Программа «Антропология здоровья» в Университете Мак-Мастера (Канада)

© 2011 Е. С. Питерская

МАиБ 2011 – № 2 (2)


Ключевые слова: антропология здоровья, интердисциплинарный подход, здравоохранение

Аннотация: Обзор продолжает серию публикаций о программах по медицинской антропологии в ведущих университетах США и Канады. В данной публикации рассматривается программа «Антропология здоровья» в Университете Мак-Мастер (Канада). Основываясь на принципе проблемно-ориентированного обучения и интердисциплинарном подходе, программа предполагает подготовку антропологов, способных применить свои знания в самых разных сферах. Направления исследований, проводимые на кафедре, включают исторические аспекты здоровья и болезни, изучение древних ДНК и молекулярных процессов, анализ современной политики правительства Канады в отношении здоровья ее граждан, исследование психического здоровья детей и подростков, здоровье коренных народов, и т.д.


Университет Мак-Мастера (McMaster University) входит в число ведущих исследовательских университетов Канады и предоставляет полный спектр программ высшего образования и профессиональной подготовки: бакалаврские, магистерские и докторские программы, а также программу Магистр делового администрирования (Master of Business Administration, MBA). В рейтинге журнала Maclean´s Magazine2 Университет Мак-Мастера восемь раз подряд назывался самым инновационным высшим учебным заведением среди высших учебных заведений, предлагающих докторские программы. В национальном рейтинге (по результатам 2010 г.) Университет Мак-Мастера занимает 6-е место.

Профессорско-преподавательский состав имеет высокую научную квалификацию, что подтверждается уникальными открытиями, сделанными местными учеными3, а также получением некоторыми профессорами университета Нобелевских премий4.

Методологическую основу преподавания в данном вузе составляет принцип проблемно-ориентированного обучения (problem-based learning) и интердисциплинарный подход. У университета мощная научная база, включающая собственный ядерный реактор, симулятор биржевых торгов, математический центр. Его медицинский факультет считается одним из лучших в Северной Америке.

Едва ли не самой популярной среди абитуриентов университета является кафедра антропологии на факультете социальных наук. Здесь предоставляется возможность пройти специализацию по любой из следующих дисциплин: археология, физическая антропология, социокультурная антропология и антропология здоровья. На кафедре работают 13 постоянных сотрудников, а также несколько совместителей и приглашенных профессоров с других факультетов и кафедр университета. В текущем учебном году (2010 – 2011) на кафедре обучаются 9 магистрантов и 32 докторанта.

Обучение студентов, успешно прошедших вступительные испытания и зачисленных в магистратуру и докторантуру, полностью оплачивается из средств университета. Магистранты и докторанты имеют возможность получения стипендий и исследовательских грантов для осуществления экспедиционных выездов. География исследований сотрудников кафедры, магистрантов и докторантов включает Канаду и другие страны, в том числе Австралию, Чили, Францию, Италию, США, Таиланд, Непал.

Среди приоритетных направлений исследований сотрудников кафедры: прикладная антропология, этноистория, историческая экология, палеогенетика, медицинская антропология, сложные сообщества, археология Средиземноморья и провинции Онтарио. Темы исследований в рамках программы «Антропология здоровья» варьируются от изучения поведения, исторических аспектов здоровья и болезни, анализа древних ДНК и молекулярных процессов, личного опыта пациентов и мер по сохранению здоровья до анализа современной политики правительства Канады в отношении здоровья ее граждан.

Из студенческих курсовых и дипломных работ, выполненных на кафедре по программе «Антропология здоровья» за последние три года, наиболее интересными являются сочинения, посвященные современным карантинным практикам в период вирусных эпидемий (Drolet, 2010), Интернет-кампаниям против вакцинации (Kata, 2009), антропологии недееспособности (Batlles, 2007).

Из числа докторских диссертаций наиболее интересными представляются работы по питанию школьников и психологической обстановке в школах (Galloway, 2008), медицинским услугам для коренного населения (Maar, 2006), психическому здоровью детей и подростков в провинции Онтарио (Stride-Darnley, 2009), токсическому загрязнению окружающей среды и его влиянию на здоровье коренных народов (Stephens, 2009), по здоровью женщин (Farmer, 2004) и др.

Кафедра исповедует интердисциплинарный подход к изучению здоровья и поощряет активное привлечение методов других наук как социального, гуманитарного, так и естественного профиля. В равной степени руководство кафедры поддерживает исследовательские инициативы (учебную практику), связанные с непосредственной полевой работой в общинах коренных народов, профильных организациях и некоммерческих структурах. Чтобы получить интердисциплинарное видение проблем здоровья, студенты должны пройти хотя бы один курс на смежных кафедрах университета.

Значительное внимание, уделяемое руководством кафедры и факультета проблемам здоровья, находит свое отражение в широком диапазоне учебных курсов. Например, в числе курсов, связанных с медицинской антропологией, включенных в базовую университетскую программу по специальности «Антропология» на 2010-2011 учебный год, значатся: «Человеческие виды: становление и существование человека» (Пойнар), «Генетика для антропологов» (Пойнар5), «Вариации человека и эволюционные изменения» (Моффат), «Биология скелетных структур человека и биоархеология» (Прауз), «Антропология здоровья, болезни и целительства» (Слоним), «Аборигенные общины: здоровье и благосостояние» (Стефенс), «Антропология еды и питания» (Стефенс), «Антропологическая демография» (Херринг), «ДНК, предки и миграции» (Пойнар), «Антропология инфекционных заболеваний» (Херринг).

Курсы, читаемые для магистрантов и докторантов: «Углубленная физическая антропология» (Пойнар), «Антропология инфекционных заболеваний» (Херринг), «Эпидемии и население» (Херринг), «Биоархеология» (Прауз), «Судебно-медицинская антропология» (Прауз), «Антропология питания» (Моффат), «Здоровье и благосостояние аборигенных общин» (Уорри), «Прикладная антропология» (Уорри).

Одним из наиболее популярных и пользующихся повышенным интересом у студентов является курс «Антропология инфекционных заболеваний», который читает Э. Херринг. В рамках данного курса студенты получают всестороннее понимание природы инфекционных заболеваний с помощью методов археологии, биомедицины и культурной антропологии. Спектр вопросов, освещаемых на лекциях, включает: методы изучения инфекционных заболеваний, оценка роли таких заболеваний в формировании антропологических концепций, изучение роли инфекционных заболеваний в истории человеческих сообществ и т.д. Одной из целей данного курса является построение антропологического дискурса об инфекционных заболеваниях и эпидемиях, отличного от их традиционного общепринятого понимания в рамках эпидемиологии и истории медицины. Целью курса является также подготовка антропологов как специалистов-практиков. Студентам предлагается провести самостоятельное исследование и изложить его результаты в виде научной публикации для профильного издания или представить их на широкое обсуждение на конференции. Основным методом обучения является свободное обсуждение, конструктивное чтение и «мозговые штурмы» (групповой поиск и обсуждение оригинальных творческих идей).

Курс «Прикладная антропология» (читает У. Уорри) включает теорию, этику и методологию прикладной антропологии. Здесь студентов учат применять знания и навыки, полученные за время обучения в Университете, а также на практике в общинах, социальных организациях и правительственных структурах. На лекциях У. Уорри показывает разницу между кабинетным и прикладным исследованием и демонстрирует, каким образом студенты могут применить свои знания антропологии в целом ряде профессий, помимо преподавания и исследовательской работы. Акцент делается на такие сферы как медицина и здравоохранение, социальная работа, образование, маркетинг, правительственные и другие политические структуры.

На лекциях по «Биокультурному синтезу» (читает Т. Моффат), студенты знакомятся с методами, которыми антропологи пытаются сократить разрыв между изучением биологии человека и социокультурных аспектов его жизни. Основной акцент делается на теоретические обоснования таких явлений как здоровье, болезнь и окружающая среда в прошлом и настоящем с точки зрения биологии и культуры.

Курс «Углубленная физическая антропология» (читает Т. Прауз) представляет студентам методологические и теоретические вопросы изучения скелетных останков в археологическом контексте, в частности, проблему интерпретации данных в контексте социальных, политических и экономических процессов. Темы лекций включают такие аспекты как биоархеология детства, гендер, насилие, этика в археологии.

Курсы по проблемам здоровья человека читаются и на других кафедрах университета: кафедре клинических наук о здоровье (Clinical Health Sciences), кафедре географии и геологии; центре изучения здоровья, возраста и общества (Health, Aging and Society), кафедре религиоведения, кафедре социальной работы, кафедре социологии.

Учеба в магистратуре и докторантуре, помимо традиционных лекций и учебных семинаров по различным предметам, включает также специальный аспирантский семинар-дискуссию, который проводится каждые две недели одним из сотрудников кафедры (меняются ежегодно). Данный семинар преследует несколько практических целей: дать студентам профессиональные навыки по написанию заявок в фонды и писем потенциальным грантодателям, по подготовке докладов и выступлений на конференциях и других научных форумах, по написанию качественных аналитических статей в научные издания. Значительное внимание на семинаре уделяется вопросам поиска работы. Другим направлением деятельности семинара является совместное обсуждение проблем и вопросов околоантропологической тематики, которые выходят за рамки того или иного предмета программы, но вызывают интерес у студентов. Данный семинар обязателен для посещения в первый год обучения. Назову некоторые темы, рассматриваемые на подобных мероприятиях: «Пишем заявки на гранты», «Полевая работа», «Готовимся к публичному выступлению», «Трудности и радости аспиранта-антрополога», «Будущее антропологии и её субдисциплин».

В самом общем плане программа «Антропология здоровья» представляет хорошо сбалансированное соотношение между теорией и практикой и ставит основной своей целью развитие у студентов владения всем спектром теорий и методов, необходимых для эффективного анализа вопросов, связанных со здоровьем населения. В ходе освоения программы студенты учатся рассматривать все проблемы здоровья человека с учетом социальных и культурных детерминант, влияющих на состояние здоровья и благосостояние отдельных людей и групп населения.

Высокопрофессиональный состав кафедры по программе «Антропология здоровья» представлен ведущими экспертами в области антропологии здоровья.

В сферу научных интересов Э. Бадоэн (Ellen Badone, PhD, профессор, Директор аспирантской программы) входят геронтология и медицинская антропология, в частности, она занимается изучением социального и культурного контекста смерти и умирания в провинции Бретань во Франции, исследует отношения между альтернативным целительством и биомедициной в Бретани. Она также собирает истории о болезнях, рассказанные самими пациентами (Badone, 2008).

Х. Пойнар (Hendrik Poinar, PhD, доцент (Associate Professor)) получил образование эволюционного генетика и биологического антрополога. Занимается изучением вопросов эволюции и антропологии, в частности его интересует генетическая взаимосвязь древних людей и неандертальцев, диета охотников-собирателей, живших на американском континенте в доисторическое время, время и происхождение ВИЧ (используя архивные банки крови и образцы головного мозга) (Poinar, 2011a, 2011b).

Специализацией Д. Э. Херринг (D Ann Herring, PhD, профессор (Professor)) является антропология инфекционных заболеваний (биосоциальные факторы распространения эпидемий), историческая демография, отношения между окружающей средой и здоровьем человека, исторические изменения понятий здоровья и болезни. Исследовательница опубликовала значительное число работ, посвященных проблемам здоровья и болезни в общинах коренных народов (Herring, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010a, 2010b, 2010c, 2010d). В настоящее время она работает над рядом проектов, включая проекты по изучению эпидемий XIX – XX вв. (инфлюэнца и туберкулез), питания, здоровья и окружающей среды.

Т. Прауз (Tracy Prowse, PhD, ст.преподаватель (Assistant Professor)) – биоархеолог, занимается изучением диеты и здоровья населения в далекие исторические периоды. В своей работе использует методы палеопатологии и изотопного анализа костей и зубов. В 2003 г. провела археологические раскопки кладбища римского периода в местечке Вагнари на юге Италии. Научные интересы: биоархеология, палеопатология, археология римского периода (Prowse, 2010, 2011).

Т. Моффат (Tina Moffat, PhD, доцент (Associate Professor)) медицинский антрополог, основной сферой интересов которой являются проблемы детского питания и здоровья, окружающая среда и сохранение здоровья в городской экосистеме. Исследовала проблемы детского ожирения в г. Гамильтон (провинция Онтарио, Канада). Изучала влияние социального и экономического окружения на диету, интенсивность физических нагрузок и их влияние на степень ожирения у детей. В настоящее время занимается исследованием дефицита витамина Д у женщин, младенцев и детей из числа недавно прибывших в страну на постоянное место жительства мигрантов (Moffat, 2008, 2010).

У. Уорри (Wayne Warry, PhD, профессор (Professor)), заведующий кафедрой антропологии, медицинский антрополог (специализация «прикладная антропология»). Изучает эффективность государственной системы здравоохранения и отдельных программ по охране здоровья аборигенных народов, проживающих как в резервациях, так и за их пределами. Он также разрабатывает и оценивает способы медицинского вмешательства, допускаемые культурными особенностями той или иной общины коренных народов. Значительное внимание уделяет политике правительства в отношении здоровья коренных граждан Канады и других стран. В настоящее время занимается изучением культурной составляющей болезни Альцгеймера в аборигенных общинах в провинции Онтарио, а также исследует состояние легких, астму и ее зависимость от экологических условий среди индейцев, метисов и инуитов Канады (Warry, 2004, 2007).

Как уже упоминалось выше, сотрудники кафедры принимают участие в реализации ряда масштабных исследовательских проектов. Программа по развитию исследований в области здоровья среди аборигенных народов Канады (Indigenous Health Research Development Program) запущена в 2003г. и является совместным проектом Университета Мак-Мастера и Университета Торонто. Основными участниками проекта являются следующие специалисты: Д. Мартин Хилл (Dawn Martin-Hill), представляющий кафедру антропологии и кафедру изучения коренных народов (Indigenous Studies) Университета Мак-Мастера; У. Уорри, кафедра антропологии; д-р Х. Макмиллан (Harriet MacMillan), представляющий кафедры психиатрии, педиатрии, поведенческой неврологии Университета Мак-Мастера; К. Янг (Kue Young), кафедра общественного здоровья в Университете Торонто. В 2008 г. проект получил дополнительное финансирование от Института здоровья аборигенов Канады (Institute of Aboriginal Peoples Health). В рамках проекта предоставляются возможности для обучения и финансовая поддержка (стипендии, исследовательские гранты) аспирантам, занимающимся изучением здоровья коренных народов, в первую очередь из числа коренного населения страны. Предусмотрено также финансирование небольших проектов по исследованию здоровья, инициированных аборигенными общинами (community-based health research projects).

Следующий крупный исследовательский проект сотрудников кафедры – «От знаний к практике: витамин Д, новоприбывшие канадские мамы и дети». Общее руководство проектом осуществляет д-р Т. Моффат. Объектом исследования в рамках проекта являются недавно приехавшие в страну иммигранты и беженцы, которые – по прибытии – сталкиваются с массой проблем, начиная от адаптации к новым климатическим условиям, структуре питания, непривычному культурному окружению, до трудностей, возникающих при обращении к услугам врачей. Среди множества вопросов, связанных со здоровьем новых граждан Канады, особое внимание привлекает нехватка витамина Д и вызываемые этим риски возникновения рахита у младенцев и детей дошкольного возраста. Новоприбывшие канадцы более подвержены нехватке витамина Д в силу ряда причин: зачастую у них более темная кожа, культурные практики, ограничивающие воздействие ультрафиолета на кожу, и т.д. Широкий круг вопросов, стоящих перед исследователями, включает: эффективность врачебных рекомендаций дополнять грудное вскармливание младенцев приемом витамина Д среди новоприбывших мам с другими культурными традициями; существование культурных и поведенческих установок, намеренно препятствующих получению детьми витамина Д в необходимом количестве; культурно приемлемые меры для повышения количества ультрафиолета, получаемого детьми.

Наряду с крупными университетами США и Канады, университет Мак-Мастера является лидером в области образовательных услуг по направлению антропология здоровья (медицинская антропология). Сбалансированное сочетание исследовательской и практической работы позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, способных применить свои знания в различных сферах. Как показывает пример университета Мак-Мастера, включение курсов по медицинской антропологии в учебные программы профильных кафедр (кафедры социальной антропологии), а также в программы медицинских факультетов, улучшает качество знаний и, соответственно, квалификацию выпускников, а также способствует существенному повышению рейтинга университета и его привлекательности для абитуриентов.

Примечания:
1Университет Мак-Мастера (англ. McMaster University) находится в г. Гамильтон (провинция Онтарио, Канада). Он основан в 1887 г. сенатором У. Мак-Мастером, первым президентом Канадского коммерческого банка. В 2010-2011 учебном году на шести факультетах университета (бизнеса, гуманитарных, естественных, социальных наук, медицины, инженерного дела) обучалось 22,5 тыс. студентов и 2,7 тыс. магистрантов и докторантов.
2Авторитетный канадский еженедельник, освещающий новости политики, экономики и культуры.

3В 1999 г. С. Вайтелсон, занимающаяся научно-исследовательской деятельностью в области нейрологии, представила миру сенсационные результаты изучения мозга Альберта Эйнштейна. Аспирант Д. Кавеларз в том же году обнаружил два ранее неизвестных спутника Урана.
4В 1993 г. эту награду получил физик Б. Брокхауз, в 1996 г. – профессор бизнес-школы, экономист М. Скоулз.

5Более подробно о сотрудниках кафедры см. далее в тексте.

Библиография

Сайт кафедры антропологии университета Мак-Мастера http://www.anthropology.mcmaster.ca
Сайт программы «Антропология здоровья»

http://www.anthropology.mcmaster.ca/graduate-program/fields-of-study/health
Сайт журнала McLeans Magazine

http://www2.macleans.ca/

Badone, E. (2008), “Illness, Biomedicine and Alternative Healing in Brittany, France”, Medical Anthropology: Cross-Cultural Studies in Health and Illness, 27(2), pp.190-218.

Battles, H. (2007), The Anthropology of Disability. Major Research Paper, McMaster University, Hamilton.
Drolet, K. (2010), Prescribing Modern Quarantine Practices During a Period of Viral Panic: What Can the Anthropology of Public Health Teach us about 21st Century Public Health Measures? Major Research Paper, McMaster University, Hamilton.
Farmer, T. (2004), Putting Women’s Health in its Place: Women’s Perceptions and Experiences in Hamilton’s North End, Ph.D. Thesis, McMaster University, Hamilton.
Galloway, T. (2008), Schoolchildren’s Nutrition and Growth: A Study of Children and the School Environment in Rural Ontario, Canada, Ph.D. Thesis, McMaster University, Hamilton.
Herring, A. and Sattenspiel, L. (2007), “Social contexts, syndemics, and infectious disease in northern Aboriginal populations”, American Journal of Human Biology, 19(2), pp.190-202.
Herring, A. and Padiak, J. (2008), “The geographical epicentre of the 1918 influenza pandemic”, British Archaeological Report International Series ,1743, Archaeopress, London, pp. 1-8.
Herring A. and Lockerbie, S. (2009), “Global panic, local repercussions: economic and nutritional effects of bird flu in Vietnam”, Anthropology and Public Health, 2nd ed., Oxford University Press, Oxford.
Herring, A. and Swedlund, A.C. (2010a), Plagues and Epidemics: Infected Spaces Past and Present, Berg Publishers, Oxford.
Herring, A. and Padiak, J. (2010b), “Lost in transition: explaining and treating influenza in the British army in the 1830s and 1840s”, Canadian Bulletin of Medical History, 27(2), pp.343-361.
Herring, A. and Lockerbie, S. (2010c), “The coming plague of avian influenza”, in Herring, A. and Swedlund, A.C. (Ed.), Plagues and Epidemics: Infected Spaces Past and Present, Berg Publishers, Oxford.
Herring, A. and Sattenspiel, L. (2010d), “Emerging themes in anthropology and epidemiology: geographic spread, evolving pathogens, and syndemics” in Larsen, C.S. (Ed.), Companion to Physical Anthropology, Wiley-Blackwell Press, Oxford.

Herring, A., Waldram, J.B. and Young, T.K. (2006), Aboriginal Health in Canada: Historical, Cultural, and Epidemiological Perspectives, 2nd edition, University of Toronto Press, Toronto.
Kata, A. (2009), A Postmodern Pandora’s Box: Anti-vaccination Arguments on the Internet, Major Research Paper, McMaster University, Hamilton.
Maar, M. (2006), From Self-Determination to Community Health Empowerment: Aboriginal Health Services on Manitoulin Island, Ph.D. Thesis, McMaster University, Hamilton.
Moffat, T. (2010), «Childhood obesity epidemic: Health crisis or social construction?”, Medical Anthropology Quarterly, 24(1), pp. 1-21.
Moffat, T. and Galloway, T. (2008), “Food consumption patterns among elementary school children in Hamilton, Ontario”, Canadian Journal of Dietetic Practice and Research, 69(3), pp. 152-154.
Poinar, H., Tien, J., Fisman, D. and Earn, D. ( 2011a), “Waves of cholera in 19th century London”, Journal of the Royal Society Interface 8(58), pp.756-760.
Poinar, H., Anderson-Carpenter, L.L., McLachlan, J.S., Jackson, S.T., Kuch, M., and Lumibao, C. ( 2011b), “Ancient DNA from lake sediments: bridging the gap between palaeoecology and genetics”, Evolutionary Biology, 11:30, pp. 1–15.
Prowse, T. ( 2011), “Diet and dental health through the life course in Roman Italy” in  Agarwal, S. and Glencross, B. (Ed.) The Handbook of Social Bioarchaeology, Wiley-Blackwell Press, Oxford, pp. 410-437.
Prowse, T., Barta, J.L, von Hunnius, T.E. and Small, A.M (2010), “Stable isotope and mtDNA evidence for geographic origins at the site of Vagnari, South Italy”, Journal of Roman Archaeology, Supplement 78, pp. 175-198.
Stephens, C. (2009), Toxic Talk at Walpole Island First Nation: Narratives of Pollution, Loss and Resistance, Ph.D. Thesis, McMaster University, Hamilton.
Stride-Darnley, B. (2009), Locations of Therapeutic Benefit: An Ethnography of Child and Youth Mental Health Services in Ontario, Canada, Ph.D. Thesis, McMaster University, Hamilton.
Warry, W. (2007), Ending Denial: Understanding Aboriginal Issues, University of Toronto Press, Toronto.
Warry, W. and Jacklin Kristen, M. (2004), “The Indian Health Transfer Policy: Toward cost containment or self-determination?”  in Castro, A. and  Singer, M. (Ed.), Unhealthy Health Policy: A Critical Anthropological Examination, Altamira Press, Walnut Creek.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *