Сакрально-психотерапевтические практики современности (включенное наблюдение антрополога)

© 2011 А.Е. Лихоманов

МАиБ 2011 – № 1 (1)


Снимок экрана 2017-10-19 в 18.00.01

Ключевые слова: сакрально-психотерапевтические практики, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, медитация, тренинги, контактная импровизация, психопрактики 

Аннотация: Вниманию читателя предлагается описание и краткий анализ специфических сакрально-психотерапевтических практик двух групп: танцевально-двигательной и телесно-ориентированной направленности, успешно действующих в г. Волгограде в настоящее время. Эти направления сочетают в себе философию восточных мистических учений, элементы религиозно-мистических практик и психотерапевтические методики нашего времени; обычно руководители групп создают свои авторские методики. Исследование велось методом включенного наблюдения, «изнутри» групп.


В нашей стране в настоящее время (особенно в молодежной среде) становится все больше приверженцев разных форм психотерапевтических практик. Наряду с распространением практик собственно клинической психотерапии и психокоррекции, особый путь развития получили сакрально-психотерапевтические практики. Общества или группы, использующие указанные практики, не являются религиозными в полном смысле.

Речь идет о популярном ныне философско-духовном психотерапевтическом веянии. Подобные практики представлены танцевально-двигательными, театральными и другими телесно-ориентированными занятиями-тренингами. Как правило, современные сакрально-терапевтические направления сочетают в себе философию восточных мистических учений, элементы религиозно-мистических практик и психотерапевтические методики нашего времени. Многие «мастера» современных сакрально-терапевтических практик составляют собственные методики занятий на основе уже известных как в научной (религиоведение, психотерапия), так и в эзотерическо-оккультной литературе. Такие «авторские» методики (подчас весьма оригинальные) обращены к их адептам либо в групповой, либо в индивидуальной формах. Они направлены на то, чтобы как можно деликатнее добиваться «самораскрытия». В поисках исцеления (духовного и физического), трансформации мышления, люди приходят в подобные группы.

Подробнее узнать о содержании указанного явления поможет анализ основных идей и особенностей работы двух схожих групп.

Анализ проведен на примере двух постоянно действующих объединений в городе Волгограде. В обоих случаях автором применялся метод включенного наблюдения. В ходе работы был установлен доверительный диалог между исследователем, ведущими семинаров и практикующими.

Группа1: «Школа Контактной Импровизации» (ведущая – Мария Ибрагимова)

  • Заявленная деятельность (цитата): «Индивидуальная и Контактная Импровизация, Танцевально-Двигательная Терапия, Перформанс»
  • Цитаты из информационного буклета:

«Группа для тех, кому важно, чтобы
Тело становится гибким и сильным,
Душа открытой и восприимчивой,
Эмоции ровными,
Сознание ясным…
была легкость и игривость в жизни…»

«Что мы делаем?
– двигаемся спонтанно, играем с вниманием, дыханием, голосом…
– наблюдаем себя, других, рефлексируем, взаимодействуем…»

«В программе:
– Спонтанный танец
– Контактная импровизация
– Танцевально-ролевые игры
– Упражнения на расширение пластического репертуара
– Самопрезентация через танец
– Динамические медитации
– Перформанс
– Дыхательные практики
– Работа с голосом»
Данное объединение существует немногим более одного года, занятия проводятся регулярно. Устраиваются выездные мероприятия, ночные сессии («ночь спонтанного танца»). Сложился свой «костяк» постоянно занимающихся. Участники – в основном молодые люди, многие из различных неформальных движений; творческие люди и люди «духовного поиска».

Группа 2: «»Butterfly Lab» Лаборатория СамоРаскрытия» (Анастасия Клименко – «голос» проекта).

  • Заявленная деятельность (цитата):«– Танцевально-двигательная и Телесно-ориентированная терапия
    – Трансперсональная и Интегративная психология
    – Трансовые танцы
    – Спонтанный танец
    – Свободное дыхание»
  • Цитаты из информационного буклета:«…..Почему «Лаборатория Самораскрытия».
    Ближе всего к нашему видению того, что такое проект Butterfly Lab, стоит такое явление современности как Творческая Лаборатория. Но в отличие от таких объединений – не стоит цели заниматься творчеством ради искусства и поиска новых форм его проявлений.
    Будь настоящим, будь собой истинным, будь счастливым, будь творческим – вот о чем и для чего этот проект.
    Источником происходящих самоизменений является работа с телом и через тело (дыхательные, танцевальные и другие телесные практики) – в особом, безопасном пространстве, под руководством практикующих тренеров – авторов и ведущих тренингов».«…Почему «мы не занимаемся тут психотерапией».
    В том, что мы делаем – мы отталкиваемся от представления: «каждый человек изначально является целостным и творческим». Никто лучше тебя не может знать, как тебя исцелить и что тебе нужно.
    Поэтому наша работа направлена не на терапию, а на способствование самораскрытию и познанию человеком себя, на обретение им связи с самим собой истинным».

Данная группа проводит свои занятия не регулярно, так как основатель и ведущий тренер – Елена Клименко-Пономарева – проживает в Москве. Занятия в Волгограде бывают с периодичностью один-два раза в месяц. Основные участники также образуют своеобразный «костяк», хотя в данной группе тренером это не приветствуется.

Схожесть двух рассматриваемых объединений в их методиках воздействия на клиентов. Они используют (1) танцевально-двигательную и телесно-ориентированную терапию.

Все виды телесной терапии восходят к Вильгельму Райху1, который исследовал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц («мышечном панцире») и стесненном дыхании.

Основные понятия телесной терапии введены учеником В. Райха Александром Лоуэном2, основателем биоэнергетики, и включают «энергию», «мышечный панцирь» и «почву под ногами». Хронические блокировки спонтанного течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физическом строении. Между этими физическими переменными, структурой характера и типами личности существуют тесные взаимосвязи3.

Танцевально-двигательная психотерапия – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение – процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны.

(2) Второй объединяющий момент – использование контактной импровизации и спонтанного танца. Занятия в обеих группах строятся вокруг этих понятий.

Свободный танец (также пластический, ритмопластический) – возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари4 и даже буто (стиль балета, – А.Л.) и контактная импровизация. Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа. Для основателей свободного танца он стал особой философией, от которой они ожидали трансформации жизни. Одним из идейных источников свободного танца было движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела5. Контактная импровизация продолжает не только тенденцию свободного танца к импровизации, но и отражает его демократичный характер. Эти черты свободного танца делают его мощным средством пробуждения в человеке способностей к творчеству, развития личности и позволяют успешно использовать в танцевально-двигательной терапии.

В контактной импровизации используются также смежные техники, такие как: метод Фельденкрайза6, body-mind centering7, йога. Контактная импровизация попала в Россию в 1990-х годах. На сегодняшний день тренинги для начинающих и мастер-классы распространены во многих городах России: например, в августе 2009 года в России состоялось четыре «Международных фестиваля контактной импровизации и перформанса».

(3) Группы объединяет использование дыхательных техник. В данном случае в обеих группах тренеры делают акцент на то, что дыхательные практики направлены не на гипервентиляцию легких и прочие гиперстимуляционные методы вхождение в ИСС. Здесь важно наблюдение дыхания – древняя йогическая техника осознания дыхания. В буддийской традиции эта практика известна как «Виппасана».

Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.

Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам. Она является сильным способом высвобождения эмоций и может вызывать вопросы и чувства у участников группы, которые наблюдают или облегчают работу своих коллег. Критики возражают против грубости некоторых методов, их ритуальных аспектов и лежащей в основе телесной терапии теории катарсиса.

На примере рассмотренных объединений видно, как происходит дальнейшая интеграция нетрадиционных идей в области психотерапии и методов психокоррекции в современное общество горожан. Оба тренера – успешные, молодые женщины, их деятельность весьма востребована как в городе, так и за его пределами. Особенно в молодежной среде.

Важно отметить, что сегодня деятельность подобного рода остро нуждается в профессиональном изучении, в обсуждении через диалог с приверженцами этих методов самосовершенствования. Необходимы конференции, мастер-классы, лекционные занятия междисциплинарного характера, организуемые вместе с исследователями явления, для успешной интеграции указанных методик в сферу «изученного», с одной стороны, и грамотных консультаций для организаторов подобных групп, их приверженцев со стороны ученых, исследователей практик сохранения здоровья, с другой.

Примечания

  1. Вильгельм Райх (Wilchelm Reich, 1897–1957) – австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа.
  2. Александр Лоуэн (Alexander Lowen, 1910–2008) – создатель «биоэнергетики», революционного метода психотерапии, направленного на то, чтобы восстановить тело до его естественной спонтанности через систему упражнений. Основал Международный институт биоэнергетического анализа и написал несколько книг. См. сайт автора –http://www.bioenergetics-society.com
  3. Рудестам, К (1990), Групповая Психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика, Прогресс, Москва. (Rudestam, K.E. (1982), Experiental Groups in Theory and Practice Monterey, Brooks/Cole, California, available at: http://psylib.org.ua/books/rudes01/index.htm.)
  4. Контемпорари (Contemporary Dance) – это стремительно набирающий популярность современный танец, основанный и на западных (джаз-модерн), и на восточных направлениях танца (тай цзи, йога, цигун).
  5. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki Любопытно, что в рекомендуемых стандартах практики Международной федерации метода Фельденкрайза утверждается, будто метод не является медицинской, массажной или какой-либо другой терапевтической техникой, равно как и техникой bodywork. Однако в России и в некоторых других странах его иногда относят к методам телесно-ориентированной психотерапии, а также к методам альтернативной и комплементарной медицины. Международной федерацией метода Фельденкрайза установлены образовательные стандарты для практиков метода Фельденкрайза, согласно которым фельденкрайз-практик должен пройти базовое обучение по утвержденной программе (160 дней за 4–5 лет) и в дальнейшем регулярно повышать квалификацию. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч сертифицированных фельденкрайз-практиков.
  6. Метод Мойше Пинхаса Фельденкрайза (1904–1984) сейчас очень популярен во всём мире как метод восстановления подвижности суставов и позвоночника, см.: «Метод Фельденкрайза это метод восстановления естественной грации движений. Движение рассматривается не как функция мышц, а как функция мозга. Мы не тренируем мышцы и не делаем упражнений. Мы занимаемся исследованием собственных движений и расширением образа себя за счёт развития мышечного чувства и чувства движения. Образы движений хранятся в командных нейронах коры головного мозга. Часто эти образы сужены, неполны или их просто мало вследствие очень разных причин – наследственности, боли, травм развития, физических травм и т.п. Но самая существенная причина – это недостаток обучения. Учась заново самым простым вещам – стоять, ходить, сидеть, вставать со стула — мы обнаруживаем в себе новые способности и новые возможности» (http://feldenkrais-method.ru/).
  7. Вот так характеризуется Body-Mind Centering на одном из профессиональных сайтов: «BMC – (Body-Mind Centering) – это постоянно развивающаяся система исследования, осознавания и интеграции тела–ума. Тело и ум выражают себя в движении. Качество движения изменяется в зависимости от того, как меняется фокус внимания в теле. И наоборот, когда мы сознательно направляем наше внимание на отдельные части тела или системы тела, мы легко можем изменить качество нашего движения» (http://www.contactimprovisation.ru/).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *