Как лучше изучать биоэтику

© 2011 Н.Н. Седова

МАиБ 2011 – № 2 (2)


Ключевые слова: философия, биоэтика, право, аксиология, деонтология, высшее медицинское образование

Аннотация: Образование в области биоэтики в медицинских вузах связано с изучением философии и права. Оно может быть оптимально структурировано на трех уровнях: теоретическая биоэтика изучается в контексте философии, изучение практической биоэтики коррелирует с изучением права, а прикладная биоэтика изучается в системе постдипломного образования.


Феномен биоэтики на первый взгляд представляется очевидным и понятным (Петров и др., 2002). Действительно – новые биотехнологии, либерализация общества, рыночные отношения в медицине, наконец, расширение медикализации – вот обязательный набор причин появления биоэтики, который хорошо известен и может быть разве что расширен, но никак не сокращен (Седова и др., 2010). Дискутабельными становятся как раз эти причины, но не само интеллектуальное явление. Маркером общепризнанности является обычно отсутствие споров по поводу имени, и в данном смысле слово «Биоэтика» – это уже не понятие, а имя, общеупотребимое, общеизвестное, не вызывающее неприятия. Таким образом, теоретический интерес перемещается от целого к частному – к конкретным биоэтическим проблемам, набор которых также известен, но, практически, ежедневно расширяется.

Следует учесть, что с медициной как культурной конфигурацией связаны многие культурные комплексы. Проблемное поле биоэтики не просто комплементарно их проблемному полю, оно подвергается активной экспансии предлагаемых ими методов и ориентаций. Полезное взаимодействие часто трансформируется в зависимость и соподчиненность, что негативно сказывается на аксиологической составляющей биоэтики.

С другой стороны, нормативная составляющая биоэтики нуждается в адресации к устоявшимся нормам позитивного права. Однако взаимоотношение биоэтики и права только на первый взгляд можно трактовать в рамках диалектики позитивного и естественного права. Проблема соотношения философии, биоэтики и права в высшем медицинском образовании в настоящее время решается сугубо эмпирически, поскольку в основу Госстандартов высшего профессионального образования закладываются количественные показатели (кредиты, номенклатура компетенций и т.п.), а не методология научного познания, которая позволила бы структурировать логику образовательного процесса по содержательным критериям. Отсюда – дефрагментация учебных программ, которую можно увидеть, сравнив, например, учебные программы по биоэтике для специальностей 06.01.01 (лечебное дело), 06.06.01 (медицинская биохимия), 06.02.01 (стоматология), 06.01.05 (медико-профилактическое дело). Они серьезно отличаются и по структуре, и по содержанию, и по периодам преподавания. Это говорит о том, что единый подход к биоэтике как учебному предмету пока не выработан. Мы полагаем, что в основу преподавания биоэтики должны быть положены междисциплинарные связи и, прежде всего, принцип комплементарности биоэтики и биомедицинского права.

Биоэтику в образовательном контексте можно трактовать как дискурс, в результате которого вырабатываются установки на определенное поведение в отношении живого (вообще и живых объектов в частности), установки, отклоняющиеся как от научной истины, так и от нравственной нормы, если истина и норма находятся в противоречии.

Можно выделить три уровня в том интегративном единстве знаний и норм (оценок), которое называют биоэтикой. Первый уровень – теоретический. Он связан с фактами и истинами. При их осмыслении часто прибегают к методам философской рефлексии, поскольку междисциплинарный характер биоэтики требует присутствия не просто истинных знаний, но целостного образа науки. На теоретическом уровне осуществляется анализ новейших научных достижений и возможных рисков, решаются принципиальные вопросы соотношения истин и ценностей, свободы и ответственности, добра и зла. Субъект теоретизирования в данном случае не определен – это могут быть как индивиды, так и научные сообщества, как специалисты-медики, так и представители других наук, прежде всего, философии, социологии, психологии, юриспруденции и этики.

Обучение в данном случае может и должно вестись в тесной «привязке» к изучению философии. Только так формируются представления о должном, о единстве природной и социальной жизни, о ценностях, свободе, достоинстве. Интеллектуальное поле фундаментальных дисциплин, изучаемых на 1 – 3 курсах медицинских вузов, предоставляет возможность адекватной интерпретации философских абстракций в контексте биоэтики. Следовательно, именно в этот период полезней всего начинать ее изучение.

Второй уровень связан с установлением определенных норм и правил поведения, с контролем над их выполнением и оценкой результатов выполнения/невыполнения норм. Соответственно, на этом уровне субъект оценки и контроля должен иметь институализированный статус, поскольку речь идет непосредственно о социальных последствиях принимаемых решений. Такими специально организованными субъектами практической биоэтики могут выступать и этические комитеты, и редакции профильных изданий, и авторские коллективы биоэтических сайтов, и даже методические комиссии в системе образования, поскольку они регламентируют образование в области биоэтики.

Именно здесь биоэтика может и должна изучаться как часть естественного права. Основной идеей этого этапа обучения может стать положение о том, что все законы когда-то были нормами морали, но далеко не все моральные нормы интегрируются в закон. Логично предположить, что период преподавания этого блока проблем биоэтики должен соответствовать периоду преподавания правоведения в медицинских вузах. Как известно, это старшие курсы, на которых студенты уже обладают клиническими знаниями и, следовательно, могут соотносить этико-правовые нормы и медицинскую практику.

Третий уровень связан с индивидуальным поведением, сформированным на основе определенного уровня знаний, и норм, регулирующих их применение. Здесь возможны как типовые модификации, так и варьирующие их индивидуальные поступки. Этот уровень мы называем прикладным, поскольку любая попытка его описания будет выглядеть как интерпретация конкретного случая. Кстати, данный метод широко применяется в современных западных пособиях по биоэтике – законы и принципы не формулируются, приводятся конкретные случаи и дается комментарий к ним.

Но для успешного овладения этой методикой, студенты должны уже не просто учиться, они должны заниматься практической деятельностью. А эта деятельность должна, в свою очередь, быть регламентирована нормами позитивного права. Поэтому мы считаем необходимым вводить специальные занятия в системе последипломного образования (начиная с интернатуры) по этико-правовым вопросам конкретных видов медицинской деятельности.

Таким образом, можно представить схему взаимосвязи образовательных блоков философии, биоэтики и права в системе высшего медицинского образования как основанную на их внутренней методологической комплементарности:

Философия Биоэтика Право Период обучения
Философия медицины Теоретическая Естественное право 1 – 3 курсы
Практическая Позитивное право 4 – 6 курсы
Прикладная Медицинское право Последипломное образование (все циклы)

Современное состояние биоэтики можно оценивать по-разному. С одной стороны, острая социальная востребованность этической экспертизы новых научных достижений и общественных реалий, связанных с жизнью и здоровьем, делает несомненным приоритет практической биоэтики. С другой стороны, потребность определенных профессиональных групп (в основном, в здравоохранении) актуализирует интерес к прикладной биоэтике.

Теоретическая биоэтика развивается гораздо медленнее и, в основном, в ответ на запросы практической биоэтики. Отставание философского осмысления проблем ощущается довольно сильно, поэтому в решении практических вопросов в биоэтике начинают все больше обращаться к другим теоретическим источникам – праву, социологии, теории религии, политологии, даже к экономике. Возникает опасность дефрагментации философских основ и редукции теоретической биоэтики. Опасность эта генетически заложена в сложной структуре биоэтического знания и его нормативной аранжировке.

Вспомним, что классическая этика состоит из двух частей – аксиологии и деонтологии. Они неразрывно связаны в теории, но все время стремятся порвать эту связь, когда в практике нормы и оценки приходят в противоречие, когда внеэтические обстоятельства нарушают ценностную детерминацию норм и порождают способ оценивания, теоретически обоснованный не ценностью мотива, а ценностью результата. При этом мотив и цель оказываются разными. Другими словами, базисный элемент принятия решений «оценка – норма – оценка» подменяется другим: «норма – оценка – норма». Конечно, эта связка может быть описана в категориях философии прагматизма, но именно описана, а не выведена из них, поскольку исходная ценность в прагматизме не подменяется пользой как целью, а ею и является. В данном же случае происходит подмена ценности. Если образование в области биоэтики завершается на этом этапе, то её аксиологическое содержание отрывается от деонтологического. И тогда изучение биомедицинского права превращается в самостоятельный, логически не связанный с ценностным обоснованием компонент учебной программы.

С другой стороны, теоретическая биоэтика отстает в своем развитии от практической и прикладной, что может привести к дефрагментации дисциплины в целом и потере ею своего научного и социального статуса.

Все три уровня биоэтики существуют только в единстве, связь между ними имеет векторный характер, поэтому и система преподавания биоэтики должна иметь трехуровневую структуру. Методическим обеспечением преподавания в этом случае может стать разработка комплексной программы этико-правовой подготовки врачей. В условиях действующих Госстандартов высшего профессионального образования это маловероятно, но уже сейчас существуют возможности разработки учебных материалов в соответствии с предложенной нами структурой, а также реализация последовательного изучения философии – биоэтики – права через элективные курсы.

Библиография

Петров, В.И. и Седова, Н.Н. (2002), Практическая биоэтика, Триумф, Москва.

Седова, Н.Н. и Сергеева, Н.В (2010), Биоэтика в пространстве культуры, Триумф, Москва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *