Опыт исследования растительных галлюциногенов в культурной антропологии

© 2013 М.О. Орлова

МАиБ 2013 – № 1 (5)


Ключевые слова: растительные галлюциногены, аяуаска, табак, психоактивные вещества, химическая зависимость, транскультурная психотерапия, социализация подростков, прикладные исследования в антропологии

Аннотация: Данная работа является предисловием М.О. Орловой к её переводу двух небольших глав из книги М. Добкин де Риос «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяуаскеро и этноботаниками». Автор рассказывает о жизни и исследованиях Добкин де Риос, делая акцент на значении исследований растительных галлюциногенов в традиционных культурах для развития современной психологии и медицины.


Книга «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяуаскеро и этноботаниками» – своеобразная научная автобиография, одновременно мемуары и обзор прежних публикаций. Она издана в 2009 году; это обобщение опыта автора на тот момент.

Марлен Добкин де Риос боролась с онкологическим заболеванием в последние годы своей жизни. Думается, это не могло не отразиться на содержании книги и той доверительной интонации, с которой автор делится своими находками.

Исследование психоделиков – «скандальная» тема, привлекающая эзотериков и потребителей психоактивных веществ, погубившая не одну научную карьеру. Однако Добкин де Риос остается на позициях добросовестного ученого – антрополога и психолога в одном лице, исследователя с большим опытом полевой работы и историографического анализа. Приращение знаний о месте психоделических растений в культуре само по себе было целью научной работы исследовательницы:  «…В стремлении к знанию я вижу свою духовную миссию. Меня действительно вдохновляют процесс познания, уважение к многообразным системам верований и стремление сдерживать свой глубоко социализированный этноцентризм», – пишет автор (Dobkin de Rios,  2009, c. 171).

В настоящее время набирает силу тенденция к развитию прикладных исследований в антропологии и этнологии (Барнард, 2009). Это в значительной степени касается медицинской антропологии, в частности, и исследований растительных галлюциногенов. Данные антропологических исследований могут стать важнейшим источником развития для таких актуальных направлений психологии и медицины, как транскультурная психотерапия и психиатрия (Карвасарский, 2002), в связи с их вниманием к вопросам заимствования психотерапевтических методов из других культур, а также к трудностям, связанным с применением таких методов и их культурной адаптацией. Де факто растительные галлюциногены входят в самые разнообразные терапевтические контексты, с успехом используются для лечения химической зависимости, аффективных и психосоматических расстройств (Mabit, 2002, Labate et al., 2011, Krupitsky et al., 2002).

Марлен Добкин де Риос, безусловно, имела в виду возможности практического приложения результатов своих исследований. В эпилоге к своей книге, говоря о мотивации изучения психоделиков, она пишет: «Мы можем захотеть использовать вновь обретенную мудрость для понимания самих себя, понимания мира, в котором мы живем, и миров, в которых живут другие. Или же мы можем захотеть использовать наше знание для улучшения человечества. Для некоторых из нас знание само по себе является священным. Для иных это просто орудие в понимании самих себя, в то время как другие фокусируются на необходимости социальных и культурных изменений и обучении через познание этих традиций» (Dobkin de Rios, 2009, c. 172).

В журнале публикуется перевод двух небольших глав из книги М. Добкин де Риос. Почему выбор пал именно на них? Главная причина состоит в том, что на их примере отчетливо можно увидеть актуальность исследований растительных галлюциногенов. Изложенные в них данные дают материал для размышления о роли психоактивных веществ в традиционной и современной культурах, а также о возможностях и ограничениях их практического применения современным человеком – как в контексте медицинских практик, так и в связи с антропологическим изучением роли психоактивных веществ, включая и такие легальные стимуляторы, как табак и алкоголь, в повседневной жизни.

В одной из них приведенных глав сопоставляется роль психоактивных веществ в социализации подростков в традиционных обществах и в западных. Выводы автора неутешительны для современной западной цивилизации: в то время как в традиционных культурах потребление психоактивных веществ обеспечивает гармоничный переход через возрастные кризисы, социализацию подростков и, в конечном счете, интеграцию общества, в западном обществе оно, напротив, деструктивно влияет на потребителей, не будучи санкционированным культурными нормами, вне регуляции, обеспечиваемой ритуалами.

Во второй главе речь идет о двух растительных средствах с галлюциногенными свойствами, широко используемых в культуре индейцев бассейна Амазонки – аяуаске и табаке. Автор задается вопросом о пользе vs. вреде этих веществ. Заметим, что в тексте фактически речь идет исключительно об их пользе – роли в регуляции психики человека и в лечении. Негативные аспекты употребления психоактивных веществ подробно рассматриваются в других главах книги – автор отнюдь не является апологетом бесконтрольного потребления психоактивных веществ и их популяризации в массовой культуре. В то же время представляется, что подход Марлен Добкин де Риос к галлюциногенам как к компоненту эффективных медицинских практик заслуживает внимания и развития в рамках медицинской антропологии.

Библиография

Барнард, А. (2009), Социальная антропология: исследуя социальную жизнь людей, ИЭА РАН, Москва.

Карвасарский, Б.Д. (2002), Психотерапевтическая энциклопедия, Изд. 2-е, перераб., Питер, Санкт-Петербург.

Dobkin de Rios, M. (2009), The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists, Park Street Press, Rochester VT.

Krupitsky, E., Burakov, A., Romanova, T., Dunaevsky, I., Strassman, R. and Grinenko, A. (2002), Ketamine psychotherapy for heroin addiction: immediate effects and two-year follow-up. Journal of substance abuse treatment, Vol. 23, сс. 273­–283.

Labate, B. C. and Jungaberle, H. (2011), The Internationalization of Ayahuasca, LIT-Verlag, Zürich.

Mabit, J. (2002), “Blending Traditions: Using Indigenous Medicinal Knowledge to Treat Drug Addiction”, MAPS, Bulletin of the Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies, vol. XII, nª 2, сс. 25–32.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *