ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕДИЦИНА: МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ*

© 2017 Инесса Анатольевна МИНЕНКО, Олег Николаевич СМОЛИН

МАиБ 2017 — № 2 (14)


Снимок экрана 2018-02-06 в 10.08.57Ключевые слова: интегративная медицина, традиционные медицинские системы Мира, здоровье, профилактика, медицина, Аюрведа, традиционная китайская медицина.

Аннотация: В своем интервью заместитель Председателя комитета по науке и образованию Государственной Думы Российской Федерации Смолин Олег Николаевич рассказывает о развитии современной науки в области здоровья человека, о возможности интеграции различных традиционных медицинских систем Мира (Аюрведы, традиционной китайской медицины и других) в практическое здравоохранение РФ. Раскрывает вопрос ситуации с «сохранением здоровья» человека, его лечением, профилактикой заболеваний, которые, по его мнению, требуют глубокого, системного, междисциплинарного подхода.

Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ / РФФИ № 17-01-00434-а «Проблемы интеграции медицинских систем, практик и методов в контексте медицинской антропологии».


Инесса Миненко беседует с заместителем Председателя комитета по науке и образованию Государственной Думы Российской Федерации Смолиным Олегом Николаевичем

Снимок экрана 2018-02-06 в 10.09.10И.М.: Олег Николаевич, прошу Вас поделиться своим мнением и позицией на развитие современной науки в области сохранения здоровья человека с читателями научного журнала «Медицинская антропология и биоэтика».

О.С.: В первую очередь я хотел бы определиться в терминах. Мне импонирует определение здоровья в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения 19–22 июня 1946 года:

 «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Исходя из этой формулировки, я бы и предложил посмотреть на развитие современной науки в области здоровья человека.

Как мы видим, основными тенденциями современной медицины является развитие следующих направлений: персонализированная медицина, профилактическая, регенеративная, биоинформационные технологии. Каждое направление соответственно, подтягивает технологическую базу, обеспечивающую развитие данных направлений. Мы видим, что здоровье человека, став объектом внимания технологического сектора, концентрирует на себе значительные ресурсы в целях его приведения в состояние, соответствующему понятию здоровья, в рамках именно этих технологий. Но ситуация с «сохранением здоровья» человека, его лечением, профилактикой заболеваний значительно шире и требует более глубокого, системного, междисциплинарного подхода.

В качестве продолжения ответа, позвольте обратить Ваше внимание на то, что в Индии, как и во всех странах, есть Министерство здравоохранения, но задачи у него шире и суть его работы отражено в названии: «Министерство здравоохранения и семейного благополучия». Вы можете сразу увидеть объект концентрации внимания государства – на семье, как источнике семейного благополучия, которое является залогом здоровья человека и общества. Например, недавно это министерство вышло с инициативой об ограничении количества антибиотиков, используемых в мясном производстве с целью борьбы с ростом бактериальной резистентности к антимикробным препаратам. Министерство как бы играет «не на своем поле», но именно это показывает реальную заботу министерства об интересах семьи и общества. Подытоживая ответ на Ваш вопрос о развитии науки, я бы сказал так: технологии с тем или иным успехом будут и далее торить себе дорогу к сердцам потребителей, но принципиально важно обратить внимание и государства, и общества на необходимость принципиальных подходов в области управленческих решений в здравоохранении, направленных на стимулирование междисциплинарных подходов к здоровью человека базируясь при этом на этических принципах.

И.М.: Вы упомянули Индию, а возможна ли интеграция различных медицинских систем Мира в практическое здравоохранение РФ?

О.С.: По-моему, подобная интеграция в полном смысле слова пока не возможна. Ведь нельзя же перенести философские аспекты, мировоззрение той или иной медицинской традиции в страну, где о них знают только понаслышке, или они являются объектом внимания узкого круга лиц. Нельзя, в одночасье, наших, обученных в советских и российских вузах врачей, переучить и мотивировать работать по принципам и традициям других, пусть и клинически эффективных, медицинских систем. Бесспорно, традиционные медицинские системы обогатят инструментарий российского лечащего врача, но пока только как отдельные методы, а не целостная медицинская система.

Кроме того, без государственной позиции поддержки внедрение традиционных медицин других стран просто невозможно, в связи с тем, что интеграция должна начинаться с правового поля.

Что касается способов и методов традиционной медицины: они уже частично внедрены. Например, рефлексотерапия – метод традиционной китайской медицины (ТКМ), в Российском здравоохранении существует с 50-х годов прошлого века.

И.М.:   Какие ключевые проблемы Вы видите в системе российского здравоохранения, решение которых способствовало бы улучшению качества российского здравоохранения?

О.С.: Одна из острейших проблем здравоохранения – недостаточность стимулов к повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении, умноженная на отсутствие законодательного запрещения значительного разрыва между самой большой и самой маленькой заработной платой в отрасли.

Пример: поликлиника получает бюджетные финансовые ресурсы, бóльшая часть бюджета идет на содержание административного персонала. Меньшая часть – на оплату того самого персонала, который непосредственно влияет на качество предоставляемой медицинской помощи. На этом фоне, в целях «оптимизации» штатов, происходит постоянное сокращение врачебного персонала с перераспределением нагрузки на оставшихся врачей. Вероятно, по этой причине врачу-терапевту выделяется 12 минут для приема пациента. В течение этого времени, врач должен: провести осмотр, поставить диагноз, сделать назначение и заполнить амбулаторную карту пациента. Таким образом, перед нами типичная ситуация сегодняшнего дня: в угоду «эффективности» – параметрам, измеряемым количественно, происходит падение параметров неколичественных – качества врачебной помощи. При этом, вступает в силу второе несоответствие – оставшиеся ресурсы перераспределяются в пользу управленческого персонала.

Для Вашей информации: я знаю, что в государствах, в которых функционируют традиционные медицинские системы (Индия, Китай) врач ведет первичный прием 45–60 минут, и, поверьте, это не по причине их слабой квалификации. Это их стандарт.

Второй острейшей проблемой является дефицит врачебной ответственности за состояние здоровья населения. Мы имеем такую систему организации, управления и финансирования здравоохранения, которая не побуждает врачей рационально использовать ресурсы и добиваться максимально высоких показателей здоровья населения в расчете на вложенные ресурсы.

Перечисленные проблемы не новы, многие из них уходят своими корнями во времена советского здравоохранения. Именно тогда началась чрезмерная специализация медицины, а роль первичной помощи стала снижаться, закладывались основы экстенсивного развития отрасли с акцентом на наращивание коечного фонда, числа врачей, объемов госпитализации и посещений, а реальные показатели качества, доступности и эффективности использования ресурсов оставались на втором плане. В ситуации нехватки средств в последние 15–20 лет эти проблемы еще более обострились. Методы экономической мотивации врачей, провозглашенные реформой обязательного медицинского страхования (ОМС), – это больше обещания, чем реальность. Поэтому активность врачей перемещается в сферу частной медицины, обслуживания платежеспособного населения, оголяя участки, обеспечивающие всеобщие бесплатные государственные гарантии на медицинское обслуживание. Повышение качества медицинской помощи возможно за счет ранней донозологической диагностики, профилактики и   лечения в ранних стадиях широко распространенных заболеваний во многих областях медицины, тем самым можно способствовать снижению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности населения.

И.М.: Что происходит в этом отношении в «коридорах власти»? Возможно ли ожидать каких-либо позитивных изменений?

О.С.: Позитивных изменений необходимо ожидать всегда – это и есть оптимизм. Что же касается сегодняшнего момента, то мы ожидаем изменений в подходе к социальной сфере (включая здравоохранение) с новым правительством, которое по закону должно приступить к работе после выборов Президента.

Изменения же принципиального, мировоззренческого характера, такие как: является ли медицинская помощь услугой или это социальный акт помощи больному, или же ее (медицинской помощи) этические аспекты должны опираться на общественный и профессиональный консенсус. Пока общество не сформирует консолидированные воззрения на проблемные участки, сама власть не будет в инициативном порядке решать ключевые вопросы мировоззренческого характера. Я обратил бы в этой связи внимание на профессиональные врачебные союзы. Считаю, что именно они являются наиболее актуальными носителями ключевой проблематики отрасли, и именно они могут правильно формулировать проблемные аспекты в области здравоохранения.

И.М.: Прошу Вас поделиться своим мнением о выборах в РАН. Что сегодня отражает РАН?

О.С.: Буду предельно осторожен и пожелаю Александру Михайловичу успеха, аппаратной мудрости и удачи (без нее будет сложно), в организации работы самой Академии и взаимодействия с властью такого сложного инструмента, как Академия наук. Необходима самая широкая пропаганда значения науки в жизни государства и общества. Необходимо активно работать с самой властью, разъясняя ценность науки для государства. Наука – это составная часть Культуры, и рассматривать культуру как источник монетизации (т.е. с точки зрения бизнеса) ошибочно. Деятели науки в состоянии решить многие проблемные вопросы в обществе, и не надо ждать, когда власть начнет задавать вопросы науке. Не начнет.

И.М.: Олег Николаевич, Вы – единственный депутат всех семи созывов Государственной Думы. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением: каковы принципиальные различия в подходе депутатов более ранних и более поздних созывов к социальной сфере, в том числе к науке.

О.С.: Все начиналось попытками построить рыночную экономику и полноценную демократию в социальной сфере, политика строилась на советских принципах государственной заботы «обо всем и обо всех». Все наиболее социально значимые законы («О социальной защите инвалидов», «О ветеранах», «О государственных пособиях семьям, имеющих детей», «Об образовании» и др.) были приняты как раз в первой половине 90-х годов. Однако, они и не исполнялись в полном объеме из-за острой нехватки бюджетных средств. В настоящее время, при совершенно других финансовых возможностях российской бюджетной системы, более 60% доходных поступлений концентрируется в федеральном бюджете.

И.М.: Гипотетический вопрос. Если бы Вы были назначены Министром здравоохранения, какие бы были Ваши первоочередные шаги?

О.С.: К счастью, я не буду назначен Министром здравоохранения Российской Федерации…. Министерская работа в сегодняшней непростой обстановке – колоссальная нагрузка. Необходимо принимать непопулярные решения в режиме каждого дня. С уважением отношусь к нынешнему министру – Веронике Игоревне Скворцовой и считаю, что она на своем месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *