ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ТУВИНСКИХ ИСТОЧНИКОВ – ААРЖАНОВ

© 2016 Галина Борисовна КОПЕЛИОВИЧ, Кара-Кыс Донгвковна Аракчаа

МАиБ 2016 — №1 (11)


Галина Копелиович беседует с Кара-Кыс Аракчаа

Снимок экрана 2017-11-14 в 12.00.33Кара-Кыс Донгаковна Аракчаа — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993–1995); родилась 16 декабря 1951 г. в п. Урбюн Улуг-Хемского района Тувинской АССР; закончила Шагонарскую среднюю школу № 1, химический факультет МГУ, аспирантуру ГЕОГИ АН СССР; она – кандидат химических наук, доцент. Работала на кафедре химии Кызыльского педагогического института, была ученым секретарем, ведущим научным сотрудником, заведующей лабораторией Тувинского комплексного отдела Сибирского отделения АН СССР. В Государственной Думе К.Д. Аракчаа являлась членом депутатской группы «Новая региональная политика», членом Комитета по делам национальностей. Позже она работала в Госкомсевере России, Министерстве национальностей России, Ассамблее народов России. К.Д. Аракчаа – Лауреат премии Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (она награждена знаком «Изобретатель СССР»; Заслуженный деятель науки Республики Тыва. В настоящее время К.Д. Аракчаа работает директором НИИ медико-социальных проблем и управления Республики Тыва.


Ключевые слова: аржааны, водные источники, бальнеология, лечение водой, медицинская антропология, Республика Тыва, этномедицина

Аннотация: Аржааны, природные лечебные источники, занимают важное место в современной культуре тувинцев. На настоящий момент зафиксировано 107 природных лечебных источников, использующихся местным населением для лечебных и профилактических целей (Аракчаа, Кужугет 2013). С 1989 года в Туве периодически проводятся систематические исследования природных лечебных источников. В общей сложности были исследованы 78 аржаанов по 50ти показателям (Аракчаа, Кужугет 2013, Букаты и др. 1993).  Действительно, минеральные аржааны обладают лечебными свойствами, и активно используются для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, нервных и кожных болезней.

Однако наряду с минеральными источниками не меньшей популярностью пользуются и пресные аржааны (Бел, Алаш, Ала-Тайга, Аспаты, Талдыг-Чарык, Бора-Шай, Кара-Суг, Уурайлыг, Маннайлыг, Чурек-доргун и др.), лечебная польза которых доказана не была. Это говорит о том, что для посетителей аржаанов большее значение имеют не результаты научных исследований, а именно сакральные функции, приписываемые священным источникам.


Снимок экрана 2017-11-14 в 12.01.44

Г.К.: Уважаемая Кара-Кыс Донгаковна, Вы много занимались изучением целебных свойств тувинских ааржанов. Расскажите, пожалуйста, о том, что такое аржааны, чем они отличаются от обычных водоемов?

К.А.: Я хочу начать с того, что природа Тувы – горной республики – неповторима тем, что на её территории сосуществуют почти все природно-климатические зоны северного полушария – от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле используемых местным населением в лечебных целях. Лечебные источники на тувинском языке называются аржаанами. Слово «аржаан» уходит корнями в древний санскритский язык и означает – святая или целебная вода.

Г.К.:  Почему одни источники считаются аржаанами, а другие нет?

К.А.: Это очень интересно. Например, 90% аржаанов являются пресными источниками. Их химический состав ничем не отличается от водопроводной воды, или от соседнего источника, который аржааном не считается. Но аржаан – это источник, открытый в древности опытным путем. Их и сейчас открывают ламы или шаманы.

Г.К.:  Только ламы и шаманы могут открыть источник?

К.А.: Да. Скажем так, ламы и шаманы обладают определенными экстрасенсорными способностями, они могут открыть аржаан. Я не слышала, чтобы обычные люди это делали. Лам еще приглашают, чтобы осветить отрытый аржаан.

Г.К.:  Откуда информация о том, какой аржаан от чего помогает?

К.А.:  А это издревле, испокон веку. Это традиция, которую люди устно передают друг другу. Эта информация передаётся из поколения в поколение. Люди наслышаны. Если не помогает официальная медицина, народ едет на эти аржааны. Настолько сильно у тувинского народа желание лечиться на аржаанах, что даже советская власть это не истребила, в смысле официальная медицина советская, хотя писали и про лжеаржааны. Дело в том, что среди этого множества аржаанов, природных водных лечебных ресурсов Тувы, куда входят не только аржааны, но и соленые грязевые озера, аржаанов, которые можно отнести к минеральным водам раз-два-три и обчелся. Все остальное – это пресные воды. Они холодные, температура где-то от 2–3 градусов до 14-и градусов. И на таких источниках в основном лечат ангины, простудные заболевания; все, что связано с опорно-двигательным аппаратом – например, лечатся люди, обездвиженные в результате каких-то нервных заболеваний. Полечился – рука начала двигаться, боль в пояснице прошла. Есть даже устные свидетельства, что лечение на одном источнике помогло мальчику с менингитным энцефалитом.

Г.К.:  Вы много ездили по республоике, исследуя целебные источники. Какие аржааны Вы изучали в рамках своих экспедиций?

Снимок экрана 2017-12-23 в 12.36.04К.А.: За всё время экспедиций мы исследовали порядка шестидесяти восьми аржаанов, а также несколько десятков соленых, грязевых и пресных озер. Самые крупные и известные – Уш-Бельдир, Тарыс. Лечение на них помогают при болезнях системы кровообращения, при хронических заболеваниях периферической нервной системы, при урологических, гинекологических и кожных заболеваниях, заболеваниях эндокринной системы и некоторых болезнях, обусловленных нарушением обмена веществ. У нас, например, на границе с Бурятией в живописном месте Изиг-Суг находится аржаан Чойган. Это уникальных комплекс термальных и холодных углекислых вод, в которых углекислый газ находится как в растворенном, так и в спонтанном состоянии1.

Г.К.:  Проводился ли химический анализ воды аржаана Чойган?

К.А.:  Да, и результаты обнадеживающие. Воды аржаана являются гидрокарбонатными натриево-кальциевыми, кроме того, в горячих источниках содержится кремниевая кислота в бальнеологически значимых количествах. Поэтому воды источника Чойган показаны для лечения широкого круга заболеваний: сердечно-сосудистой, нервной систем, органов пищеварения, помогают при хронических гастритах, колитах, болезнях печени и желчевыводящих путей, хронических панкреатитах, нарушениях обмена веществ, при заболеваниях органов дыхания нетуберкулезного характера.

Г.К.:  Я знаю, что на западе Тувы достаточно много холодных радоновых источников. Занимались ли Вы их исследованием?

К.А.: Конечно. Это аржааны Шивилиг, Дустуг-Хем, Улаатай, Доргун. Шивилиг и Доргун – ультрапресные источники, а Дустуг-Хем и Улаатай – минерализованные. Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения. Показания минерализованных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения. На радоновых аржаанах местное население излечивается также от различных заболеваний органов дыхания и кожных болезней.

Шивилиг – слаборадоновый аржаан; содержание радона там соответствует 360 эманам или 1350 Бк/л2. Макрохимический состав – гидрокарбонатный магниево-натриево-кальциевый. Кремнекислота и органический углерод содержатся в нормах, близких к бальнеологическим. Вода также обладает противовоспалительным свойством, поскольку в ней содержится достаточное количество кремнекислоты. Мы проводили исследования воды и из других радоновых источников, однако они еще требуют клинического подтверждения.

Г.К.:  Поддерживается ли или, может быть, контролируется стихийное лечение на аржаанах официальным здравоохранением?

К.А.: На данный момент в Туве функционируют два курорта федерального значения – это Уш Бельдир и на озере Чэдер. Их изучением занимается Томский институт курортологии и рефлексотерапии. Лечение на этих курортах осуществляется по показаниям врачей.

Г.К.:  Популярны ли эти курорты у населения?

К.А.: Нет. Это из-за труднодоступности и плохой инфраструктуры (некачественное обслуживание и недостаточный уровень сервиса). Поскольку путёвки продаются открыто, то, когда люди или организации их приобретают, они предпочитают уже заведомо известные курортные ресурсы, близлежащие к Туве. Это Хакассия, Красноярский край, Алтай и так далее. Там хороший сервис, здания, а также там работают врачи.

Г.К.:  Но ведь в Туве множество «диких» аржаанов. Люди приезжают на них бесконтрольно?

К.А.: Конечно. Скажем так, восстановительное лечение и профилактика развивается в Туве неорганизованным, даже стихийным образом. И в советское время, и сейчас люди сами собираются, едут на аржаан, который выбрали, и лечатся там от 5-и до 15-и дней. Причем люди приезжают не только с легкими заболеваниями или ради профилактики, есть и парализованные, плохо ходящие, плохо говорящие, есть те, у которых лицо скосило и так далее. Официальных наблюдений не проводилось, но народная молва говорит, что люди вылечиваются: то есть привезли на носилках, ушел на своих двоих.

Этот феномен аржаанного лечения в Туве масштабен. До 10–15 тысяч человек ежегодно с июля по середину августа ездят на аржааны, а они находятся у нас на территории всей республики. На современную карту аржаанов Тувы, которую мы создали, нанесено более ста объектов. В каждом районе, около каждого поселка, около каждой чабанской стоянки можно найти источники, на которых люди издревле лечились, продолжают лечиться и какой-то положительный для себя эффект получают. Есть в народе представление о разделении аржаанов по лечебным свойствам: люди лечат где-то сердечно-сосудистые заболевания, где-то желудочные, а где-то глазные…

Г.К.:  Вы говорите: «Люди приезжают и лечатся от 5-и до 15-дней». Они сами приезжают – без назначения, по собственной инициативе, с палатками… или это как-то организуется и контролируется?  

К.А.: Сейчас предприниматели начинают на аржаанах создавать какую-то структуру. Они помогают доезжать людям, ведь не у каждого есть машина. Или организуют выезды, делают постоянные рейсы в летнее время, устанавливают домики, палатки, юрты; бытовую сторону помогают организовать: уборку мусора, подвоз топлива, дрова.

Г.К.:  Это дорого обходится?

К.А.:  Если народ ездит, думаю, что не очень. Хотя иногда, конечно, жалуются, что дорого. Я вижу причину этого в том, что конкуренции нет. Но, с другой стороны, на одном аржаане двум предприятиям делать нечего. У нас это сейчас выглядит, как аренда аржаана у государства. Предпринимателю вменяют в обязанность благоустраивать территорию, уборку ее. Предприниматели платят государству какие-то деньги и, соответственно, за это взимают деньги с тех, кто приезжает. Из 100 аржаанов 10 % источников находятся или переводятся сейчас в частные руки.

Туда приезжают, между прочим, и с религизными целями. Там находятся места поклонений.

Г.К.:  Чем определяется выбор человеком какого-то конкретного аржаана?

К.А.: Все аржааны сакрализованы, особенно те, которыми пользовались испокон веку. Раньше люди всегда заранее обдумывали, на какой аржаан поехать. Традиция ездить на определенный аржаан передавалась из поколения в поколение. Причем если перед выездом человек спросил у ламы или шамана в какую сторону ему ехать, а шаман или лама запретил ехать на юг, скажет: только на север, а аржаан находится на юге, то люди делают обманное движение, как будто едут на север, после чего едут на свой южный аржаан.

Г.К.:  За время ТНР были утрачены многие традиции. Коснулось ли это аржаанов? Открывались ли Вами какие-нибудь забытые аржааны, или, может быть, Вы находили какой-то метод лечения, который использовался давно, а потом был забыт?

К.А.:  Нет. Люди всегда использовали воды аржаанов. Единственное, что можно сказать: была утрата методов лечения на источниках. Я проводила социологические исследования в 1980-х годах через газету. Опубликовала вопросы и просила на них ответить. В том числе поинтересовалась, сколько по времени люди лечатся. Про эффект спросила. И в одном из писем было написано, что в одном источнике (это Тарыс – сероводородный источник) люди сидели не по времени, а по молитве. То есть читали мантры определённой длины, определенный текст много раз повторяли, либо мантры были какой-то определенной длительности. Тогда я подумала, что ламы дали людям возможность сидеть определенное время в источнике, чтобы те могли лечиться водой. Сейчас я думаю совершенно иначе. Это определённые мантры, они касались лечения именно на этом источнике. Читая мантру, человек ведь что-то просит. Повторяя раз за разом одну и ту же мантру, человек несколько раз повторяет свою просьбу. Скорее всего, это делалось не для ограничения времени, а чтобы духовно человеку стало легче.

Примечания:

1 Спонтанный газ – газ, находящийся в свободном состоянии и выделяющийся из воды в виде пузырьков после полного насыщения ее газом при данных температуре и давлении. При повышении температуры или при понижении давления часть газа, растворенного в воде, переходит в спонтанное состояние.

2 Единицы измерения радиоактивности и доз ионизирующего излучения.

Библиография:

Аракчаа К.Д., Кужугет К.С. (2013) Природные водные лечебные ресурсы республики Тыва: состояние и перспективы исследования.

Букаты М.Б., Аракчаа К.Д, Сурнин А.И. и др. (1993) Исследование гидрогеалогических условий и химического состава аржаанов Тувы в связи с их клинико-эпидемиологическими свойствами (рукопись).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *