ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТА БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ БОСОНОЖКИ В ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРИХРАМОВОЙ СРЕДЕ

© 2021 Наталия Евгеньевна МАЗАЛОВА

МАиБ 2021 — № 2 (22)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-2-22/14

Ссылка при цитировании: Мазалова Н.Е. (2021) Целительские аспекты культа блаженной Матроны Босоножки в петербургской прихрамовой среде. Медицинская антропология и биоэтика, 2(22).


Наталия Евгеньевна Мазалова –

доктор исторических наук,

старший научный сотрудник

Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры)

им. Петра Великого РАН
(Санкт-Петербург, Россия)

https://orcid.org/0000-0001-7586-4506

Email: mazalova.nataliya@mail.ru


Ключевые слова: целительство, петербургское юродство, петербургская мифология, прихрамовая среда, фольклор прихрамовой среды

Аннотация: В статье на примере петербургской блаженной Матроны Босоножки рассматриваются особенности целительской деятельности петербургских юродивых, рассказы о которых «встроены» в петербургскую мифологию, ставшую одним из маркеров петербургской идентичности. Автор показывает, что нарративы о Матроне Босоножке являются частью мифологии петербургской прихрамовой среды, которая составляет в наши дни определенную часть социума. Мифологии, основанной на культе женщин-юродивых, придается особое значение, что связано с популярностью среди  православных этого типа святости. Автор обращает внимание на особые психофизиологические состояния блаженной во время обрядов исцелений и предсказаний, их игровую сторону. До нашего времени сохраняются представления о целительских и провидческих способностях блаженной Матроны Босоножке. В наши дни: ей молятся об исцелении от болезней и в трудных жизненных ситуациях. Существуют поверья, нашедшие отражение в нарративах: сны о Матроне свидетельствуют о скором наступления беременности, о выздоровлении. Наличие большого числа нарративов о Матроне, зафиксированных в письменной форме, – уникальная черта фольклора прихрамовой среды Скорбященской церкви Петербурга. Особое внимание автор уделяет явлению Матроны в начале 2020 года одному из прихожан, которое в прихрамовой среде теперь рассматривается как предзнаменование пандемии коронавируса.


Матрона Босоножка – блаженная, широко известная в Петербурге на рубеже XIX – XX вв., которая прославилась чудесными исцелениями, пророчествами и поразительной человеческой добротой. До настоящего времени рассказы о ней являются частью петербургской городской мифологии.

В статье предпринята попытка на примере Матроны Босоножки рассмотреть целительство петербургских юродивых и его включенность в петербургскую мифологию, проследить специфику бытования нарративов о блаженной в мифологии петербургской прихрамовой среды.

Петербург – имперский город с особой мифологией. Ее своеобразие формируется в том числе почитанием местных блаженных, которое давно стало важной составляющей фольклора прихрамовой среды города. В XVIII – XX вв. здесь подвизались в подвиге юродства много блаженных, причем, за редким исключением, это были женщины. Кроме Ксении Петербургской, широко известны были Анна Ивановна Лукашева, Марфа, Ирина, Анна Ивановна Комисарова, Ольга Ивановна, Мария Лелянова, Мария Маковкина, Параскева Ивановна Ковригина и др. Знаменательно, что первоначально Матрона поселяется на Петербургской стороне, где начинали строить Петербург и где начинала юродствовать самая известная петербургская блаженная Ксения Петербургская. Фраза Ф.М. Достоевского «это город полусумасшедших… Редко, где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге…» (Достоевский 1989: 324) очень точно характеризует эту черту духовной жизни города, если учесть, что одно из значений слова «юродивый» – сумасшедший. Сумасшедшие – неотъемлемая часть петербургской городской культуры и мифологии. В петербургском «мире безумия» юродивые занимают особое место среди психически нестабильных людей, нищих и др. Их безумие – это сакральное безумие, для которого характерны особые психофизиологические состояния (измененные состоянии сознания) в ритуальных практиках. Важно понимать, что юродство не относится к психическим расстройствам, а является культурной практикой «аскетического подвига» (Ларских 2018; Ростова 2018; Янгулова 2001). Вся жизнь Матроны Босоножки была направлена на совершение этого подвига.

У Матроны Босоножки – Матроны Петровны Мыльниковой (1833–1911 гг.) непростой жизненный путь: костромская крестьянка, жена, мать двоих детей, мещанка во втором браке, сестра милосердия на Русско-турецкой войне, странница – петербургская юродивая (Плотников 1912; Юревичиене 2019).

В XVIII вместе с мужем Матрона отправляется на Русско-турецкую войну в качестве волонтера – сестры милосердия. Большая часть сестер милосердия были достаточно молодыми, и уже одно то, что Матрона отправилась на войну в зрелом возрасте, в 44 года, характеризует ее как человека высокой гражданской позиции, готового жертвовать собой ради других. В русской истории известны такого рода примеры: предтечей института сестер милосердия было общество милосердных вдов, которое объединяло женщин разного возраста.

Институт сестер милосердия, который был заимствован из Западной Европы в середине XIX в., в значительной мере развивался под влиянием православия, важнейшей идеи и высшей христианской добродетели – милосердия. Женщины – сестры милосердия воспринимали свой труд, в первую очередь, как христианское служение страждущим (Правдиковская 2012: 10–11).

Труд сестер милосердия можно назвать подвигом: они, зачастую, без сна и отдыха должны были наблюдать за ранеными, выполнять предписания врачей, стирали белье и обеспечивали быт, могли погибнуть на передовой, заразиться тифом и другими болезнями. В их обязанности также входило нравственное попечение о душевном состоянии больных: они читали для них молитвы, приглашали священников и т.д.

В народной песне «Милосердная сестра» описана сестра милосердия, которая пробирается с санитарным отрядом через театр военных действий. У нее убит муж на войне, «сердце кровью облито», «сама едва живая, вся измучена, больна», но она находит силы успокаивать раненых:

«Скоро мы на пункт приедем,

Накормлю вас, напою,

Перевязку все поправлю

И всем письма напишу».

Все эти обязанности исполняла и Матрона. Ее судьба напоминает судьбу героини песни: муж Матроны тоже был убит на войне, по другим сведениям – умер от болезни во время военных действий.

Институт сестер милосердия являлся одними из немногих всесословных учреждений в России. Известно, что во время Первой мировой войны обязанности сестер милосердия исполняли императрица и ее дочери.

Став сестрой милосердия, Матрона освоила некоторые профессиональные навыки в лечении и уходе за больными и получила право на оплату своего труда. Но и в использовании заработанных ею денег проявляется жертвенность Матроны. Как отмечает ее биограф, будучи сестрой милосердия, «в должности которой получала 25 руб. жалованья, но жалованье она тут же раздавала бедным солдатам» (Плотников 1912: 8). То есть и здесь мы видим деятельное проявление христианской любви и служения обездоленному ближнему.

После возвращения с войны в и смерти мужа в 1878 году Матрона продала имущество, раздала деньги нищим и отправилась странствовать. С этого времени начинается путь религиозного подвижничества с его жертвенностью и милосердием, на который Матрона вступила во время русско-турецкой войны и который она уже не оставит никогда. Для Матроны странничество и становление юродивой были осознанным выбором.

Матрона посетила наиболее значимые для верующих святыни. Записанные от Матроны рассказы о посещении ею святых мест напоминают по стилю и патетике традиционные нарративы странников: «Бог сподобил меня побывать четыре раза в Иерусалиме, поклониться Гробу господню и другим святыням. Была я в Соловках, и на Валааме, и у Троицы Сергия, и в Сарове, и десятки раз бывала в более близких монастырях. Везде какая в обителях благодать Божия и сколько в них утешения» (Баженов 1916: 333–334). Обычно люди отправлялись странствовать по обету – обещанию, данному в случае болезни – своей или близких, однако для Матроны причины были иными, для нее странничество было осознанным выбором, желанием посвятить себя Богу, и уже в начале паломничества она решила стать юродивой: «отправилась странствовать, наложив на себя трудный подвиг юродствующей Христа ради, и первый путь ее – босиком – был к Соловецким чудотворцам» (Плотников 1912: 6).

Как правило, юродивыми становились люди, получившие сакральный дар; и проявлялось это в детстве. Но иногда выбор подвига юродства был сознательным решением. Вероятно, выбор этого подвига Матроной был обусловлен несколькими обстоятельствами: несчастливая личная жизнь, смерть двух мужей, пребывание в статусе солдатки, и в большей мере – сестры милосердия, а также пережитые ужасы войны. Служение в качестве сестры милосердия можно рассматривать как один из главных мотивов выбора пути юродства. Недаром до конца жизни Матрона носила белую одежду и белый платок, наподобие головного убора сестер милосердия. Матрона сознательно оставляет мирские блага и отправляется странствовать, а затем возвращается в мир нравственно очищенной и становится юродивой, а, по народным представлениям, юродство – это вид святости.

На примере Матроны прослеживаются некоторые признаки женского юродства. Матрона по данному в начале странствования обету – не носить обувь – более 40 лет ходила босой. Нагота полная или частичная (босоножество) является одним из признаков юродства. В народной культуре признак нагой – одетый соотносится с бинарной оппозицией «природа – культура». Обнажение – способ возврата в природное состояние. Босоногость – частичная нагота, ей придается особое культурной значение: позитивное влияние на плодородие. Босоногость – это отличительный признак женщин- юродивых, например, босыми ходили св. Пелагея Дивеевская, св. Параскева Дивеевская; тогда как для мужчин более характерным было полное обнажение: например, св. Василий Московский, ходил нагими круглый год в течение десятков лет, за что его прозвали прозывались «нагоходцем». Хождение Матроны босиком в Петербурге было причиной многочисленных инцидентов с полицией, которая рассматривала это как нарушение общественного порядка.

Следует отметить редкую для юродивых черту: у Матроны были дети. К примеру, Ксения Петербургская была замужем, но у нее детей не было. За редким исключением юродивые, как мужчины, так и женщины, были девственниками.

К моменту отправления в странствование Матрона была дважды вдова, отметим, что второй брак считался дозволенным по нормам традиционного общества. С одной стороны, вдова, по народным представлениям, считалась социально неполноценной. По христианским предписаниям, нашедшим отражение в Библии, брак – это образ семейной полноты; вдовство – образ утраты и пустоты. С другой стороны, вдова, по народным представлениям, обладала ритуальной чистотой, поскольку не вступала в сексуальные отношения. Например, с другими ритуально чистыми женщинами – девушками, старыми девами, старухами – вдовы выполняли охранные функции: проводили обряд опахивания во время эпидемий и эпизоотий.

Матрона после нескольких лет странничества в результате испытаний приобрела от Бога дар предвидения и предсказания.

Появляется Матрона в Петербурге в начале 80-х гг., а первые сведения о ее целительской и провидческой деятельности датированы концом 90-х гг. Матрона в качестве блаженной и целительницы проявила себя именно в Петербурге.

Рис.1. Матрона Босоножка. Фото А.Ф. Плотникова. 1900-е годы.

В 90-е гг. Матрона жила на Васильевском острове, неподалеку от Андреевского собора. Как пишет священник Андреевского собора А. Нумеров, к Матроне, известной среди прихожан под именем «Матрены Босой» или «Матрены блаженной», обращались представители разных сословий и возрастов – с просьбами помолиться об исцелении, о получении места службы, о выходе из затруднительного положения (ЦГИА. Ф.19. Оп.89. Д.70. Л.9 об.).

В соответствии с народными представлениями, она была посредницей между Богом и людьми. И по ее собственным словам она могла «только помолиться с просящими об исполнении желаний их» (ЦГИА. Ф.19. Оп.89. Д.70. Л.11). По народному мнению, а также и собственному убеждению Матроны, ее молитвы об исцелении или помощи кому-либо, обращенные к Богу, приносили положительные результаты. Так, протоирей Ф.Ставровский сообщает: «Мыльникова … не отрицает в себе дара исцеления и прозорливости. Имеет при себе икону Божьей Матери, про которую икону говорит, что она чудотворная» (ЦГИА. Ф.19. Оп.89. Д.70. Л.9 об.).

Матрона была также наделена даром предвидения будущего: «Дар ориентации на будущее и узнавание его, как и сам дар формирования будущего на протяжении длиннейшего периода существования человеческого рода, почитался уделом избранных…» (Топоров 1994: 50). Видение будущего – один из видов особого знания. В локальных русских традициях встречаются такие лица как «ворожей», «ворожея», гадалка, – это предсказатели. Провидческими способностями также наделялись колдуны и ведьмы. Следует отметить, что некоторые горожане, в соответствии с народными представлениями, считали, что Матрона – гадалка и колдунья, они приходили к ней погадать о будущем, однако Матрона заявляла им, что она не является ни тем, ни другим, а может только молиться вместе с ними и просить Бога о помощи.

Она предсказывала судьбы многих людей, в том числе – выдающихся, например, известного политического деятеля П.А. Столыпина, а также Н.Л. Гондатти – автора нескольких этнографических трудов, посвященных Сибири. В 1911 г. Н.Л. Гондатти был назначен генерал-губернатором Приамурского края, когда там свирепствовала чума, по предсказанию Матроны, он должен был уцелеть: «Этот большой чиновник шибко хороший человек, в нем божеской части много, есть искра Божия. Болезнь эта скоро прекратится, он не заразится» (Плотников 1912: 14). В 1910 году Матрона предсказала трагическую судьбу России: «…у меня семь лампадочек погасло… В Россиюшке что-то будет нехорошо» (Плотников 1912: 15).

Для исследования мифологии юродства представляется важным то, что характер ритуальной деятельности Матроны, как и других петербургских юродивых, имел свои особенности, обусловленные спецификой петербургского юродства. К таковым прежде всего относится особая духовность.

Петербургский бытописатель А.А. Бахтиаров сравнивал Матрону с юродивыми Древней Руси: «…сквозь толпу пробиралась вперед какая-то женщина, вся в белом и босая… Она с таким усердием молилась перед алтарем, делая земные поклоны, что нисколько не шокировала религиозные чувства богомольцев – в своем странном одеянии… Я заинтересовался босоножкой, т.к. слышал, что это – местная юродивая и в самые жестокие морозы ходит босой. И стал наблюдать за ней, как за человеком не от мира сего, как отголоском древней благочестивой старины, которая изобиловала “юродствующими во Христе”. Подобно Василию Блаженному, предсказавшему пожар Москвы, Прокопию Устюжскому, предсказавшему каменный дождь в Великом Устюге, и Ксении Блаженной, предсказавшей в свое время смерть императрицы, Матрона Босоножка тоже обладала даром предсказывания» (Бахтиаров 1909: 6).

В отличие от игры традиционных юродивых, в актерстве Матроны нет смехового элемента, юродства. Она не обличала пороки мира, а собственным примером демонстрировала нравственный идеал жертвенности. Матрона напоминала драматическую актрису, играющую роль древней святой. Такое поведение юродивой не только характеризует петербургский тип юродства, но и является отражением эпохи, в котором присутствовало ощущение приближающей катастрофы, гибели Российской империи.

Отмеченная А. Панченко особенность «юродивый – актер, а толпа – его зритель» проявляется в том, что Матрона в ритуалах нередко ведет себя как драматическая актриса; так, например, в сцене предсказания смерти чиновнику, она при виде его «схватила себя за голову и закричала: “Ой, голова болит, ой, голова, голова” (Плотников 1912: 11). После этого Матрона не проронила больше ни слова. Через некоторое время его жена поняла, что предсказывала Матрона: у мужа заболела голова и вскоре он скончался. Иносказание – одна из форм выражения предсказаний юродивыми. Кроме того, в подобных описаниях Матрона находится в особом психофизиологическом состоянии. Игровой элемент, как и смеховой, следует относить к особенностям юродства. Игра связана с сакральными ситуациями, в том числе – обрядами лечения.

Матрона была известна в разных районах Петербурга и везде ее сопровождали толпы почитателей, со многим она вступала в контакт: так, в кронштадтской городской газете «Котлин» за 1896 год появилась заметка: «Разные странники и юродивые нет-нет, да и появятся в нашем городе. Так, в воскресенье 23-го июня на пристани… внимание привлечено было многочисленной толпой народа, окружившею какую-то плохо одетую, босоногую женщину по имени Матрена. Каждому из подходящих она давала какой-либо совет или указывала на одну из слабостей его характера. Женщины подводили детей и Матрена их благословляла, снабжая медными образками, крестиками и книжками» (Б.н. 1896: 3).

Последние 16 лет ее жизни связано с Невской заставой, территорией Стеклянного завода. Это – промышленный район Петербурга, в котором в конце XIX-XX вв. располагалось более 30 заводов. Он был не похож на парадный Петербург: деревянные дома, сточные канавы, антисанитария – здесь располагалась городская свалка. Вспышки холеры и сыпного тифа нередко начинались здесь. Рабочие жили бедно, впроголодь, существовало много безработных, в среде которых был распространен алкоголизм.

Сюда переселяется Матрона, к часовне Скорбященской Божьей Матери, расположенной у Стеклянного завода. Именно в этом неблагополучном районе среди бедных людей в полной мере раскрывается ее талант – служить людям, исцелять и облегчать их нелегкую жизнь. Одна из наиболее распространенных болезней рабочих Стеклянного завода – алкоголизм. Верили, что Матрона молитвами исцелила многих больных.

Одно из наиболее значительных посмертных чудес, приписываемых Матроне Босоножке в настоящее время, также связано с Невой: в 1963 году на Неву была произведена посадка самолета с неисправными двигателями. Это произошло как раз неподалеку от могилы блаженной. Во время посадки ни самолет, ни пассажиры и экипаж не пострадали. По легенде, среди 44 пассажиров на борту самолета был будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в то время тридцатичетырехлетний молодой епископ Таллиннский. Верующие считают, что самолет спасла Матрона.

На примере Матроны Босоножки прослеживаются специфические черты петербургского юродства, которые можно определить как жертвенность, духовность: «В петербургский период возникло явление, которое можно назвать светским вариантом юродства. От него – бескомпромиссная совестливость русской классики…» (Панченко 1995: 405). Матрону Босоножку отличали альтруизм, милосердие, сострадание, она воплощала особый нравственный идеал жертвенности (Топоров 2005). Большую часть денег, которые ей жертвовали, Матрона отдавала нищим, потерявшим работу, больным, остальные деньги отправляла на строительство церкви «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Эта церковь построена в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», чудесным образом уцелевшей во время пожара в Тихвинской часовне в 1885 году на территории Стеклянного завода. Кроме того, известно, что Матрона занималась сбором пожертвований для деревенских приходов – в Тверской губернии, на ее родине в Костромской губернии и в других местах, покупала масло для церковных лампад и пр. Следует отметить, что эта сторона деятельности Матроны совпадала с задачами конфессиональной политики, проводимой Александром III, а затем – Николаем II, которая выражалась в следующем: усиление православной религиозности, восстановление закрытых в предшествующие годы церковных приходов, активное строительство новых храмов и монастырей.

Саму Матрону как личность отличало нестяжательство, жила она очень скромно в полуразвалившемся домике, спала на убогой постели, покрытой ветошью, питалась моченым хлебом или похлебкой (На могилке ….1911: 2). Когда муж внучки лишился работы, Матрона дала семье внучки несколько фунтов хлеба и 40 копеек. Когда внучка, знавшая, какие огромные суммы собирает бабушка, выразила удивление по поводу столь скромной помощи, Матрона отвечала, что она служит исключительно Богу и является посредником между ним и людьми, а подаяния передает, по ее словам, по назначению: «Слава Тебе, Господи! Мы все здоровы и сыты. А вот храм Господен беден и великую нужду терпит наша церковь, много еще сирых и нищих, а я для Бога только живу и только для Бога и тягость на себя великую приняла, не могу я нового греха на душу взять, я исполняю волю молящих и должна отдавать деньги по назначению. А это, что вам даю, – мое подаяние» (На могилке ….1911: 2).

Ее жилище напоминало комнаты  бедных героев петербургской литературы, оно было похоже на гроб или тюремную камеру; так, последняя квартира Матроны представляла собой «каморку, перед которой роскошью казалась одиночная камера петербургской тюрьмы. В этой тесной с прокопченным потолком и стенами, проеденными насекомыми, каморке, озаряемой лишь неугасимыми лампадами перед ликами старинных образов, ютилась нищенка Матренушка, через руки которой проходили на построение и украшение церквей сотни тысяч рублей. Едва успевала раздавать, чтобы не осталось при ней ни копейки. И лишь смерть помешала отдать найденные в ее каморке 16 рублей. Вот ее изогнутая железная кроватка с ветошью, на которой скончалась столетняя босоножка» (На могилке… 1911: 2). Но если в литературных произведениях бедное жилище героев обычно сравнивается с роскошными петербургскими дворцами, то здесь можно провести иное сравнение: намеренная нищета блаженной при возможном богатстве.

Устные рассказы о деятельности Матроны были широко распространены среди различных слоев населения Петербурга в начале ХХ в. и их нередко публиковали петербургские газеты. Впоследствии они стали частью петербургской городской мифологии.

Особое место нарративы о Матроне до настоящего времени занимают в мифологии петербурской прихрамовой среды. Термин «прихрамовая среда» предложен А. Тарабукиной: «…близкие церкви люди образуют замкнутую среду внутри общества, живущую по своим особым законам, выработавшую свою знаковую систему, имеющую характерное мистическое представление о мире; жизнь этой среды достаточно скоро начинает отличаться от жизни “светского” мира» (Тарабукина 2000). Прихрамовая среда формируется в России конце XIX – начале XX вв. в период идеологического разделения общества. Для формирования идеологии прихрамовой среды важными оказались некоторые явления духовной жизни русского общества: с Крымской войны в церковных кругах формируется образ России – последнего оплота истинной православной веры. Во время русско-турецкой войны эта идея актуализируется на практике: как освобождение Россией христианских народов от владычества мусульман. Русский народ среди церковных людей воспринимался как народ-мессия. Очевидно, эти идеи Матрона восприняла и адаптировала к собственным ценностям и поступкам. По этим причинам она отправилась на войну в качестве сестры милосердия. В этот же период русской истории в прицерковной среде распространялись идеи истинных путей спасения, отразившихся в активизации паломничеств в различные монастыри и особой значимости культа блаженных, «что связано с традиционным для русского православия предпочтением этого типа святости» (Тарабукина 2000). Эти идеи также нашли отражение в жизненном пути Матроны.

Матрона пользовалась почитанием, любовью простых людей. По просьбам населения Невской заставы она была похоронена в ограде Скорбященской церкви. Через несколько лет над ее могилой была возведена маленькая часовня, а сама могила стала местом поклонения. К ней приходили помолиться и попросить помощи в бедах и болезнях множество верующих. В советские годы Скорбященская церковь была разрушена, а могила Матроны была затеряна. В начале 90-х гг. ХХ в. сохранившаяся часовня была освящена как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». 3 мая 1995 года была обнаружена могила Матроны, которая в скором времени вновь стала местом поклонения. В наши дни нескончаемым потоком идут к могиле Матроне Босоножки ее почитатели, просят избавить их от болезней и бед.

Рис.2. Могила Матроны Босоножки. Фото автора. 2019 год.

На месте взорванной Скорбященской церкви построена новая, которая вероятно, откроется уже в 2022 г. В настоящее время идет процесс канонизации Матроны.

Матрона является персонажем современной мифологии прихрамовой петербургской среды. Священниками Скорбященской церкви собрано более 500 свидетельств чудес – нарративов об избавлении от болезней, помощи в поиске работы и т.п. после молитв, обращенных к Матроне Босоножке. Эти нарративы представляют собой сообщение об одном (редко – двух) событии – чуде. Структура таких нарративов следующая: беда, недостача (болезнь, безработица, отсутствие жилья и др.) – молитвенное обращение к Матроне, которая выполняет функции «чудесного помощника», – ликвидация беды, недостачи (выздоровление, приглашение на работу, получение жилья и др.) (Пропп 2021). Функция таких рассказов – информативная и в большей мере – доказательная: они являются доказательством того, что Матрона и в наши дни творит чудеса. Такие рассказы содержат удивительную для рассказчика информацию и обусловлены ситуативно: они обычно произносятся во время встреч верующих, в них рассказывается о чудесных случаях, участниками которых были сами рассказчики, либо они являлись их свидетелями.

Огромное количество рассказов о чудесах, приписываемых Матроне, зафиксировано в письменной форме, это – уникальный случай для фольклора прихрамовой среды отдельной церкви. Запись рассказов о чудесах в письменной форме определены тем, что идет процесс канонизации Матроны. Церковь должна в соответствии со сложившейся традицией определить, является ли Матрона Мыльникова святой, причем учитываются не только подвижничество и чудеса, приписываемые какой-либо личности, но также и ее народная оценка. Письменные фиксации чудес, приписываемых блаженной, приобретают документальность и большую достоверность, чем устные рассказы.

Церковь не запрещает молитвы к каким-либо праведникам, не канонизированным ею, а в народном сознании Матрона является святой, она воплощает идеал и высшую духовную ценность: «святой – это тот человек, в ком пребывает особый вид духовно благодатного возрастания, называемого святостью» (Топоров 2005: 16).

Следует отметить, что представления о чудесах Матроны во многом совпадают с народными. На могиле Матроны происходят не только исцеления от различных болезней, в том числе – онкологических, но и другие чудеса: ей приписывают силу, способную изгонять беса из больного. Так, одна из прихожанок храма в 1997 г. описала обряд исцеления бесноватой: «Однажды на могиле Матронушки Босоножки я была свидетельницей исцеления бесноватой женщины. После литургии тогдашний настоятель монастыря иеромонах Иосиф служил панихиду. Одна женщина наклонилась, чтобы поставить свечу и вдруг упала без сознания. Несколько человек бросились, чтобы помочь ей, но она, как бы очнувшись, со злобой и яростью стала отбиваться от них и что-то кричать (женщина оказалась бесноватой). Когда о. Иосиф окропил ее святой водой, она пришла в себя. И я подумала: “Если нечистые духи не выносят благодати, исходящей от могилы Матронушки и покидают тела людей, то что тут говорить о моем (больном  – прим. авт.) глазе”» (Юревичиене 2019: 187).

Распространены нарративы о том, что Матрона помогает избавиться от пагубных привычек – алкоголизма, а также наркотической зависимости. Записаны явления Матроны, которую видит не сам больной, а его сопровождающий, который молится за него. Явление Матроны воспринимается как знак того, что просьба ею услышана и она поможет исцелиться больному. Женщина приводит на могилу Матроны героинового наркомана и обращается к ней с просьбой помочь: «И говорю: “Матушка! Пропадает парень. Хоть ты его вразуми, все уже отступились”». Затем она уходит в церковь купить свечи и подать записки, когда возвращается: «Во дворе … никого не было. Только мой Володя на скамеечке сидел. На дворе сумерки, а возле моего парня старушка стоит. В платочке и старомодном пальтишке. И она говорит о чем-то». Потом исчезает. Владимир говорит, что никого рядом с ним не было. Женщина решает, что ей «привиделось». Через некоторое время она узнала, что юноша избавился от наркотической и алкогольной зависимости, и осознала, что ей являлась Матрона: «Сейчас я только поняла, что не привиделось мне это, а это она откликнулась на мою просьбу» (Юревичиене 2019: 192–193).

Матрона может являться верующим во снах. В религиозном сознании Матрона сопоставляется с Богородицей, возможно, это связано с тем, что Матрона – мать двоих детей. К Матроне, как и к Божьей Матери, обращаются с просьбами о помощи бесплодные женщины. У Матроны есть одна уникальная для юродивых черта – наличие детей. Матрона может явиться во сне и вылечить женщину от бесплодия: «Много лет я не могла забеременеть, но как-то раз мне приснился сон о том, что Матушка Матронушка лечит меня. Через несколько дней я поехала к ней на могилку помолиться. Несмотря на сильный дождь, я испытала необыкновенную легкость и радость в душе. Матушка услышала мои молитвы! Через несколько недель я забеременела» (Юревичиене 2019: 195–96); «У нас пять лет не было детей, ставили диагноз бесплодие, и мы уже отчаялись и перестали ждать чуда. В марте 2009 года мы пришли к могилке блаженной Матронушки, помолись о помощи и защите и оставили записку о главной нашей мечте – о малыше. В мае 2010 года у нас родился мальчик» (Юревичиене 2019: 190). Женщина в Вербное воскресенье просит Матрону о чуде – чтобы она забеременела. И это чудо произошло: через месяц женщина забеременела, а новорожденного сына назвала Матвей – дарованный Богом (Юревичиене 2019: 195).

Обход могилы Матроны, как и других «святых» мест в народной традиции, помогает излечить ноги. Одна из прихожанок рассказывала: «К Матрёнушке я, можно сказать, приползла. Меня в трамвай посадили, а, чтобы выйти, я спускалась, держась за поручни, ноги меня не держали. Совсем не могла ходить. Легла на могилу и плачу: “Матрёнушка, помоги”. И – чудо! Встала с могилки и пошла своими ногами. Вот теперь хожу и всем рассказываю про неё». Она предлагает обойти босиком могилу Матроны другому больному прихожанину: «Геннадий разулся и, тяжело ступая босыми ногами, пошёл вокруг могилки за бабулей: “Ноги стали легкими, и усталость куда-то улетучилась”, – сказал он, улыбаясь» (Лебедева 2017).

Самое известное явление Матроны Босоножки произошло 1 января 2020 года. Матрона явилась иконописцу Александру Большакову, о чем он поведал священнику Геннадию Беловолову. Юродивая предстала в характерном для нее облике – белой одежде, истово молилась, а затем исчезла, оставив на снегу следы босых ног: «Я незаметно для себя подошел к храму, поднял голову и не поверил своим глазам: смотрю, передо мной метрах в десяти стоит женщина, вся в белом. На ней то ли балахон, то ли платье, то ли рубаха. Наверное, точнее будет сказать, что это было какая-то длинная белая рубаха, как будто льняная и тонкая. А она вся седая… Голова открыта. На голове ничего не было, просто волосы, просто седые волосы, белые и седые. Женщина стояла и крестилась, так медленно-медленно крестилась. Когда она приложила пальцы ко лбу, у нее рубаха спала с руки и я смотрю – у нее рука голая. А мороз на улице, наверное, был минус два градуса… Я так оторопел: как это женщина раздетая стоит и молится? Потом я посмотрел на ноги, и они были тоже голые, босые. Я все передать точно не могу, потому что у меня было такое состояние … Я стоял как столб. До нее было совсем близко. Она стояла рядом с алтарем храма, смотрела и молилась за алтарь на восток, в сторону речки на мостик. Ко мне она была боком и на меня не смотрела. А левую руку ее, я не видел, только правую: она стояла ко мне правой стороной. Вначале я не обратил внимания на ее лицо. Потом, когда я на нее смотрел, она начинала крестится, и я ее лицо даже не мог рассмотреть. Она крестилась раз пять-семь, а может быть и десять, я не считал. Она крестилась медленно и наклоняя голову… И тонкими пальцами касается лба. Я смотрел, что она стоит босиком голыми ногами на снегу… Я начал пятиться назад к могиле сына… И в это время она медленно-медленно исчезла… Вот и все…» (Беловолов 2020a).

На снегу остались следы женщины: «Подошел к месту, на котором стояла женщина в белом, и увидел на снегу следы босых ног. Снежок за ночь как раз накрапал. Следы растаяли до асфальта … Я встал на колени и потрогал их руками. На асфальте промокло. Для этого нужно было долго тут стоять. Я удивился только, почему было три следа?» (Беловолов 2020a). Через некоторое время иконописец осознает, что это была именно Матрона Босоножка.

За несколько лет до Матроны явления священник Г. Беловолов написал лирическое стихотворение «Следы на снегу», в котором наличествует мотив «следы Матроны на снегу». Это достаточно редкий для фольклора прихрамовой среды жанр. Мотив следов Матроны Босоножки можно сравнить со следами Богородицы (например, в Почаевском монастыре) и святых. Основная функция стихотворения – описать деяния блаженной: ее неустанную помощь людям, жертвенность.

«Босыми, необутыми ногами

Она придет избавить от беды.

< >

Где б ни была, но поступью скользящей –

Всегда приходишь в свой желанный дом

К Родимой Богородице Скорбящей,

Чтоб до рассвета вновь молиться в нем!

Чьи следы, на снегу

У двери у окошка?

“Я тебе помогу”, –

Говорит Босоножка»

(Следы на снегу…  2020).

В наши дни лирическое стихотворение Г. Беловолова приобретает не свойственную этому жанру информативную и доказательную функции: явление Матроны не только подтверждает ее способности творить чудеса, но и осмысляются как знак приближающейся беды – пандемии коронавируса. Через несколько месяцев этот священник у себя на странице в социальной сети Вконтакте написал, что Матрона явилась в этот год не случайно: она предупреждала о страшной пандемии, пришедшей с востока (Беловолов 2020b). Это же мнение разделяют многие верующие. О чуде явления Матроны прочитали более 500000 человек.

Таким образом, мифы, связанные с блаженной Матроной Босоножкой, до настоящего времени творящей чудеса исцеления, несомненно, стали частью петербургской мифологии, а также петербургской прихрамовой среды, которая является маркером религиозной идентичности верующих горожан.

Архивные материалы

Российский государственный исторический архив — РГИА. Ф.796. Д.2770. Л.1.

Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга -ЦГИА. Ф.19. Оп.89. Д.70. Л.9 об. Ф.19. Оп.89. Д.70. Л.2.

Источники

Беловолов, Г. (2020a) Дневник протоиерея Геннадия Беловолова. LiveJournal (https://otets-gennadiy.livejournal.com/) (01.09.2021).

Беловолов, Г. (2020b) Блаженная Матрона Босоножка бродит по Петербургу, Дневникпротоиерея Геннадия Беловолова.  VContact (https://vk.com/wall76757957_7398) (01.09.2021).

Следы на снегу. Явление блаженной Матроны Босоножки в Санкт-Петербурге (2020)Благовест, 29 января (https://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_39671) (01.09.2021).

Лебедева Г. (2017) Блаженная Матронушка Босоножка (Петербургская). Православие.фм, 14 апреля (https://pravoslavie.fm/articles/blazhennaya-matronushka-bosonozhka-peterburgskaya/) (01.09.2021).

Библиография

Баженов, И.В. (1916) Матренушка-босоножка. Костромские епархиальные ведомости, № 24, с. 333–344.

Бахтиаров, А.А. (1909) Торжество освящения часовни «Всех Скорбящих Радости». Петербургская газета, 21 декабря, с..6.

Б. н. (1896) Котлин, № 119, с.3.

Достоевский, Ф.М. (1989) Собрание сочинений в пятнадцати томах, Л.: Наука.

Ларских, М.В., Ларских, С.В. (2018) Феномен «юродство Христа ради» – редкий психологический феномен или психическое расстройство? Неврологический вестник, Том I, № 4, с. 52–56.

Лотман, Ю.М. (1984) Символика Петербурга и проблемы семиотики города. Ученые записки Тартусского государственного университета, Вып. XVIII, Тарту: Тартусский государственный университет, с.30–45.

На могилке и в квартире Матренушки-босоножки (1911) Ведомости С.-Петербургского градоначальства, № 81, 16 апреля, с. 2.

Панченко, А. М. (1999) Русская история и культура. Работы разных лет, СПб.: Юна.

Плотников, А.Ф. (сост.) (1912) Жизнеописание в Бозе почившей рабы Божией Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки), СПб.: Издательство Е.В.Киселева.

Полонский, Я. П.  (1986) Стихотворения. Поэмы, М.: Правда.

Правдиковская, Е.Н. (2012) Общины сестер милосердия в культуре России. Диссертация на соискание ученой степени канд. Культурологии, М.: МГИК.

Пропп, В.Я. (2021) Морфология волшебной сказки, СПб.: Питер.

Ростова, Н.Н. (2008) Человек обратной перспективы: философско-антропологическое исследование феномена юродства Христа ради. Диссертация на соискание ученой степени канд. философ. наук, М.: МГУ.

Словарь библейских образов (2005) Под ред. Райкен, Л., Уилхолт, Д., Лонгман, Т., СПб.: Библия для всех.

Тарабукина, А. В. (2000) Фольклор и культура прицерковного круга. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Топоров, В.Н. (2005) Святость и святые в русской духовной культуре, Том 1, М.: Гнозис.

Топоров, В.Н. (1994) Судьба и случай. Понятие судьбы в контексте разных культур, Н. Д. Арутюнова (ред.), М.: Наука, с. 38–75.

Юревичиене, Л.А. (сост.) (2019) Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки), СПб.: Левша.

Янгулова. Л. (2001) Юродивые и умалишенные: генеалогия инкарцерации в России. Мишель Фуко и Россия, О. Хархордин (ред.), СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад.

References

Bakhtiarov, A.A. (1909) Torzhestvo osviashcheniia chasovni «Vsekh Skorbiashchikh Radosti’ [Solemn consecration of the Chapel of Joy of All Who Sorrow]. Peterburgskaia gazeta [St. Petersburg newspaper], December 21, p.6.

Bazhenov, I.V. (1916) Matrenushka-bosonozhka [Matrenushka the Barefoot]. Kostromskie eparkhial’nye vedomosti [Kostroma Eparchial Gazette], No 24, p.333–344.

Dostoevskii, F.M. (1989) Sobranie sochinenii v piatnadtsati tomakh [Collected Works in Fifteen Volumes]. Leningrad: Nauka.

Iangulova, L. (2001) Iurodivye i umalishennye: genealogiia inkartseratsii v Rossii [The Mendicants and the Insane: A Genealogy of Incarceration in Russia]. Mishel’ Fuko i Rossiia [Michel Foucault and Russia], O. Kharkhordin (red.), St. Petersburg; Moscow: European University in St. Petersburg: Letnii sad.

Iurevichiene, L.A. (red.) (2019) Zhizneopisanie peterburgskoi staritsy Matrony Petrovny Myl’nikovoi (Matrony Bosonozhki) [Biography of Matrona Petrovna Mylnikova (Matrenushka Barefoot), a servant of God, who has passed away in the Lord], St. Petersburg: Levsha.

Larskikh, M.V., Larskikh, S.V. (2018) Fenomen «iurodstvo Khrista radi’ — redkii psikhologicheskii fenomen ili psikhicheskoe rasstroistvo? [The phenomenon of «foolishness for Christ’s sake» — a rare psychological phenomenon or a psychiatric disorder?]. Nevrologicheskii vestnik [Neurological Bulletin], Vol. I, No 4, p.52–56.

Lotman, Iu.M. (1984) Simvolika Peterburga i problemy semiotiki goroda [The Symbolism of Petersburg and the Problems of Semiotics of the City]. Uchenye zapiski Tartusskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Tartu State University], Vol. XVIII, Tartu: Tartu State University, p.30–45.

Na mogilke i v kvartire Matrenushki-bosonozhki [On the grave and in the apartment of Matrenushka the Barefoot] (1911) Vedomosti S.-Peterburgskogo gradonachal’stva [Vedomosti of the St. Petersburg City Hall], No 81, April 16, p. 2.

Panchenko, A. M. (1999) Russkaia istoriia i kul’tura. Raboty raznykh let [Russian History and Culture. Works of different years], St. Petersburg: Iuna.

Plotnikov, A. F. (red.) (1912) Zhizneopisanie v Boze pochivshei raby Bozhiei Staritsy Matrony Petrovny Myl’nikovoi (Matrenushki-Bosonozhki) [Biography of Matrona Petrovna Mylnikova (Matrenushka Bosefoot), a servant of God, who has passed away in the Lord], St. Petersburg: Izdatel’stvo E.V.Kiseleva.

Polonskii, Ia. P.  (1986) Stikhotvoreniia. Poemy [Poems], Moscow: Pravda.

Pravdikovskaia, E.N. (2012) Obshchiny sester miloserdiia v kul’ture Rossii [Communities of Sisters of Mercy in the Culture of Russia], Dissertation, Moscow: Moscow State Institute of Culturology.

Propp, V.Ia. (2021) Morfologiia volshebnoi skazki [The morphology of a fairy tale], St. Petersburg: Piter.

Rostova, N.N. (2008) Chelovek obratnoi perspektivy: filosofsko-antropologicheskoe issledovanie fenomena iurodstva Khrista radi [The Reverse Perspective Man: A Philosophical and Anthropological Study of the Phenomenon of Christ’s Youth], Dissertation, Moscow: MSU.

Slovar’ bibleiskikh obrazov [Dictionary of Biblical Imagery] (2005) Raiken L., Uilkholt D., Longman T. (red.), St. Petersburg: The Bible for All.

Tarabukina, A. V. (2000) Fol’klor i kul’tura pritserkovnogo kruga [Folklore and the Culture of the Church Circle], Dissertation, St. Petersburg: A. I. Herzen Russian State Pedagogical University.

Toporov, V.N. (2005) Sviatost’ i sviatye v russkoi dukhovnoi kul’ture [Holiness and Saints in Russian Spiritual Culture], Vol. 1, Moscow: Gnozis.

Toporov, V.N. (1994) Sud’ba i sluchai [Fate and the Case]. Poniatie sud’by v kontekste raznykh kul’tur[The Concept of Fate in the Context of Different Cultures], N. D. Arutyunova (ed.), Moscow: Nauka, pp. 38–75.

Without title (1896) Kotlin [Kotlin], No 119, p. 3.