ПРОГРАММА КУРСА «МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»: РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

© 2016  Ольга Борисовна ХРИСТОФОРОВА

МАиБ 2016 — №1 (11)


Снимок экрана 2017-12-23 в 12.32.42Ключевые слова: медицинская антропология, курс по выбору, авторский курс, Центр социальной антропологии, тематический план, литература, видеоматериалы

Аннотация: Курс «Медицинская антропология» предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 46.03.03 «Антропология и этнология». Эта дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла и является курсом по выбору; она предлагается студентам Центра социальной антропологии дневной формы обучения на четвертом курсе, в седьмом семестре.


Курс рассчитан на 2 зачетные единицы – 72 часа, из них аудиторных 32 часа – по 16 часов лекций и семинаров, и 40 часов самостоятельных занятий. Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях: обсуждение прочитанной литературы, просмотр и обсуждение этнографических фильмов, дискуссии по ключевым проблемам дисциплины. Форма промежуточной аттестации – опросы, коллоквиумы, антропологические задачи. Форма самостоятельной работы – чтение научной литературы, работа с источниками. Итоговая форма контроля – зачет.

Пояснительная записка

Предметом учебной дисциплины является медицинская антропология – одна из субдисциплин современной социальной/культурной антропологии. Она представляет собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о формах и традициях врачевания, о культурном контексте медицинских практик, о разнообразных социокультурных аспектах производства медицинских знаний. Медицинская антропология находится на стыке антропологии и медицины, в силу чего имеет и фундаментальный, и прикладной характер. Преподавание медицинской антропологии оказывается весьма актуальным в условиях современных полиэтничных обществ, представители которых часто принадлежат к разным культурным сообществам, со своими, иногда очень специфическими представлениями о здоровье и болезни, о теле, о гигиене, о способах физического и символического лечения. Данный учебный курс представляет собой оригинальную авторскую разработку.

Целью освоения дисциплины является ознакомление учащихся с медицинской антропологией как субдисциплиной современной социальной/культурной антропологии, с ее историей, методологией, теоретическими основаниями, прикладными аспектами и конкретными направлениями исследований.

Задачи освоения дисциплины

Ознакомить студентов с предметом, основными понятиями, концепциями и методами медицинской антропологии.

Дать студентам сведения о типологически различных медицинских системах.

Сформировать у студентов понимание того, что представления о болезнях и традиции лечения обусловлены культурным контекстом.

В результате изучения дисциплины «Медицинская антропология» учащиеся должны:

знать:

предмет, основные понятия, концепции и методы медицинской антропологии;

характеристики типологически различных медицинских систем;

механизмы врачебных практик в различных медицинских системах;

уметь:

применять знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Медицинская антропология» в самостоятельной исследовательской деятельности;

быть толерантными по отношению к инокультурным представлениям о здоровье и болезни, теле, гигиене, о способах диагностики лечения;

рефлексивно относиться к собственным медицинским представлениям;

владеть:

понятийным и методологическим аппаратом дисциплины;

навыками анализа медицинских представлений разного типа;

пониманием прикладного характера медицинской антропологии.

Тематический план

Тема 1. Предмет, методы, история медицинской антропологии

Понятие медицинской антропологии как одной из субдисциплин социальной/культурной антропологии. Предмет, методы и идеология медицинской антропологии. История медицинской антропологии в зарубежной и отечественной научной традиции. Фундаментальный и прикладной характер медицинской антропологии. Типы медицинских систем. Антропология и глобальное здоровье.

Литература

Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.

Helman C.G. Culture, health and illness: An introduction for health professionals. 3-rd ed. London, 2000.

Good B.J. Medicine, rationality and experience. Cambridge, 1994.

Medical anthropology: Health, healers and culture. New Delhi, 1998.

Киддер Т. За горами – горы. История врача, который лечит весь мир. М., 2015.

Михель Д.В. Болезнь и всемирная история: учеб. пособ. для студентов и аспирантов. Саратов, 2009.

Михель Д.В. Медицинская антропология: история развития дисциплины: учеб. пособ. для студ. Саратов, 2010.

Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология: учеб. пособ. для студентов. Саратов, 2010.

Ожиганова А.А. Антропология и медицина: перспективы взаимодействия (дискуссия 1980-х – 2000-х годов) // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С.10-21.

Ярская-Смирнова Е., Григорьева О. «Мы – часть природы…» социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1. С.151-170.

Харитонова В.И. Медицинская антропология на Западе и в России // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 3-10.

Тема 2. Болезнь как «культурный конструкт»

Заболевание (disease) vs. недомогание (illness). «Культурное конструирование» болезни. Разнообразие представлений о телесной и психической норме и патологиях, о гигиене, о болезнях и их лечении, характерные для тех или иных этнических и культурных общностей.

Литература

Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.

Hahn A. Sickness and healing: An anthropological perspective. New Haven, 1995.

Mattingly Ch., Carro L. (eds.) Narrative and the cultural construction of illness and healing. Univ. of California Press, 2000.

Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000. (Главы 2, 3).

Ермакова Е.Е., Повод Н.А. Традиции в народной гигиене и медицине коми юга Тюменской области // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2007. № 7.

Трушкина Н.Ю. Материалы по народной медицине Ульяновской области // Живая старина. 2001. № 1. С. 47-49.

Христофорова О.Б. «Стрях и надсада – напраслинная смерть…» // Живая старина. 2010. № 1. С. 49-51.

Христофорова О.Б. Земля, лёд и глаза: заметки к мифологии нганасан // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М., 2014. С. 147-172.

Тема 3. Традиции врачевания у отдельных этнических и конфессиональных групп

Традиции врачевания у народов России: восточные славяне, уральские и алтайские народы, палеоазиаты и др. народы. Врачевание в христианских конфессиях (католицизм, протестантизм, православие). Традиционная медицина в исламе и буддизме. Тибетская медицина и ее современная рецепция.

Литература

Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.

Lindquist G. Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia. New York and Oxford: Berghahn Books, 2006. 251 pp. (Series «Epistemologies of Healing». Vol. 1.)

Danforth L.M. Firewalking and religious healing: The Anastenaria of Greece and the American firewalking movement. Princeton Univ. Press, 1989.

Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII-XVIII вв. Исследование фольклора и этноботаники. М., 2008.

Коваленко Г. О народной медицине в Переяславском уезде Полтавской губернии // Этнографическое обозрение. 1891. № 2. С. 141-149.

Куковякин С.А., Куковякина Н.Д., Братухина О.А. Народная медицина в Вятской губернии. Киров, 1997.

Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера // Русский Север. СПб., 1995.

Мельников А.П. Из народных суеверий. Знахарская медицина, ворожба и заговоры в Нижегородском крае. Нижний Новгород, 1901.

Народная медицина. Подборка материалов (4 статьи) // Живая старина. 2007. № 3. С. 31-42.

Никонова Л.И., Кандрина И.А. Как лечились народы Поволжья и Приуралья. Саранск, 2005.

Паштова М.М. Текст обряда чапш: мифология, прагматика, этнокультурные диалекты // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие. Материалы международной научной конференции. Майкоп, 2012. С. 219-223.

Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. СПб., 1903.

Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми: Материалы по психологии колдовства. Ленинград, 1928. (Репринт: СПб., 1997).

Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996. (переиздание: Торэн М.Д. Почему русские живут долго, применяя народную медицину? СПб., 2014)

Хаккарайнен М.В. Локальные представления о болезнях и лечении (поселок Марково, Чукотка). Дисс. … к.и.н. СПб., 2005.

Тема 4.  Медицинские системы «традиционного типа»

Характеристика медицинских систем «традиционного типа». Болезнь как «частный случай несчастья». Вернакулярные теории болезней (Дж. Мердок). «Смерть вуду» (М. Мосс, У. Кэннон). Концепции, объясняющие веру в колдовство.

Литература

Cannon W.B. Voodoo death // American Anthropologist. 1942. Vol. 44. P. 169-181.

Evans-Pritchard Е.Е. Witchcraft, oracles and magic among the Azande. Oxford, 1937.

Murdock G.P. Theories of illness: A world survey. Univ. of Pittsburgh Press, 1980.

Whyte S.R. Questioning misfortune: The pragmatics of uncertainty in eastern Uganda. Cambridge, 1998.

Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., 2004.

Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984. (Раздел «Магия и религия», главы 9, 10).

Нечаева Л.С. Образ болезни в традиционной культуре (на материале лексики пермских говоров) // Вестник Пермского университета. 2010. № 1 (17). С. 12-20.

Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М., 2010. (Глава 1).

Тема 5. Механизмы символического лечения

Ритуал как пространство врачевания. Характер отношений «целитель-пациент-социальное окружение». Символическое исцеление и его социальные, психологические и биологические механизмы. Эффекты плацебо и ноцебо. Заговорный текст в свете семиотики.

Литература

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984. (Раздел «Магия и религия», главы 9, 10).

Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986.

Познанский Н. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995.

Публичук Е., Топорков А. Знахарка из Андомы и ее заговоры // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2007. С. 188-204.

Чувьюров А. «Отсылка болезни» в лечебно-профилактических обрядах коми-зырян: слово и ритуал // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2007. С. 221-233.

Хаккарайнен М.В. Ритуальное лечение в контексте символических ценностей локальной общности // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб., 2002. Вып. 2. С. 263-284.

Тема 6. Антропологическая психиатрия

Понятия «антропологическая/культуральная психиатрия» и «этнопсихиатрия». Этнокультурные представления о психической норме и патологии. Культурно-специфичные синдромы как «промежуточные» типы между универсальным и локальным, нормой и патологией. Примеры культурно-специфичных синдромов (амок, виндиго, пиблокток, латах, икота и др.). Локальные интерпретации КСС, приемы их лечения и способы институционализации. Транс и одержимость. Шаманский транс – выражение психической патологии или целительский метод? Культы одержимости – способ изоляции «патологии» или социальный институт с несколькими важными функциями?

Литература

Encyclopedia of Medical Anthropology: Health and Illness in the World’s Cultures / Ember C.R., Ember M. (eds). New York, 2004.

Kleinman A.K. Patients and healers in the context of culture: An exploration of the border land between anthropology, medicine, and psychiatry. Berkeley; London: University of California Press, 1980.

Littlewood R. Cultural psychiatry and medical anthropology: An introduction and reader. New Brunswick, N.J., 2000.

Simons R.C., Hughes C.C. The culture-bound syndromes: Folk illnesses of psychiatric and anthropological interest. Dordrecht; Lancaster: Reidel, 1985.

Арсенова Е.В. Восточнославянские традиционные представления об «особом» знании и болезни // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб., 2002. Вып. 2. С. 4-22.

Барнард А. Традиционная медицина и знахари у бушменов наро // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Нек­людов. М., 2010. С. 60-83.

Макарова В.Ю. Священник и больной (по материалам второй половины XIX – начала XX веков) // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: Сборник статей. СПб., 2002. Вып 2. С. 131-169.

Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 2003.

Мельникова Е.А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 220-263.

Нечаева Л.С. Названия и характеристики людей с психическими и умственными отклонениями: мотивационный аспект (на материале русских говоров Пермского края) // Вестник Пермского университета. 2014. № 2 (26). С. 32-43

Новик Е.С., Христофорова О.Б. Визуальные образы мира в сибирском шаманизме // Пространственные модели традиционных культур [Интерактивная обучающая программа]. М.: РГГУ, 2004. http://goo.gl/e1XmIW

Христофорова О.Б. Одержимость в русской деревне. М., 2016. С. 116-165.

Христофорова О.Б. Получение дара (рассказы о шаманском становлении у нганасан) // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 10. 2003. C. 87-105.

Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.

Тема 7. Медицина «западного» типа

Социокультурные аспекты производства медицинских знаний. Становление «биомедицины» / «госпитальной» медицины / медицины «западного» типа, и ее особенности. М. Фуко и история «западной» психиатрии.

Литература

MacDonald M. Mystical Bedlam: Madness, Anxiety, and Healing in Seventeenth-Century England. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1981.

Good B.J. Medicine, rationality and experience. Cambridge, 1994.

Богданов К.А. Врачи, пациенты, читатели. Патографические тексты русской культуры XVIII – XIX веков (Серия: Нация и культура. Новые исследования). М., 2005.

Homo medicus. Гиппократы каменного века. Часть I. [Электронный ресурс]. URL:

Homo medicus. Гиппократы каменного века. Часть I

Homo medicus. Гиппократы каменного века. Часть II. [Электронный ресурс]. URL: http://22century.ru/popular-science-publications/homo-medicus2

Михель Д.В. Медицинская антропология: история развития дисциплины: учеб. пособ. для студ. Саратов, 2010.

Михель Д.В. Народная культура в фокусе санитарно-медицинского восприятия в контексте борьбы с эпидемиями на Волге на рубеже XIX и XX веков. [Электронный ресурс]. URL:

 http://www.countries.ru/library/antropology/ncv.htm

Новомбергский Н.Я. Материалы по истории медицины в России. Т. I-IV. СПб., 1906-1907.

Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей / Под ред. К.А. Богданова, Ю. Мурашова, Р. Николози. М., 2006.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

Тема 8. Медицина и современная городская культура

Cубкультура медработников. «Больничная» субкультура. Виды «нетрадиционной медицины» в современной городской культуре. Вернакулярные концепции болезней, практики диагностики и целительства. Медицинский плюрализм или медицинский синкретизм?

Литература

Наш читатель — протоиерей Игорь Востриков о гомеопатии: «Лечит Бог, а мы только Его орудия» // Гомеопатическая книга. 10.04.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.homeobooks.ru/blog/post/6312.html

Современный городской фольклор / Ред. А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, С.Ю. Неклюдов. М., 2003.

Харитонова В.И., Ожиганова А.А., Купряшина Н.А. В поисках духовности и здоровья: новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм. М., 2008 (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 207).

Ярская-Смирнова Е., Григорьева О. «Мы – часть природы…» социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1. С.151-170.

Видеоматериалы

Безумные начальники (Les maitres foux)

Франция, 1953. Реж. Ж. Руш. 30 мин.

Люди из сельских районов верхнего Нигера, приехавшие в Аккру на заработки, ежегодно совершают трансовый ритуал хаука, жестокое представление, в котором они имитируют и высмеивают колониальные власти. Автор высказывает предположение, что катартический прорыв во время ритуала позволяет его участникам терпеливо переносить тяжесть и однообразие труда.

В поисках Хамат’ca: рассказ об охоте за головами (In search of the Hamatsa: A tale of headhunting)

США, 2004. Реж. А.Дж. Глас. 33 мин

Хаматса, или танец каннибала, – самая важная церемония квакиутлей Британской Колумбии (Канада). В фильме, снятом в 2002-2003 гг. во время полевой работы среди квакиутлей, автор прослеживает историю антропологического описания этого танца и, показывая возвращение архивных материалов коренным народам, рассматривает, каким образом разница в отношении к церемонии влияет на ее проведение сегодня. Ритуальный «танец каннибала» имеет самое непосредственное отношение к культурно-специфичному синдрому виндиго, описанному у квакиутлей.

Доктора двух миров (Doctors of two worlds)

Великобритания-Боливия, 1989. Реж. Н. Соломонс. 55 мин.

Английский врач пытается наладить систему здравоохранения в отдаленных горных деревушках Боливии. Стремясь обучить местных жителей принципам западной медицины, доктор сам пытается понять методы лечения, применяемые местным знахарем (curandero). Фильм показывает столкновение различных подходов к пониманию болезни и лечения.

Жить с невидимками (Vivre les invisibles)

Бельгия, 2003. Реж. Д. Дюмон. 52 мин.

Эмигрировав в Европу в 1960-1970-е гг., бывшие жители Марокко привезли с собой свою культуру и свои «болезни» (причиняемые джинном, поселяющимся внутри человека). В Европе в большинстве семей выходцев из северной Африки есть хотя бы один человек, страдающий этим расстройством, симптомы которого разнятся (астма, паралич, эпилепсия, бесплодие и т.д.). Если не лечить эту «болезнь», она может привести к самым серьезным последствиям. Авторы фильма следуют за двумя марроканскими женщинами, которые пытаются решить проблемы, причиненные «невидимыми». Они посещают лекарей в Европе и Марокко; лекари ведут «переговоры» с духами и совершают целительские ритуалы.

Колдовство у азанде (Witchcraft among the Azande)

Великобритания, 1982. Реж. А. Сингер. 52 мин.

Фильм снят через полвека после классической работы Э.Э. Эванса-Причарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), ставшей отправной точкой в антропологическом изучении веры в колдовство у разных народов мира. Азанде считают колдовство основной причиной болезней и несчастий.

Кузум (Kusum)

Финляндия, 2000. Реж. Ю. Аалтонен. 57 мин.

Болезнь девочки Кузум из бедной индийской семьи врач местной больницы считает нервным расстройством и советует ее родным лучше кормить и развлекать ее. Однако у родных есть свое мнение на этот счет – они считают, что Кузум вредят духи. В надежде вылечить девочку семья предпринимает путешествие к известному лекарю, целительские ритуалы которого пользуются большой популярностью.

Н/ум Тчаи: ритуальные танцы бушменов !кунг (N/um Tchai: The ceremonial dances of the !Kung Bushmen)

США, 1966. Реж. Дж. Маршалл. 25 мин.

Ритуал исцеления/«изгнания зла» из общины у бушменов Калахари, во время которого целители входят в транс.

Имако (Ymako)

Бельгия, 1998. Реж. Л. Ван Ланкер, Р. Шаффилд.

Ymako Teatri – театральная группа из Республики Кот-д’Ивуар, использующая методы уличного театра для постановки и решения вопросов, важных для современной Западной Африки («имако» на бамбара означает «наши заботы»). В частности, используется метод «невидимого театра», призванный удивить зрителей и привлечь их внимание к их собственным проблемам. Фильм демонстрирует два перформанса, в одном критикуется распостранение религиозных сект, в другом делается попытка проблематизировать ситуацию с ВИЧ/СПИД.

Примерная тематика коллоквиумов

Прагматика заговоров

Даны несколько русских заговоров (севернорусская традиция) из изд.: Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / Под ред. В.П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1998.

  1. Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны.
  2. «Молодик, молодик, где ты был?» – «На том свете.» – «А ты мертвых видал?» – «Видал.» – «Ти болят у них зубы?» – «Ни.» Дай ты Бог, чтоб у меня не болели.
  3. Как у мертвого зубы молчат, так и у тебя бы молчали, не болели, от ин до веку, во веки веков. Аминь.
  4. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами в чистое полё. В читом поле стоит древо, под древом стоят святые отцы: Курил, Графанаил, два евангелиста – Матфей, Иоанн. Оне же стояху на море, зряху – внезапну возмутиса море, изидоша из моря 12 девиц, пустовласы, без поясы. В окаянным ведением изыманы бышы те девы силою невидимой, Михаилом и Гавриилом, вопросиша их, что есть девы. Оны же рокоша: «Мы есть девы Ирода царя дочери, идем в мир к (имя), кости его ломить, тело его трясти, изнурять». Тут святые отцы взяша в руки 1 прутов железных, биша их и даша им по 1000 ран кровавых. Оны же заклинашаса богом Саваохом: «Где сего раба увидим или голос его услышим – не прикасаться». Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  5. Пресвятая Мати Богородица приходила, заговорила, закусила все 12 грыж – пуповые, жиловые. Приходила, заговорила, закусила, под синь камешек положила, пятой поколотила все 12 грыж.
  6. Шел Исус Христос со своими тремя учениками по широкому бору, ступил на гнилую колоду. Ты, колода, ты, гнилая! Как тебе, колода, не вставать, отростков не пускать, так же у раба Божьего Андрея золотничку-веретничку по животу не ходить, живота не томить, костей не ломить, кровей не ломить, сердце не томить. Стань ты, золотничёк-веретничек, на своем месту, Христовом кресту, во своем местечке, в Христовом крестичке, со своим жильем. Не сама помогаю – Исуса Христа призываю. Исус Христос, мой дух полюби. Аминь
  7. На дороге – ледина, на пороге – ледина, на озере – ледина, рабы Божьей Агафтьи на руке – ледина.
  8. С корня посохни, с верху зарости, не боли, не цвети, вперед не ходи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Задания для анализа:

  • определите конкретную иллокутивную цель заговора (от какой он болезни?)
  • установите коммуникативную структуру заговора (адресант, адресат, реципиент, программист).
  • какой(ие) тип(ы) речевых актов представлены в текстах (репрезентатив, директив, комиссив, экспрессив, императив)?
  • какая модальность характерна для представленных речевых актов (приказ, требование, просьба, мольба, приглашение, призыв, совет, предупреждение, угроза, другие)?
  • чем можно объяснить различия в типах модальностей?
  • чем можно объяснить различия в образах программиста?
  • какие из тестов кажутся вам наиболее древними? Почему?
  • какие типичные механизмы заговорного текста, нацеленные на его перлокутивный эффект, вы обнаружили?

Примерные контрольные вопросы для итоговой аттестации 

  1. Охарактеризуйте предмет медицинской антропологии и ее место в кругу антропологических дисциплин.
  2. В какой антропологической научной парадигме могла возникнуть и возникла медицинская антропология? Охарактеризуйте идеологические основания данной субдисциплины.
  3. Охарактеризуйте понятие о болезни как «культурном конструкте».
  4. Дайте характеристику медицинским системам «традиционного типа» (понимание болезни, целительские приемы, представления о норме и патологии, здоровье и болезни, понятия о гигиене).
  5. Охарактеризуйте становление и характерные черты «биомедицины», или медицины «западного» типа.
  6. Изложите концепцию Мишеля Фуко о возникновении и развитии психиатрии «западного» типа.
  7. Дайте определение культурно-специфичным синдромам. Охарактеризуйте подробно один из таких синдромов (по выбору студента).
  8. Охарактеризуйте представления о болезнях и традиции врачевания у отдельных этнических групп (по выбору студента).
  9. Охарактеризуйте представления о болезнях и традиции врачевания в разных конфессиональных средах (по выбору студента).
  10. Охарактеризуйте вернакулярные концепции болезней и практики диагностики и целительства в современной городской культуре (на примере российского города по выбору студента).

One thought on “ПРОГРАММА КУРСА «МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»: РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  • 27.11.2017 at 22:02
    Permalink

    Автор учебного курса, О. Христофорова — известный в профессиональном сообществе специалист.
    Многие годы преподает медицинскую антропологию в РГГУ (первоначально как тематический блок в рамках общего социально-антропологического курса).
    Данный учебный план оцениваю очень положительно, как важный вклад в дело продвижения медицинской антропологии в образовательный процесс.
    Структура курса и его информативное наполнение оригинальны, отражают авторский взгляд О.Б. Христофоровой.
    Идеология курса обусловлена необходимостью расширить профессиональные компетенции будущих социальных антропологов (этнологов). Для студентов медиков такой курс, конечно, выглядел бы иначе.
    Радует подбор литературы, которая, скорее всего, доступна и студентам РГГУ (в библиотеках провинциальных вузов России многое из указанной литературы просто отсутствует).
    Подбор видеоматериалов — интересен, но очевиден «этномедицинский» уклон. Совсем не используются материалы о западной биомедицине.
    Возможно, стоит включить в этот перечень фильм «Искусство врачевания» о тибетской медицине (продолжительность более 50 минут), переведен на русский язык.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *