АЮРВЕДА, ИНДИЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА: НАУКА О ДОЛГОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

© 2017 Светлана Игоревна РЫЖАКОВА

МАиБ 2017 № 2 (14)


Снимок экрана 2018-01-26 в 12.29.02Ключевые слова: аюрведа, традиционная медицина, традиционная медицинская система, Керала, йога, философия, здоровье, врач аюрведы 

Аннотация: В статье рассказывается о теории и практике традиционной медицинской системы аюрведа, сложившейся и функционирующей, прежде всего, в небольшом юго-западном индийском штате Керала. Это и повсеместно распространенные семейные традиции, и деятельность уважаемых институтов-клиник, ныне принимающих ежегодно десятки тысяч пациентов из многих стран мира. Речь идет и о целостном мировоззрении, представляющем человеческий организм в его неразрывной связи с природой, климатом, психологической атмосферой существования, и о знании фармакологических свойств растений и минералов, и о технике применения различных лечебных приемов и методов. Автор, основываясь как на письменных источниках, так и на собственном опыте включенного наблюдения, раскрывает перед читателем увлекательный опыт врачевания в рамках аюрведы.


Дело аюрведы – жизнь, здоровая и нездоровая, счастливая и несчастливая, мера её и природа. Цель аюрведы – здоровье, счастливая и долгая жизнь.

 (Аштанга Хридайя, аюрведический трактат VII в.)

Жизнь бывает одной из четырех разновидностей. Счастливая (сукхам), несчастливая (духкхам), добрая-праведная (хита), плохая-неправедная (ахита). Счастливая жизнь (сукхам-аюх) – это жизнь, не омраченная телесными и душевными недугами и увенчанная бодростью, активностью, жизненной силой, знанием, успехом и наслаждением. Противоположное – суть несчастливая жизнь. Праведная жизнь – это жизнь человека, который всегда стремится быть добрым ко всем живым существам, правдивым, не вовлеченным в воровство, спокойным, самодостаточным, рассудительным и предусмотрительным, добродетельным, достигающим своих целей без конфликтов с другими, почитающим то, что следует почитать, с безмятежным рассудком, расположенным к глубокомыслию, благотворительности и миру. Противоположное – суть неправедная жизнь. Цель аюрведы – учить тому, что приводит к тому или другому. (Чарака-самхита. 1.1, 1.30)

О традиционной медицинской системе Индии, аюрведе, я слышала еще в 1990-е годы. Те из моих друзей, кто уже открыл для себя Кералу, говорили: «Да там во всех домах на кухнях стоят особые глиняные сосуды, и буквально во всех семьях варят-парят зелья!» Созданная ими картинка напоминала сказку о лесных ведьмах и знахарях. При всем преувеличении, оказалось, значительная доля истины в этом наблюдении имелась.

Снимок экрана 2018-01-26 в 12.30.44Кое-кто из моих знакомых привозил из Кералы пакетики с порошком, бутылочки с сиропами и настойками, тюбики с мазями – против той или иной напасти; однако очень часто ни состава, ни инструкции по применению они не содержали, и во многом походили на домашние заготовки или на продукт мелкого фабричного производства. Что и как с ними делать – эта информация приходила в устной форме и сопровождалась рассказами об удачном излечении.

А еще во многих медицинских лавках Индии продавались капли для глаз, мази, сиропы и некоторые таблетки, на которых было написано: Ayurvedic medicine, «аюрведическое лекарство». Это был, впрочем, зачастую, рекламный ход, похожий на заявление «100% натуральный» и подчеркивающий максимальное число природных компонентов и безвредность продукта. Если же вчитаться, то нередко обнаруживались и химически синтезированные вещества, и многое такое, что ни в одном реальном аюрведическом препарате быть не должно. Но в студенческие годы мы не углублялись в вопросы медицины и довольствовались любым быстрым решением внезапных проблем со здоровьем.

Более подробное представление об аюрведе я получила позднее, когда моя приятельница из Москвы отправилась на лечение в одну из старинных и уважаемых аюрведических клиник – Kottakkal Arya Vaidya Sala. Двадцать восемь дней интенсивной работы над собой в стенах главного комплекса этого института, в небольшой деревеньке Коттаккал на севере штата Керала. Будучи любознательным и наблюдательным человеком, она многое увидела и осмыслила. Она в деталях рассказала мне, что и как там было; подытоживая весь ее опыт, мы пришли к простому выводу: применять аюрведу нужно в то время, пока ты еще не катастрофически болен, но уже настолько умен, что задумываешься о своем здоровье и о сроке и качестве своей жизни. Подобно физиотерапии, аюрведа лечит не конкретную болезнь, а всего человека, требует терпения, выдержки, регулярности и постоянства. Хотя одни курсы лечения могут быть и относительно короткими, другие требуют большой продолжительности, а третьи могут длиться едва ли не всю жизнь. Главное здесь – мотивация: имеется ли она у человека? Хочет ли он, на самом деле, быть здоровым?

Позднее я и сама прошла курс аюрведического лечения в одном из филиалов института Коттаккал, и до сих пор, бывая в различных городах Индии, то и дело прихожу на консультации, покупаю снадобья. Мои знакомые тоже оценили это по достоинству: например, капли для глаз при регулярном использовании ощутимо улучшают зрение.

Аюрведа – древняя наука?

Снимок экрана 2018-01-26 в 12.30.56Подобно другим традиционным индийским дисциплинам или искусствам, поименованным двусоставным словом с формантом «веда» (например, натьяведа – «наука о театре»), аюрведа оказывается, строго говоря, не обозначением определенной дисциплины или науки, а метафорой. С одной стороны, ощутима ее древность, но – какая именно древность? И что составляет сущность аюрведы, иными словами, как отличить ее от «не-аюрведы»?

В разговорах со знакомыми индийцами, более или менее осведомленными в предмете, я услышала разные точки зрения на аюрведу – что это и обобщенная концепция, и конкретная линия передачи знания, и совокупность методов. Речь может идти и о целостном мировоззрении, представляющем человеческий организм в его неразрывной связи с природой, климатом, психологической атмосферой существования; и о знании фармакологических свойств растений и минералов; и о технике применения различных лечебных приемов и методов.

В целом же можно сказать, аюрведа – это идея, «наука долголетия», так как слово аюс значит – «жизнь». Однако в его значении скрыт еще один смысл: ведь слово аюс значит – «проходящее». Сколь бы ни была хороша и длинна жизнь, она заканчивается; понимание и принятие этого факта тоже оказывается немаловажным!

Всякое серьезное знание в Индии, в рамках идеологии брахманического индуизма, принято возводить к эпохе Вед, и даже к самим текстам ведийского канона. Подобно многим прочим наукам и искусствам Древней Индии, аюрведа может пониматься как искусство жрецов и как подраздел (упанга или упаведа) Атхарваведы. Ритуал здесь был столь детализированной и отработанной областью практического действия и теоретической мысли, что отчасти наряду с ним, отчасти по аналогии с ним, позднее формировались отдельные существенные элементы многих дисциплин. Правда, в текстах Атхарваведы не содержатся указания на конкретное и рациональное медицинское знание; задачей и функцией этого собрания были иными. Заклинания Атхарваведы, возможно, и коренятся в локальных народных традициях, но сам текст строго систематизирован. В нем сгруппированы заговоры целебные – бхайшаджьяни, на долгую жизнь – аюшъяни, отражающие колдовство – абхичарикани, женские – стрикармани, нацеленные на достижение согласия – самманасъяни, царские – раджакармани, на процветание – пауштикани и искупительные – праяшчиттани. Основными причинами болезней, согласно этому тексту, считались одержимость демоном, колдовство, порча, грех, нарушение космического закона. Главным мифологическим персонажем, ответственным за лечение, был бог Варуна. Задача лекаря состояла в изгнании демона, перемещении болезни или воссоздании жизни и здоровья, что приравнивалось к космическому акту творения. После этого сам лекарь считался нечистым, ведь он принимал на себя «нечистоту» болезни, и нуждался в особом очищении. Средствами лечения были заклинания или заговоры, принятие снадобий (травы, зерна, воды) и очищение тела различными субстанциями – огнем, коровьим навозом и мочой и др. Четкой преемственности между текстом Атхарваведы и более поздними аюрведическими трактатами, однако, не обнаруживается.

Некоторые важнейшие концепции, лежащие на стыке философии и физиологии, встречаются уже в поздневедийских текстах: так, идея праны – так сказать, «дыхания», ритмический и динамический принцип существования (сравним греческое учение о пневме) впервые встречается в упанишадах. И все же мы не можем ничего толком сказать о реальной медицине той эпохи, если исходить только из известных священных текстов, посвященных все же другим темам.

Читаем тексты: когда и как складывалась аюрведа

Снимок экрана 2018-01-26 в 12.31.04Чтобы понять, где же лежит начало аюрведы, я обратилась к текстам. В 1990-е годы два важнейших санскритских трактата и их переводы на английский язык находились в особом зале Ленинки – в фонде, располагавшемся практически за пределами города, почти в Химках, недалеко от платформы Левобережная.

Специальные трактаты по медицине, Сушрута-самхита и Чарака-самхита, создавались на протяжении многих веков, и были уже окончательно составлены в середине первого тысячелетия новой эры. Я смотрела микрофильмы этих текстов, делала записи, пытаясь вникнуть в систему этого знания. Поразительным казалось, насколько комплексной, детализированной и систематизированной медицина представала уже в этих древних текстах. Фонетика, грамматика, астрономия и астрология постепенно дополнялись знаниями по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, метеорологии, металлургии, физики и химии.

По своим философским основам аюрведа была близка традиции санкхья, которая особое внимание уделяла всевозможным классификациям, подсчету элементов бытия. Здесь же разделы уже специализированы, отдельно описана эмбрионология (с попыткой различить, какие особенности организма младенца «приходят» от отца, какие от матери, какие от атмана – что можно понимать и как божественное начало, и как индивидуальную самость), упоминаются возможные сверхъестественные способности, которые тоже старались изучить посредством медицинского знания.

Чудесное и мифологическое здесь не противоречило рациональному и естественному, легенды были переплетены с научным знанием. Так, Сушрута-самхита утверждает, что медицину изобрел Сваямбху, или Брахма – саморожденный бог: существо, само собой обретшее бытие. Но люди не могли постичь ее полностью во всей совокупности и единстве, поэтому он разделил ее на восемь частей-разделов, и передал это знание Праджапати. Тот научил Ашвинов – коней, везущих повозку Солнца, которые стали известны как божественные врачи, знающие толк в целебных травах. Те научили царя богов Индру, тот – Дханвантари, который уже стал учителем для первых врачей-людей.

Снимок экрана 2018-01-26 в 12.31.25Дханвантари – это одно из воплощений бога Вишну, который, как известно, является в мир как спаситель и избавитель, когда грозит беда. Для того, чтобы понять, кто же такой Дханвантари, нужно было обратиться к другому интересному индуистскому тексту – Бхагавата пуране, в котором рассказывается чудесная история его появления. Дэвы и асуры пахтали молочный океан, в надежде обрести нектар бессмертия, амриту; и вот, наконец, из пучины вод появился Дханвантари, держащий сосуд с этим напитком. Его рождение-появление празднуется в Индии ежегодно, за два дня до Дивали. Это первый день пятидневного цикла называется Дхантерас, а сам праздник – Дханатрайодаши, или Дханвантари трайодаши, 13-ый лунный день темной половины месяца Картик. Храмы, посвященные Дханвантари, существуют на юге Индии, в штатах Тамилнаду и Керале. Учение Дханвантари, как гласят тексты, записал один из его учеников, Сушрута. Чарака был другим человеком, также получившим от богов наставление в медицине.

Восьмерка в аюрведических классификациях – как и в санкхье, и в йоге – оказалась одним из излюбленных чисел для классификации священного знания. Чарака-самхита состоит из восьми глав – стхана, и само это деление поражает своей четкой логикой и современностью мышления. Описываются общие принципы врачевания, патология, поиск причины недуга, обучение врача, этика медицинской практики, питание, вкус лекарств, анатомия, эмбрионология. Здесь есть разделы об анатомии разных живых существ, осмотре пациента, терапии, о лекарствах и способах лечения, фармацевтике и токсикологии, ходе приготовления лекарств. Имеются разделы о ядах, об удаче во врачевании, о признаках излечения, гигиене, здоровом образе жизни. В целом болезни и недомогания понимались здесь как дисбаланс разных состояний и настроений, переизбыток или недостаток определенных веществ.

К этим древнейшим трактатам восходит до сих пор актуальная схема разделения принципов врачевания на два типа. Сваставритта – так сказать, превентивная, социальная медицина, по сути дела, это здоровый образ жизни. Сюда входит соблюдение правильного распорядка дня (диначария), соблюдение сезонных предписаний (ритучария), причем особенное внимание отводилось сезону дождей, а также здоровое и правильное питание и следование морально-этическому кодексу (ахаравитхи). Атаравритта – клиническая медицина, она состоит из 8 разделов (чикитса или тангра), что, считается, восходит ко времени ее появления в мире людей. Атаравритта, согласно тексту Чарака-самхита, состоит из следующих восьми разделов: общая терапия, эмбрионология и педиатрия, психиатрия и душевные болезни, болезни выше шеи, хирургия, токсикология, терапия очищения и омоложения, лечение бесплодия и повышение сексуальности. Уникальный хирургический раздел в Сушрута-самхите описывает даже практику изъятия камней из почек. Итак, это был широкий комплекс знаний по врачеванию, от диетологии до хирургии и психологии. При этом использовался психосоматический подход, с большим упором на сознание самого пациента.

В обоих текстах значительное внимание уделяется образованию врачей и их помощников (мы бы сказали, медсестер) и их моральному кодексу. Однако и от пациента ожидается ряд хороших качеств, среди которых – позитивный настрой, хорошая память и умение рассказать о своих недугах, а также аккуратность в приеме лекарств и прочем лечении.

Позднее, читая некоторые джайнские и буддийские тексты, я обнаруживала похожие схемы; возможно, медицинское знание рождалось в среде небрахманических течений, где создавались интереснейшие теории бытия, где отрабатывались психофизические практики. Проблемы тела, видимо, в равной степени волновали всех, но ответы предлагались разные. Ряд медицинских и «околомедицинских» текстов приписывается знаменитому буддийскому философу Нагарджуне, жившему во 2 в.н.э. Что это было? Алхимия – расаратнакара. Медицина – йогашатака. Черная магия –каччхапута. О рациональной и систематизированной медицине свидетельствуют и другие тексты – философские, законнические, трактаты о домашнем хозяйстве и обрядах.

А как в жизни?

Снимок экрана 2018-01-26 в 12.31.16Многие элементы медицинского знания и практик до сих пор сохраняются в традициях домашних обрядов индусов, в обрядах жизненного цикла, в традициях народного врачевания. Но какие из них можно причислить к аюрведе? Что следует отличить от нее? Кумулятивный характер знания, легкое восприятие любых инноваций, готовность использовать разные приемы и способы для врачевания не создают какую-либо идейную границу для аюрведы.

Борьба за бессмертие, или, по крайней мере, за отдаление момента смерти, хорошо известна по замечательным мифологическим сказаниям, которые люди любят пересказывать. Жизнь человеческая, по распространенным представлениям индусов, во многом предрешена, а длину ее, и обстоятельства смерти может уточнить опытный астролог. Однако даже в самой, казалось бы, безнадежной ситуации нужно действовать, и можно победить. «Заговаривать зубы» смерти – один из испробованных методов. Так, к подобному «врачеванию» супруга прибегали великие жены древности – Савитри, выкупившая своего уже умершего мужа у самого царя смерти Ямы. Как ей это удалось – повествует «Песнь о Савитри», часть великого эпоса «Махабхарата», мерцающая в народной памяти негасимым огнем. Преданная жена предалась аскезе, а узрев Яму, утаскивающего душу ее мужа, вступила с ним в беседу, и так долго продолжала умные и трогательные речи, что Яма сдался, исполнил все ее желания, а в конце концов и вернул ее супруга к жизни.

Замечательна история о шестнадцатилетнем сыне царя Хима. Гороскоп мальчика предрекал ему смерть на четвертую брачную ночь. Но его молодая жена собрала все драгоценности, золото и серебро, что было в доме, сложила кучкой у входа и села рассказывать истории и петь песни всю ночь. Яма пришел за душой бедняги в облике змея, но не мог войти в дом: змеи известны своей жадностью до украшений. Он заполз наверх кучи, улегся, и принялся слушать. Так пробежала ночь, и царевич был спасен: утром Яма тихо удалился. Этот день – Дхантерас – отмечают перед праздником Дивали как победу над смертью. Но уже на следующий день женщины спешат зажечь светильники в честь Ямы и отмечают Нарака Чатурдаши, или Ямадипдан, помня о неизбежности завершения жизненного пути всякого человека. Все же, это – легенды, хотя и излюбленные, и дарящие надежду, и служащие образцом для идеального поведения идеальных жен.

В Индии издавна существовали наследственные семьи и школы врачей; иногда они носили титул вайдья, «врачеватели». Известны школы в священных городах Бенарес и Харидвар. Однако особенное, углубленное развитие аюрведа получила в Керале, и не случайно: именно здесь сохранялись и другие древнейшие институты, например, ведийский огненный обряд среди брахманов намбудири; здесь среди сословия наяров была распространена практика воинских искусств, каларипаятту. Врачевание как обычных болезней, так и боевых ран было необходимым дополнением. Своим знаменитым массажем наяры умели излечивать разные заболевания, массировали даже людей с открытыми ранами. До сих пор медицинские знания и практика остается обязательной составной частью образования в Керале, оно сохраняется в десятках маленьких школ и семей.

В Керале появился и институт, совершивший настоящую «революцию» в деле популяризации аюрведы по всей Индии и за пределами субконтинента. Речь идет о Коттаккал Арья Вайдья Шала (Kottakkal Arya Vaidya Sala, Vaidyaratnam P. S. Varier Ayurveda College). Основателем ее в 1902 г. стал П.С. Варриер, получивший в 1933 г. от Правительства Британской Индии высокий титул «Вайдьяратнам» – «драгоценность среди врачей». Небольшой городок Коттаккал в районе Северной Кералы Малаппурам со временем обрел мировую известность. В 1917 г. в Каликуте П.С. Варриер открыл аюрведическую школу по системе гурукула, которую потом тоже переместили в Коттаккал. Управление над этим институтом осуществляется коллективно, советом траста. Хозяйство довольно обширное: несколько клиник, филиалы, консультационные центры, множество магазинчиков. Лаборатории по производству, сады лекарственных трав. Каждая из точек снабжена хорошо подготовленными консультантами, аюрведическими врачами, дающими бесплатные консультации для всех. Лекарства Коттаккал Арья Вайдья Шалы весьма недорогие. Они начали делать готовые к употреблению лекарства и особенно таблетки из трав, что значительно облегчило их хранение, перевоз и прием.

Популярность аюрведы росла вместе с туристическим бизнесом Индии, с открытием спа-салонов, разнообразных заведений, занимающихся здоровьем и красотой. Во многих случаях использование слова «аюрведа» оказывается своего рода рекламой, маркетинговым ходом для продажи услуг и товаров. Ныне в Индии существуют сотни малых и крупных предприятий, так или иначе причисляющие себя к аюрведическому знанию и практикам. Правительство Индии в 1995 г. даже создало специальный Департамент, который в 2014 году стал самостоятельным Министерством AYUSH – «аюрведы, йоги и натуропатии, унани, сиддхи и гомеопатии», для развития и поддержки традиционных медицинских систем.

Чудесные системы: Вселенная, жизнь, фармакология

Прочитанное в текстах мне всегда хотелось обсудить, и со временем такая возможность появилась: приезжая в Индию, я приходила на консультации к врачам, закончившим Аюрведический колледж в Коттаккал. Дели, Калькутта, Бангалор, Удупи, Панаджи. В консультационных центрах Коттаккал Арья Вайдья Шала работают в основном приехавшие из Кералы врачи. Согласно правилам этого института, они принимают пациентов бесплатно, и в дальнейшем – если у тех возникают дополнительные вопросы – бесплатно консультируют их и очно, и заочно, например, по электронной переписке. Некоторые из моих консультантов оказывались разговорчивыми и были готовы к продолжительным беседам об аюрведе, ее системности и ее тайнах.

Теория аюрведы, как кажется, очень тесно связана с философскими системами санкхьи и вайшешики. В их основе лежат списки, классификации элементов бытия (матрики), а важнейшей аналитической задачей оказывается выявление взаимосвязей между ними. Мир, считается, развивается из первоматерии пракрити, которая проявляет себя в космическом разуме (махат), интеллекте или индивидуальном разуме (буддхи), самости или чувстве индивидуальности (ахамкара), самосознании или рефлексии (манас), мышлении (четана или виджняна). «Ниже» располагаются пять «великих элементов», махабхута – эфир (акаша), воздух (ваю), огонь (тедж), вода (джала) и земля (притхиви). Каждый из них соотносится с «тонкими сущностями» (танматра), или настройками органов чувств, сквозь которые мир «просачивается» в тело. Чарака-самхита указывает также на части растения, которые связаны с каждым из элементов. Так, эфиру соответствуют звук (шабда) и плоды растения, воздуху – касание (спарша) и звук, и листья, огню – образ-форма (рупа), касание и звук, и цветы, воде – вкус (раса), образ-форма, касание и звук, и стебли, стволы, ветви, земле же – запах (гандха), вкус, образ-форма, касание и звук, и корни.

Согласно аюрведе, едва ли можно различить материю «живую» и «неживую». Жизнь, как полагают, есть союз личности (атмана), всех уровней сознания, органов восприятия (индрий) и тела (шариры). Только последнее подвластно смерти. Человек же, как и многие другие живые существа, – явления комплексные, они оказываются результатом сочетания множества элементов. Из каких тканей состоит тело – это описывается с помощью концепции дхату, которые возникают последовательно, одно из другого, связаны у человека, растений, минералов и металлов, а также соответствуют субстанциям гормональной секреции и иммунной системе. Дхату всего семь: лимфа (раса) подобна соку листьев и выражает «питающий» принцип жизни. Кровь (ракта) – жидкая смола, и оживляющий принцип. Мускулы, плоть (мамса) суть древесина и покрывающий принцип. Жир (медас) – загустевшая смола и наполняющий принцип. Кости (астхи) – кора дерева и «поддерживающий» принцип. Мозговые и нервные ткани, костный мозг (маджджа) – листья и смазывающий, связывающий принцип. Репродуктивные органы (шукра) – цветы и плоды, и воспроизводящий принцип жизни.

Важнейшее свойство жизни – это преобразование одного в другое. Существа для того и существуют, чтобы испытывать это искусство постоянного преображения. Для аюрведы важно, что все ткани-дхату по сути дела есть порождение единого начала и взаимосвязаны, хотя и выполняют различные функции. В санскритском слове осадхи, «растение», эта идея выражена особенно ярка: дхи значит «вместилище», в котором рождается трансформация – оса. Любопытно: не было ли это предвозвестием понятия о фотосинтезе?

Из занятий по йоге, которые я регулярно посещала в колледже искусств, я хорошо помнила: прана, так сказать, «дыхание», есть важнейший признак жизни, часть физиологии и психологии, ее исток и нерв. Овладев хорошим, правильным дыханием, можно совершить настоящее чудо в постижении и врачевании своего тела и психики. В аюрведе, как и в йоге, говорится о пяти видах праны, среди которые есть и собственно дыхание, и другие циклические процессы. Прана – центральное дыхание, идущее вниз, связанное с рассудком, зрением, моторными функциями, нервной и дыхательной системами. Вьяна – циклы в сердце, обслуживающие систему циркуляций крови, движение связок и мускулов. Самана – «центральное дыхание», то, что обслуживает пищеварение. Удана – «идущее вверх», и рождающееся в горле – то есть речь, воля, энергия, память. Апана – «идущее вниз», то, что сосредоточено ниже пояса, и что связано со всеми процессами выделения мочи, кала, пота, семени, месячной крови и т.д. Так, «дыхание» есть механизм преобразований пищи в энергию и шлаки – мала. И то, и другое должно, в свою очередь, совершать ритмичные, цикличные передвижения, менять и меняться.

С терапевтической точки зрения организм понимался как процесс достижения баланса всего сложного комплекса связей, в ходе его существования во времени. Как же достигался этот баланс?

Аюрведический врач постоянно орудует множеством классификаций. Учитывается, что жизнь подвешена во вселенной на тонком, хотя и прочном «фитиле», свитом из трех «нитей», трех качеств, или гунсаттва, раджас и тамас. Дисбаланс в состоянии существа ведет к дисбалансу в тройке других качеств – базисных типов человеческой конституции, тридоша. Вата, наиболее сильная и «чистая» из всех, – нервная энергия воли и зрения, состоит из эфира и воздуха, и описывается через такие особенности как сухость, холод, легкость, чистота, переменчивость, активность. Питта – катаболическая энергия чувств, желания и силы, огненная, она состоит в основном из огня с некоторым участием воздуха и воды, и проявляется как жар, легкость, текучесть, острота, воспламеняемость. Наконец, капха – анаболическая энергия пищи, материи, земли, связана с мокротой, холодом, тяжестью, медлительностью, вялостью, инерцией, тупостью, липкостью и дымом, хотя также несет стабильность, сострадание и прощение.

За жизнь, силу и иммунитет отвечают субстанции или секреции оджас, имеющие сущность огня, силы, жизненных соков. Оджас, согласно аюрведической теории, есть основа жизни во плоти, и начинается она в сердце.

Пища и напитки, мази и массажное масло, эмоции и информация – суть важнейшие средства лечения, согласно аюрведе. Всякие вещества, «проникающие» в тело человека, считается, обладают определенными фармакологическими качествами, что называется простым словом – карма. Все, что попадает на язык, обладает вкусом (расой) и привкусом (анураса). Раса всего шесть, и известно их «строение» и действие: мадхура – сладкий – сочетание воды и земли – охлаждает и увлажняет; амла – кислый – земля и огонь – согревает и увлажняет; лавана – соленый – вода и огонь – согревает и увлажняет; кату – жгучий – огонь и воздух – согревает и сушит; тикта – горький – воздух и эфир – охлаждает и сушит; кашайя – вяжущий – земля и воздух – охлаждает и сушит.

Всякий вкус воздействует на прану в пищеварении, а от нее – на все другие жизненные силы, меняет настроение и состояние человека. Вспомним Алису из сказки Льюиса Кэрролла: ведь и правда, от сдобы – добреют, от уксуса – куксятся, от горчицы – огорчаются. Выделяются также випака – свойства, обнаруживаемые после переваривания пищи. Так, из сладкого и соленого – получается сладкий вкус, из кислого – только кислый, из горького, острого и вяжущего – острый. Кроме того, всякая пища имеет определенную гуну, свойство, такую как «тяжелый», «вялый», «холодный», «влажный», «гладкий», «твердый», «мягкий», «подвижный» и т.д., вирья, горячую («солнечную») или холодную (лунную) силу, и прабхава – эффект, например, слабительное. Множество правил известно в искусстве использование пряностей, что даже называется в Индии «вскармливанием Агни человека», в науке об энергетическом балансе и соединении, так как важное свойство огня, заключается именно в умении соединять. У некоторых продуктов замечены необычные фармакологические конфигурации, например, у ячменя.

Здоровье и недуги: как лечат аюрведические врачи

Похожи ли врачи, закончившие аюрведические колледжи и работающие в аюрведических клиниках, на врачей западной медицины? Мне кажется, однозначно на этот вопрос ответить нельзя. И да, и нет. Как и пациенты, обращающиеся к ним.

Без специальных знаний самому едва ли можно приобрести подходящее лекарство в аюрведической лавке; однако в простых случаях продавцы-консультанты готовы подсказать и посоветовать снадобье. Все же большинство препаратов, говоря нашим языком, представляют собой что-то похожее на «биологически активные добавки». Они не «лечат» непосредственную хворь, но медленно и постепенно способствуют восстановлению баланса, здорового состояния всего организма. Так, например, кожные заболевания чаще всего связаны с проблемами в кишечнике, и на них прежде всего будут ориентированы препараты.

Кроме специальных аюрведических лекарств врач обращает ваше внимание на состав и качество вашей еды. Своеобразным инструментом, корректирующем некоторые мелкие недомогания и элементы дисбаланса оказываются пряности: их использование определенным образом влияет на работу разных тканей и органов. Считается, что головному центру соответствует мускатный орех и валериана, лобным долям – базилик и сандал, горлу – гвоздика, сердцу – кардамон, семена лотоса и шафран, области живота – перцы, кумин, половому центру – кориандр, ногам – корни лотоса и харитаки. Можно сказать, в Индии существует своего рода «наука пряностей», выводящая определенные закономерности и взаимосвязи.

Обнаружение тождественности, соответствий, подобия тел людей, животных и растений, строения вселенной, психоэмоциональной сферы бытия – важная задача аюрведы. Этот принцип известен уже в поздневедийских текстах. Так, Чхандогья упанишада (раздел 1, 1–2) замечает: «Суть (эссенция, раса) всех вещей – Земля. Суть Земли – Вода. Суть Воды – растения. Суть растений – человек». В природе все со всем оказывается связано, нужно только уточнить – каким образом, и до какой степени.

Методы современных врачей аюрведы – очень разнообразны, включают любые конкретные подходы и инструментарий. Помню, еще в середине 1990-х гг. в Москве, в Индийском культурном центре при Посольстве Индии выступал с лекцией профессор Ч.Р. Агнивеша из Аюрведического колледжа в Коттаккале. Он подчеркивал простую, но совсем нетривиальную для нас мысль: врач не должен придерживаться одной системы и не должен навязывать свои воззрения своему пациенту. Главная его задача – гармонизировать человека, «собрать» его таким, каков он есть, по возможности несколько выровняв и облагородив. Мне запомнилось забавное сравнение лектора: «В Индии есть обычай перевязывать рану жгутом из соломы. Так и врач должен перевязать рану больного «жгутом», «свитым» из его же представлений, мнений. В этом заключается также и сущность индийской психотерапии». Сейчас, перечитывая свои записи того семинара, я все более проникаюсь этой идеей, ведь настоящее излечение приходит из глубины самого организма. Однако нужно выстроить все обстоятельства для этого излечения. Аюрведа, таким образом, строго говоря, не лечит, но способствует излечению.

Как выглядят аюрведические доктора? Оказывается, весьма по-разному. В некоторых клиниках врачи носят белые халаты, в других – нет. Я встречала и внимательных дам, и солидных, худощавых старцев, и веселых молодых мужчин, приезжающих в свой офис на мотоциклах. У них есть, тем не менее, много общего, и прежде всего, навыки диагностики. Беседа с врачом бывает и краткая, и пространная; она призвана как прояснить те очевидные проблемы со здоровьем, от которых человек страдает, так и выяснить его конституцию, возраст, темперамент, привычки и особенности.

Врач смотрит, слушает, учитывает любую информацию, которую ему сообщает пациент, и делает свои выводы. Его важнейшая задача – осуществить перевод конкретного случая на язык аюрведы: определить конфигурацию доша, понять, какие системы и ткани организма и каким образом «участвуют» в болезни, прикинуть силу как болезни, так и возможность больного бороться с ней. Врач наблюдает симптомы (линга), определяет причины (хету), подбирает средства терапии (ошадха). Причины болезней понимаются в дисгармонии между организмом и средой. Мои собеседники говорили, что трудности со здоровьем обычно наступают тогда, когда душа, разум, тело оказывается не в состоянии принять, освоить, «переварить» то, что приходит к нему извне – пищу, воздух, эмоции, информацию, происходящие события. Правильное поведение – вот основа счастья; известное высказывание из Чарака-самхиты я слышала многократно в более или менее свободном пересказе от моих консультантов: «Сострадание ко всему живому, оказание благодеяний, умение управлять своим телом, речью и психикой, забота об интересах других, как о своих собственных – все основы правильного поведения. Противоположные действия – вот путь к болезни». Известна такая классификация причин заболеваний: это ошибки в принятых решениях в жизни, трудности с памятью, слабость воли (праджняпарадха); нездоровое, неблагоприятное время года и предшествующие проступки (кала карма); нездоровое соединение с чувственными объектами, злоупотребления (асатмьендрияртхагама).

Интересно, что доктор аюрведы должен врачевать недуги прошлого, настоящего и будущего: об этом пишет и Чарака-самхита, об этом свидетельствует и ход диагностики, прогнозирования и советов сегодняшних врачей. Для человека умного весь мир – это Учитель, и нужно соответствовать тому, что делается в мире, вокруг него, здесь и сейчас, но только после того, как он поймет смысл происходящего. Говорят о шестнадцати элементах хорошего лечения – качествах врача, лекарства, осмотра, помощника врача (медсестры или фельдшера, как мы сказали бы сегодня), наконец, самого больного. Да-да, оказывается, нужно учиться быть хорошим больным; это значит – прежде всего, обладать позитивным настроем на выздоровление, а также иметь хорошую память, уметь точно и подробно рассказывать о своих ощущениях, быть внимательным и настойчивым в деле принятия лекарственных препаратов и прохождения процедур.

Резюме врача должно быть совершенно определенным. Прежде всего, следует понять, есть ли у пациента какая-то конкретная болезнь. Если да, то нужно понять, какова она – болезнь излечимая или нет. В свою очередь, излечимую болезнь нужно определить –легко или трудно она излечима. Неизлечимую же болезнь определить как контролируемую или неконтролируемую.

Выписывая средства, врач обязательно уточняет ход их приема; аюрведические препараты нужно принимать в определенное время суток, до, после или во время еды, иногда запивая теплой водой. На время курса рекомендуют ограничить или даже вовсе исключить из рациона острые, жирные, жареные, сладкие блюда, а нередко и определенные конкретные продукты. В идеале аюрведическое лечение должно проходить под надзором знатоков, лучше всего – это время летнего муссона, когда ограничены передвижения и активный труд. Считается, что струи дождя дополнительно помогают «смыванию» с тела болезней, недомоганий, способствуют очищению и преображению. Телесная активность полностью не исключается, но врачи советуют ее ограничить; пациент, особенно проходящий курс масляных массажей и очистительной терапии, должен пребывать в расслабленном состоянии.

Что ждать от аюрведы: мгновенный и долгосрочный результат

Итак – человек. Совокупность мыслей, эмоций и пищи? А может, марионетка в руках судьбы? Неизбежное следствие действий, совершенных в далеком прошлом, в ходе множества предыдущих рождений. Или же активный созидатель своего будущего? Врачи аюрведы, кажется, согласны со всеми этими утверждениями. Они часто верят в неизбежность: действия, совершенные в далеком прошлом, неминуемо влекут за собой последствия. О некоторых из них мы знаем, о других даже не догадываемся. Поэтому исправление недугов должно начинаться с преобразования сознания. Подобно тому, как недостаток желудочного сока не позволяет некоторым людям считать пищу пригодной, утверждал Рабиндранат Тагор, недостаток «духовного сока» мешает им воспринимать внешний мир как мир внутренний, личный, человеческий. И хотя очень нелегко преобразовать свой разум, начинать придется с простых вещей. Даже небольшая коррекция поведения, пищи (ведь «все действия развиваются из пищи» – гласят даже тексты упанишад), эмоций способна творить чудеса. Иногда для того, чтобы совершить чудо, нам не хватает не вечности, а одного мгновения.

Жизнь и смерть всегда рядом. Двигаясь по тонкой линии жизни, человеку приходится, подобно канатоходцу, с каждым шагом заново обретать баланс. И хотя веревочка одной жизни имеет конец, сама наука баланса поистине бесконечна, глубока и благородна. Сохранение ее, постижение и передача в поколениях, от учителей к ученикам, возможно, оказывается той самой амритой, напитком бессмертия, которого так жаждут все живые существа.

Библиография / References

Illustrated Astanga Hrdaya Sutra Sthan (2017). Ed.by Vidyanath R., Singh R.H. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Paristhan. 575 p.

Manohar P. Ram. (2016). 108 Names of Dhanwantari. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Paristhan. 120 p.

Patil Vaidya Vasant.  (2017). A Guide to Ayurvedic Clinic Practice. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Paristhan. 558 p.

Sharma R.K., Bhagwan Dash. (1976-2002). Caraka Samhita. Text with English Translation and Critical Exposition Based on Cakrapani Datta’s Ayurveda Dipika. Vol I – VII. Varanasi: Chaukhamba Sanskrit Seris Office.

Valiathan M. S. (2017). The legacy of Suśruta. Himayatnagar, Hyperabad: Orient Longman, 2007.

Valiathan M. S. (2003). The legacy of Charaka. Himayatnagar, Hyperabad: Orient Blackswan. 634 p.

https://www.ayurveda.com/about/ayurvedic-press

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *