anthropos-lab.net (антропологические исследования в современности).
  9. Lawrence Cohen, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: социокультурная антропология, критическая медицинская и психиатрическая антропология, геронтология. Преподает на кафедре антропологии и на кафедре исследований Южной и Юго-Восточной Азии. Основную часть полевых исследований проводит в Индии и в Малайзии. В настоящее время работает над двумя проектами: гомосексуальная идентичность в городских сообществах северной Индии и иммуносупрессия и глобальный трафик органов для трансплантации (совместный проект с Н. Шейпер-Хьюз).
  10. Stefania Pandolfo, Associate Professor (доцент), PhD. Научные интересы: травма, психоанализ и бессознательное, память, сон, антропологическое изучение воображения, сумасшествие и психические заболевания. Текущие исследования – формы субъективности в современном марокканском обществе, «традиционные терапии», психиатрия и психоанализ, последствия психологических травм.
  11. Charles Briggs, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: лингвистическая и медицинская антропология, гражданство и государство, раса, насилие. Проводил длительные полевые исследования в Венесуэле, где сначала изучал язык, ритуалы, мифологию, целительские песни в Дельта-Амакуро, а затем занялся изучением форм проявления насилия (в частности, инфантицида), систем оказания врачебной помощи коренному населению и освещением этих проблем в СМИ. Руководитель проекта «Здоровье и СМИ» (Health and Media web site).
  12. Stanley Brandes, Professor (профессор), PhD. Научные интересы: религия и ритуал, еда и напитки, антропология алкоголя, демография, культурная антропология Испании и Мексики. В настоящее время занимается реализацией трех исследовательских проектов: 1) изучение и историко-этнографическое описание Дня Мертвых в Мексике с привлечением материалов из других стран Латинской Америки, Европы и США; 2) изучение анонимных алкоголиков в Мехико; 3) исследование возможностей этнографической фотографии в формировании восприятия и понимания чужой культуры (на примере Испании).
  13. Cori Hayden, Associate Professor (доцент), PhD. Научные интересы: антропология науки, технологий и медицины, системы родства, гендер (однополые семьи в США), репродуктивные технологии. В настоящее время исследует этику и практику клинических испытаний в Латинской Америке, а также этические вопросы исследований человеческих генов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *