Вандана Шива о распространении биотехнологий в Индии: биоэтика в странах «третьей волны»

© 2013 И.В. Михель

МАиБ 2013 – № 2 (6)


МихельИВКлючевые слова: биоэтика, Индия, экология, экономика, культура, глобализация, глобальное распространение технологий, страны третьего мира

Аннотация: В обзоре научных трудов в сжатой форме анализируются взгляды ведущего представителя индийской биоэтики Ванданы Шивы. В фокусе ее постоянного внимания находится вопрос об экологических, экономических, культурных и нравственных последствиях глобального распространения биотехнологий для судеб стран третьего мира.


Как область академического знания, университетская дисциплина и особая форма публичной политики биоэтика появилась в США на рубеже 1960-х и 1970-х гг. Десятилетие спустя страны Западной Европы предложили собственную версию биоэтики, адаптированную для культурных интересов индустриально развитых наций Старого света. Падение Берлинской стены и развал Советского Союза положили начало третьему этапу распространения биоэтического движения, в результате которого биоэтика распространилась в странах Восточной Европы и постсоветской России. Тогда же биоэтика пустила свои корни в Восточной и Южной Азии.

Индия принадлежит к числу стран «третьей волны» биоэтического движения, распространившегося там на рубеже 1980-х и 1990-х гг. В отличие от стран «первой» и «второй волны», Индия – типичная страна третьего мира. По этой причине идеи, которые волнуют приверженцев биоэтики в Индии, во многом отличаются от идей, вошедших в повестку дня в Северной Америке и Европе. На Западе биоэтика – это, в первую очередь, реакция на биомедицинский хай-тек, и круг ее основных вопросов очерчен дебатами о последствиях внедрения технологий в человеческий организм. В Индии биоэтика обращена к проблемам защиты окружающей среды и сохранения биокультурного разнообразия. Индийская биоэтическая мысль фокусируется не на индивидуальных телах, а на теле Земли (почвы, воды, растительного и животного мира) и расселившихся на его поверхности человеческих популяций. Индийские интеллектуалы стремятся анализировать, к каким последствиям для локальной культуры и биологии ведет неудержимое распространение биотехнологий и глобализация в целом, частью которой они являются.

Ведущим представителем индийской биоэтики уже четверть века является философ, эколог и международный деятель Вандана Шива (род. 5 ноября 1952 г.). Она принадлежит к числу тех мыслителей, которые пытаются предложить иной подход к глобализации. Шива считает, что глобализация должна быть другой – устойчивой, справедливой, учитывающей интересы местных сообществ, а не торговых компаний, т.е. альтер-глобализацией. При этом она не должна вести к нарушению прав коренных народов, женщин, крестьян и способствовать сохранению различных форм жизни. Как политик и общественный деятель, Шива прочно ассоциируется с созданным ею в 1991 г. фондом «Навдания», цель которого состоит в том, чтобы защищать разнообразие и целостность биологических ресурсов, содействовать развитию органического фермерства и справедливой торговли. Как мыслитель, она творчески разрабатывает идеи «глобальной биоэтики», которые на Западе ассоциируются с именами Олдо Леопольда (Леопольд 1980) и Вана Поттера (Potter 1988), отождествляемой также с экологической этикой. При этом Шива выступает последовательницей взглядов Махатмы Ганди, поэтому ищет альтернативу, «третий путь», способ примирить глобалистов и антиглобалистов.

В своих работах Шива настаивает на том, что форме глобализации, которую переживает весь мир, не хватает справедливости и устойчивости, поскольку она ведется не в интересах большинства людей, а в интересах торговых компаний, беспощадно эксплуатирующих биоресурсы. С этой целью Вандана Шива призывает распространять знания о пороках глобализации, а также о том, как их можно искоренить. В качестве альтернативы, она предлагает объединяться фермерам, женщинам и местным общинам, чтобы организованно выступать против пользующихся полной безнаказанностью охотников за прибылями (Shiva 1988; Shiva 1991).

Являясь уроженкой крупнейшей в мире сельскохозяйственной страны, Шива считает своим долгом защищать интересы крестьянства и местные агрикультурные традиции. Серьезной угрозой для них она считает биопиратство, которое состоит в том, что крупные международные компании участвуют в ограблении биологических ресурсов развивающихся стран и присваивают себе знания, которые традиционно использовались местными жителями. Так, компании, поставляющие на рынок сельскохозяйственной продукции семена растений, посредством системы патентов утверждают свое исключительное право на собственность над ними, а благодаря применению технологий генной инженерии они лишают местных фермеров возможности создавать запасы посевного материала на будущее и самим отвечать за урожай. Компании создали систему, благодаря которой фермеры должны каждый год покупать у них все новые трансгенные семена, которые, как утверждается их производителями, более устойчивы к плохим погодным условиям и насекомым-вредителям. Однако, как показывает практика, продажа таких семян привела к распространению еще большего числа вредителей, для борьбы с которыми крестьянам приходится покупать у тех же компаний пестициды, цена на которые растет год от года (Shiva 1997).

Утрата контроля над производством сельхозпродукции со стороны крестьянства, по мнению Шивы, делает вполне реальной для него угрозу голода, хотя адепты глобализации утверждают, что именно благодаря распространению трансгенных семян и ГМО-продукции голод должен быть побежден окончательно. Для развивающихся стран условием постоянных продовольственных кризисов выступает также насильственное внедрение «зеленой революции», т.е. ведение сельского хозяйства с использованием интенсивных методов (Shiva 1992), принуждение фермеров к выращиванию монокультурной продукции (Shiva 1993), нехватка воды (Shiva 2002), а также уменьшение площадей сельхозугодий из-за захвата их нефтяными компаниями (Shiva 2008).

Vandana-Shiva-at-Navdanyas-Seed-Bank-in-Dehradun-IndiaШива утверждает, что существует связь между биопиратством и геноцидом. В регионах-производителях хлопка с началом распространения там генетически модифицированных семян хлопчатника (Bt-хлопок) многие фермеры быстро попали в финансовые капканы, умело расставленные компанией “Monsanto”. Растущие долги повлекли за собой массовые разорения и тысячи суицидов среди крестьян, выращивающих хлопок. Ответом Шивы на деятельность компании стал организованный 23 мая 2013 г. массовый марш против “Monsanto”, привлекший к себе внимание многочисленных масс-медиа (Shiva 2013).

Предлагаемый Шивой альтернативный проект глобализации включает в себе поддержку различных видов традиционной деятельности. Применительно к Индии, она видит пользу в сохранении традиционных методов землепользования, не связанных с применением современных технологий, в том числе биотехнологий, а также в сохранении традиционных систем использования воды, которые основываются на принципах подлинной демократии и справедливости. Шива участвует в создании крестьянских фондов семян с целью освобождения фермеров от мощного давления со стороны международных компаний, продающих трансгенные семена в развивающихся странах. Ее исследования показывают, что традиционные, «органические методы» фермерства нисколько не уступают методам, предполагающим использование сельскохозяйственных биотехнологий, и при этом они более надежны в плане обеспечения населения продовольствием, чем утверждается со стороны адептов капитализма и биотехнологий.

В качестве философа-активиста Шива подчеркивает значение биоэтики для защиты интересов миллионов людей в развивающихся странах и во всем мире, которые легко могут стать жертвами обмана со стороны компаний, мечтающих лишь о прибыли. Биоэтика для нее – это этическое отношение ко всем живым существам, не только людям, но и животным, растениям и семенам. Индийский вариант глобальной биоэтики, который продолжает разрабатываться Шивой, предполагает также работу по демократизации биологии, которая превращается в поле борьбы между охотниками за прибылями, с одной стороны, и местными сообществами, с другой. С точки зрения последних, биология должна быть заново изобретена с тем, чтобы помочь сохранению биологического разнообразия, Земли, жизни и семян (Shiva 1995).

Библиография

Леопольд 1980 – Леопольд О. Календарь песчаного графства. М.: Мир, 1980.

Potter 1988 – Potter V.R. Global Bioethics: Building on the Leopold Legacy. East Lansing: Michigan State University Press, 1988.

Shiva 1988 – Shiva V. Staying Alive: Women, Ecology and Survival in India. New Delhi: Zed Press, 1988.

Shiva 1991 – Shiva V. Ecology and the Politics of Survival: Conflicts over Natural Resources in India. Thousand Oaks, Ca: Sage, 1991.

Shiva 1992 – Shiva V. The Violence of the Green Revolution: Ecological Degradation and Political Conflict in Punjab. New Delhi: Zed Press, 1992.

Shiva 1993 – Shiva V. Monocultures of the Mind: Biodiversity, Biotechnology and Agriculture. New Delhi: Zed Press, 1993.

Shiva 1995 – Shiva V. Democratizing Biology: Reinventing Biology from a Feminist, Ecological and Third World Perspective // Birke L., Hubbard R. (eds.) Reinventing Biology: Respect for Life and the Creation of Knowledge (Race, Gender, and Science). Bloomington: Indiana University Press, 1995. P. 50–71.

Shiva 1997 – Shiva V. Biopiracy: The Plunder of Nature and Knowledge. Cambridge, Ma: South End Press, 1997.

Shiva 2002 – Shiva V. Water Wars: Privatization, Pollution, and Profit. Cambridge, Ma: South End Press, 2002.

Shiva 2008 – Shiva V. Soil not Oil. Cambridge, Ma: South End Press, 2008.

Shiva 2013 – Shiva V. The Seeds of Suicide: How Monsanto Destroys Farming // Global Research. June 24, 2013. См.: http://www.globalresearch.ca/the-seeds-of-suicide-how-monsanto-destroys-farming/5329947

Статья в PDF скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *