СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ

© 2021 Ольга Георгиевна САФОНИЧЕВА

МАиБ 2021 — № 2 (22)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-2-22/12

Ссылка при цитировании:

Сафоничева О.Г. (2021) Современное медицинское образование в период пандемии COVID-19: вызовы и решения. Медицинская антропология и биоэтика, 2(22).


Ольга Георгиевна Сафоничева –  

доктор медицинских наук,

профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации

Института клинической медицины

им. Н.В. Склифосовского

Первого Московского государственного медицинского университета

им. И.М. Сеченова (Москва);

https://orcid.org/0000-0003-3388-4028

Email: safonicheva.o@mail.ru


Ключевые слова: ВОЗ, COVID-19, пандемия, электронная информационно-образовательная среда, дистанционный штаб, цифровые образовательные технологии, индивидуальные образовательные траектории, хронические неинфекционные заболевания, болезни образа жизни, 4П-медицина, непрерывное медицинское образование

Аннотация: В статье представлена информация о вынужденной ускоренной цифровой трансформации медицинского образования в ответ на начало пандемии COVID-19 на примере Первого Московского государственного медицинского университет им. И.М. Сеченова. В марте 2020 года, через несколько дней после заявления ВОЗ о введении ограничительных мер, обучающиеся и преподаватели вуза были переведены на дистанционное обучение через Единый образовательный портал (ЕОП). Оперативный переход на новый формат обучения стал возможен, благодаря внедрению модели «Цифровой университет», разработанной во время участия Сеченовского университета в пилотном проекте «5-100». Создание Федерального дистанционного штаба по борьбе с COVID-19 в апреле 2020 года на базе университета также ускорило развитие рынка телемедицины. Несмотря на отдельные сложности, все участники образовательного процесса отметили, что владение цифровыми технологиями и информационными системами является важнейшим конкурентноспособным преимуществом современного специалиста.


В современном мире медицинские вузы и медицинские факультеты университетов являются важнейшими институтами развития инноваций, трансфера технологий и, при тесном сотрудничестве с Министерствами здравоохранения и социального развития, а также с Всемирной Организацией Здравоохранения, готовят кадры в ответ на вызовы современности.

В начале XXI века, с увеличением продолжительности жизни граждан многих европейских стран, большое распространение получили нейродегенеративные и другие возраст-ассоциированные заболевания у людей пожилого возраста. С развитием интернет-технологий и автоматизацией труда у офисных работников стал формироваться «производственный офисный синдром», который сопровождался метаболическими нарушениями, бессонницей, болевыми синдромами, эмоциональным выгоранием, бесконтрольным приемом различных стимуляторов для поддержания работоспособности. Гиподинамия, информационные перегрузки, вредные привычки, городской стиль жизни привели к увеличению доли хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) в общей структуре заболеваемости и смертности. Четыре класса заболеваний – сердечно-сосудистые, бронхолегочные, сахарный диабет II типа и онкологические – стали основным бременем для экономик и систем здравоохранения индустриально развитых стран (Сафоничева 2014; Labat-Robert, Robert 2015; Донцов, Крутько 2016).

С 2008 года смертность от ХНИЗ возросла до 36 млн ежегодных смертей, и ВОЗ вынуждена была констатировать начало «эпидемии хронических неинфекционных заболеваний» или «эпидемии болезней образа жизни». Использование термина «эпидемия» вызвало споры, так как ранее, до XXI века, эпидемии связывали только с инфекциями. Но из-за высокой летальности таких пациентов по всему миру этот термин стал широко применяться и в повседневной практике, и в научных статьях (Сафоничева, Мартынчик 2015; Труханов, Чудаков 2017). В период с 2010 по 2020 годы Всемирной Организацией Здравоохранения было заявлено о нескольких эпидемиях: «эпидемия болезней образа жизни», «эпидемия ожирения и метаболического синдрома», «скрытая эпидемия нейродегенеративных заболеваний и деменции», «эпидемия депрессии».

В это же время 4П-медицина (предиктивная, превентивная, персонализированная, партнерская) становится долгосрочным приоритетным направлением в науке и образовании. Для борьбы с бременем социально значимых заболеваний создаются международные исследовательские программы (в Европейском Союзе это была флагманская программа «Горизонт 2020»), а наибольшую грантовую поддержку получают проекты, охватывающие весь спектр исследований в двух приоритетных направлениях – «персонализированная медицина» и «активное и здоровое долголетие» – 34 гранта в 2014–2015 годах с суммарным финансированием 1,21 млрд. евро (Горизонт–2020 2018; WHO 2019a; WHO 2019b). Ведущие вузы совместно с ВОЗ разрабатывают профилактические программы борьбы с социально значимыми заболеваниями, гиподинамией и вредными привычками. В медицинских вузах реализуются программы подготовки врачей первичного звена, терапевтов, неврологов, эндокринологов, онкологов для профилактики и лечения ХНИЗ, возраст-ассоциированных заболеваний. Инновационные подходы к диагностике, лечению пациентов, мониторированию последствий терапевтических и хирургических интервенций, привели к необходимости создания новых профессий: биоинженерии, биоинформатики, телемедицины (Safonicheva 2014; Карпов, Клименко, Лебедев 2016).

В 2013 году Первый МГМУ им. И.М. Сеченова включился в масштабный семилетний «Проект 5-100» для повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди университетов мирового уровня. В программе принял участие 21 университет Российской Федерации с целью укрепления позиции российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг, наращивания научно-исследовательского потенциала и интеграции российских научных школ в международное научно-образовательное пространство.

Рис. 1. Проект «5-100» для повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов. Источник фото: https://www.sechenov.ru.

Основными задачами проекта были заявлены увеличение результативности российских университетов и общая модернизация российского образования. В программу господдержки ведущих университетов входила интернационализация всех областей деятельности университетов, повышение академической репутации, приведение образовательных программ в соответствие с лучшими международными программами, а также рост экспорта образовательных услуг. Важнейшим итогом проекта «5-100» планировалось  создание в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова многоуровневой системы Непрерывного Медицинского Образования (НМО) – системы обучения на протяжении всей жизни – «Школа-Университет-Клиника» с введением новых западных стандартов образования, включая программы бакалавриата и магистратуры. Планировалось создание Научно-технологического парка биомедицины, включающего в себя институты развития, которые должны сфокусировать свою деятельность на междисциплинарных медицинских научных исследованиях.

В 2018 году в Сеченовском Университете был открыт Институт электронного медицинского образования, основной целью которого стало повышение качества и доступности медицинского образования студентов и специалистов. В рамках этого института было разработано и внедрено более 200 открытых обучающих онлайн-курсов, апробировано применение интерактивных тренажеров и симуляционных технологий для расширения исследовательской базы. Однако в образовательных организациях внедрение цифровых образовательных инструментов осуществлялось в то время в рекомендательной форме, – на уровне реализации инновационных проектов, так как основное обучение в медицинских вузах все еще строилось на академических принципах получения знаний, преемственности и общения с наставниками, на развитии клинического мышления «у постели больного».

В 2019 году Сеченовский Университет был включен в глобальный проект «Кадры для цифровой экономики Российской Федерации», организованный по гранту Министерства науки и высшего образования РФ для внедрения модели «Цифрового университета». Пять российских вузов вошли в проект Министерства науки и высшего образования РФ по формированию консорциума для создания цифровой экосистемы, обмена опытом и приведения профессионального сообщества и студентов к новым мировым стандартам по работе с информационно-коммуникационными технологиями (Программа повышения; Сеченовский университет создает… 2020).

Одновременно в вузе идет активная подготовка специалистов по востребованным программам бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). Квалификацию бакалавра получают студенты, обучившиеся по программам: «Социальная работа», «Менеджмент», «Сестринское дело», «Наноматериалы», «Биотехнология», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», «Информационные системы и технологии», «Материаловедение и технологии материалов», «Механика и математическое моделирование». Квалификацию магистра получают обучившиеся по программам: «Биология и Биотехнология», «Информационные системы и технологии», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», «Наноматериалы», «Лингвистика и профессиональный перевод», «Материаловедение и технологии материалов», «Специальное (дефектологическое) образование», «Социальная работа», «Социология», «Менеджмент», «Экономика медицины», «Промышленная фармация», «Общественное здравоохранение», «Механика и математическое моделирование». Развитию цифровой экосистемы способствует интернационализация вуза, создание проекта «Nobel talks», в рамках которого читают лекции приглашенные Нобелевские лауреаты; важную роль в этом играет также участие профессорско-преподавательского состава в образовательных программах по работе с базами Scopus и Web ofScience. Поэтому, когда в начале 2020 года в Китае, в Италии и других странах стала распространяться новая коронавирусная инфекция, в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова уже был опыт работы в электронной информационно-образовательной среде.

11 марта 2020 года количество подтвержденных случаев COVID-19 в мире превысило 100 тысяч. ВОЗ выступила с заявлением о том,  что вспышка COVID-19 может быть охарактеризована как пандемия. Анализируя ситуацию с «эпидемией болезней образа жизни» в последнее десятилетие, когда ежегодная смертность от хронических неинфекционных заболеваний достигала 36 миллионов человек, представить пандемию со 100 тысячами пациентов и всеми вытекающими последствиями было в то время сложно. Однако, в этот же день, 11 марта 2020 года, в Сеченовском Университете были введены ограничительные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и, в соответствии с приказом ректора от 14 марта 2020 года, студенты были переведены на дистанционное обучение.

Рис. 2. Переход на дистанционное обучение. Источник фото: https://www.sechenov.ru

Новый формат обучения был внедрен в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова сначала на две недели (с 16 марта до 30 марта 2020 года) и затем продлен до конца весеннего семестра. Форумы и конференции, запланированные к проведению в марте – апреле в залах Конгресс-холла, были отменены или перенесены на более поздние даты. «Дни открытых дверей» в Сеченовском Университете, ожидавшиеся в марте – апреле 2020 года, были проведены дистанционно. Сложность перехода на дистанционный формат обучения заключалась в том, что этот процесс затрагивал большой контингент обучающихся всего цикла непрерывного образования: предуниверсарий на базе медицинских классов в школах, обучение в вузе, последипломное профессиональное обучение (около 20 тыс. человек); при этом у профессорско-преподавательского состава не было достаточного опыта работы на цифровых платформах. С целью повышения «цифровой» грамотности в период с 16 по 22 марта 2020 года в рамках сетевого взаимодействия с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ» более 2000 человек преподавательского состава Сеченовского Университета прошли обучение по цифровым навыкам (Литвинова и др. 2021). Таким образом, образовательный процесс для обучающихся стал реализовываться через Единый образовательный портал (ЕОП), где размещалось расписание учебных занятий, а также происходило обновление контента, связанного с лекционно-практическим процессом (Единый Образовательный… 2020).

Профессорско-преподавательским составом кафедр вуза в кратчайшие сроки были подготовлены необходимые материалы для изучения по всем модулям, как на русском, так и на английском языках. На ЕОП в открытом доступе для студентов были размещены лекции, ссылки на учебный материал, ситуационные задачи, а также контрольные средства для самопроверки.

Основными цифровыми сервисами Сеченовского университета в то время становятся (Межвузовская площадка 2021; Список доступных курсов 2021):

  1. Sechenov.online – открытый цифровой портал медицинского образования – качественная профессиональная информация для всех заинтересованных лиц. На этом портале размещены более 60 категорий онлайн-курсов на русском и английском языках.
  2. Student.sechenov – информационная система «Университет – обучающийся» работает через личный кабинет студента, в котором размещаются: расписание занятий, образцы заявлений, важные объявления, учебные материалы, тесты, обратная связь от преподавателей.
  3. Do.sechenov – это Единый образовательный портал Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (ЕОП) и Цифровая платформа дополнительного профессионального образования, где представлены: учебная информация, учебные модули, тестирование знаний, сертификация, организация практики и пр.
  4. Ir-sechenov – международная рекрутинговая площадка Сеченовского университета, где размещены актуальные вакансии, информация о международных конкурсах и другие полезные сведения для врачей и научных работников.

У студентов появилась возможность бесплатного прохождения популярных образовательных курсов: coursera.org, openedu.ru, universarium.org и других. Коммуникации с преподавателями осуществлялись в онлайн-режиме, как с использованием образовательного портала, так и других интернет-ресурсов, например: Zoom, Skype, WhatsApp.

Студентам вуза были предложены курсы повышения цифровой грамотности. В целом, в весенний семестр 2020 года около шестнадцати тысяч обучающихся освоили дистанционные курсы по дополнительным компетенциям: «Общие принципы эффективного общения в медицине», «Электронное здравоохранение», «Правовые риски при осуществлении профессиональной деятельности» и «Управление проектами в медицинской организации»; а в программы высшего образования для изучения в дистанционном формате был внесен дополнительный перечень факультативных дисциплин, например «IT и e-health», «Инновации в здравоохранении», «Психофизиология и нейроинтерфейс» и другие (Рязанова 2020).Профессорско-преподавательскому составу приходилось оказывать консультативную и психологическую помощь студентам по освоению учебных материалов, а также по адаптации к новому формату обучения.

В апреле 2020 все внимание переключилось на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. По Распоряжению Правительства РФ №844-р на базе Сеченовского Университета был развернут Федеральный дистанционный штаб по борьбе с COVID-19, который проводил консультации для лечебных учреждений страны в режиме 24/7. С этой целью все четыре Университетские клиники были перепрофилированы в Единый Университетский госпиталь, где было развернуто 2000 коек для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19, проведения исследований заболевания, выработки схем лечения и создания методических рекомендаций.

Рис. 3. Госпиталь COVID-19 на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ.

За период работы в режиме самоизоляции и карантина Сеченовский университет провел более 15 тысяч телемедицинских консультаций, что значительно подстегнуло развитие рынка телемедицины. Профессорско-преподавательский состав вуза (одновременно с чтением лекций для студентов) проходил цикл ДПО по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, после которого часть преподавателей перешли работать в «красную» зону. В это время все студенты старших курсов, ординаторы, аспиранты-клиницисты тоже проходили практическую подготовку непосредственно на базе лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения г. Москвы. Обучающимся, заключившим трудовой договор с медицинскими организациями, было предложено войти в кадровый резерв московского здравоохранения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и перейти на обучение по индивидуальному плану. В целом, около 8000 студентов Сеченовского Университета приняли участие в борьбе с пандемией коронавируса в 2020 году, из них больше тысячи человек были трудоустроены в организации здравоохранения г. Москвы. Сеченовский университет предоставил возможность студентам-медикам быстро повзрослеть и получить уникальный опыт практической работы на самых передовых рубежах борьбы за жизнь пациентов.

Рис. 4. Телемедицинские консультации. Источник фото: https://www.sechenov.ru

Таким образом, всем студентам в течение нескольких недель были созданы необходимые условия для обучения в ситуации самоизоляции. К началу мая 2020 года более 75% семинарских занятий проводились с использованием систем видео-конференц-связи, обмен материалом и передача образовательного контента происходила в режиме реального времени. Оперативный переход на дистанционный формат обучения стал возможен, благодаря внедрению модели «Цифровой университет», на основе цифровых образовательных технологий, индивидуальных образовательных траекторий, которые были разработаны во время участия Сеченовского университета в пилотном проекте «5-100».

Учебный год 2020/2021 проходил в «гибридном» формате с проведением практических занятий, мастер-классов, а также конференций, студенческих олимпиад, конкурсов, необходимых для непрерывного медицинского образования (см., например: Харитонова 2020). В дистанционном формате состоялись и различные образовательные мероприятия, в том числе затронувшие те или иные стороны цифровизации. На занятиях одного из них – XVIII Школы медицинской антропологии и биоэтики (Школа МАиБ) – обсуждались вопросы гуманитаризации медицинского образования и этические навыки, которые можно воспитать только при очной совместной работе с наставниками (Харитонова 2021). За год работы в новых условиях цифровой трансформации для обучающихся Сеченовского Университета на Едином образовательном портале размещены более 1900 лекций и около 430 различных онлайн-курсов. Значительно расширился контент платформы Sechenov.online – количество общедоступных курсов выросло в несколько раз, а более четырехсот онлайн-курсов уже включены в восемнадцать образовательных программ.

На платформе sechenov.online осуществляется взаимодействие с ведущими вузами страны, которые готовят специалистов по медицинским и фармацевтическим направлениям, такими как Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Уральский государственный медицинский университет, Российский университет дружбы народов (Гафуров и др. 2020). Общее количество пользователей, зарегистрированных на платформе, превышает 30 тыс., но из них только 11200 зарегистрированы от Сеченовского Университета. В период пандемии платформа sechenov.online стала одной из самых популярных: ежедневно ее посещают более 4600 пользователей, при этом студентов Сеченовского Университета – около 1900 слушателей, остальные (а это 60 %) – обучающиеся других медицинских вузов (Алексеева, Балкизов 2020).

Для реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения в Университете создана Учебная виртуальная клиника Меntor Мedicus для отработки практических навыков на тренажерах, фантомах и симуляторах. Сеченовский университет одним из первых стал проводить аккредитацию специалистов по многим специальностям, для чего оборудованы экзаменационные «станции» с видеомониторингом для демонстрации практических навыков, в том числе по сердечно-легочной реанимации.

По инициативе и при поддержке ректора академика РАН, д.м.н., профессора П.В. Глыбочко в марте 2021 года Сеченовский Университет стал одним из вузов-участников всероссийского проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пост-пандемийный период».

В 2020/2021 учебном году высокую востребованность показала система непрерывного медицинского образования – «предуниверсарий на базе медицинских классов в школах – обучение в вузе – последипломное профессиональное обучение», которая привлекла в Университет свыше 18 тысяч студентов со всего мира, а также школьников из всех уголков Российской Федерации. В рамках университетского проекта «Школа-Университет-Клиника» проходит предпрофессиональная подготовка школьников 10-11 классов по программам медико-биологической направленности, включая углубленное изучение предметов, необходимых для успешного поступления в медицинский вуз. Самоотверженный труд всего медицинского сообщества в борьбе с COVID-19 значительно повысил престиж профессии врача. Это показал конкурс проектных и исследовательских работ «Старт в медицину», который в 2021 году собрал рекордное количество участников не только из московских школ, но и из школ всех регионов РФ. Суммарно было подано 1765 работ.

Конкурс проводится Сеченовским Университетом совместно с Департаментом образования и науки города Москвы шестой год подряд для школьников и педагогов по трем направлениям: 1) физические, химические и микроскопические методы в медицине и фармации; 2) методы исследования анатомии и физиологии человека; 3) история медицины. В апреле 2021 года в Конгресс-центре Сеченовского Университета в финальном этапе конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» участвовало 982 человека, из них 966 школьников и 16 педагогов. Победители проектов получили дополнительные баллы при поступлении в вуз.

В целом, по итогам работы приемной комиссии 2021 года на бюджет в Сеченовский Университет зачислено 2600 человек, в том числе 1886 – в специалитет и 140 в магистратуру, 808 из них (42% мест) – по целевому набору. На самые популярные специальности – «Лечебное дело», «Педиатрия» – конкурс составил около 38 человек на место. Самый высокий средний балл ЕГЭ при поступлении на специальности: «Лечебное дело» – 95, «Педиатрия» – 92, «врач-исследователь» – 98.

По востребованным специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». «Фармация», «Медико-профилактическое дело», «Биоинженерия и биоинформатика», «Клиническая психология»  обучаются студенты из 93 стран мира. В учебном 2021-2022 году в Центре Международного образования вуза таких обучающихся насчитывается более 3тыс. человек. При работе с иностранными студентами учитываются особенности культуры народов, к которым они принадлежат, их национальные традиции; преподаватели стремятся к мягкой межкультурной коммуникации; созданы и используются программы юридической поддержки таких студентов; им помогают адаптироваться к новому формату обучения. Для иностранцев совершенствуется образовательная инфраструктура; создан Совет землячества (20 русскоязычных и 15 англоязычных землячеств). Среди иностранных специалистов растет спрос на программы послевузовской подготовки – ординатуру и аспирантуру, так как в университете подготовлен ресурс обучения на английском языке.

По итогам Глобального агрегированного рейтинга (GAR), в который входит около 25 тыс. вузов мира, Сеченовский университет в 2020 году вошел в 1000 лучших университетов мира. Всего в институциональном рейтинге GAR насчитывается 108 российских вузов, среди которых Сеченовский Университет занимает 18-ю позицию.

Заключение

Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в систему медицинского образования во всем мире и ускорила процессы его  цифровой трансформации. Самоизоляция весной 2020 года способствовала созданию нового формата получения знаний и общения студентов и преподавателей в новой информационно-коммуникационной среде. Дистанционное обучение выявило свои положительные и отрицательные стороны именно для медицинского образования. Так, по предварительным исследованиям Института Социальных наук Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, среди преимуществ дистанционного обучения студентами были отмечены: возможность заниматься из любого места и отсутствие опозданий (при наличии технических средств) – 72%; дополнительный ресурс времени на сон и отдых – 64%; возможность совмещения учебы и работы – 58.6%; экономия на транспортных расходах и оплате аренды жилья – 57,4%; удобное получение учебных материалов – 44,9%; комфорт обучения (лучшая видимость материала, возможность пересматривать лекции в записи) – 21,7%; более близкое и неформальное общение с преподавателями – 16,3%; более близкое и комфортное общение с однокурсниками / студентами – 11,5%; дистанционные занятия интереснее аудиторных – 10.3%; у дистанционного формата нет преимуществ – 8,2%.

Среди недостатков дистанционного обучения были отмечены: невозможность освоения ряда дисциплин в онлайн-формате – 87, 8%; сложности концентрации на содержании занятия длительное время без отвлечения на посторонние дела – 49,9%; дефицит общения с одногруппниками – 47,8%; дефицит общения с преподавателями – 39,8%; сложности фокусирования на материале при его самостоятельном изучении – 37,7%; плохие технические условия (интернет-соединение, техника) – 33,7%; чувство одиночества и изолированности – 34, 3%; трудности коммуникации с преподавателем во время занятий (вопросы, обсуждение) – 32,9%; отсутствие организованного места, отвлекающие факторы – 21,2%; сложность освоения платформ для дистанционного обучения – 16,7%; у дистанционного формата нет недостатков – 9,8%.

При этом все студенты полагают, что в современных условиях владение цифровыми технологиями и информационными системами, использующимися в здравоохранении; работа с платформами для видеоконсультаций, консилиумов и обмена медицинской информацией с коллегами и пациентами, а также телемедицинское сопровождение и использование математических методов для обработки данных и поддержки принятия врачебных решений является важнейшим конкурентноспособным преимуществом современного специалиста.

Для преподавателей медицинских вузов переход на дистанционный формат также вызвал неоднозначный отклик, в первую очередь со стороны технического обеспечения учебного процесса и работы с цифровыми платформами, использование которых требовала дополнительного обучения. Потребовалось достаточно много времени для оцифровки лекционного материала и приведения презентаций к унифицированным стандартам. Все преподаватели клинических дисциплин отмечают как приоритетный очный формат для качественной подготовки медицинских кадров, отработки коммуникаций и практических навыков, допуская дистанционный формат только для чтения лекций.

Однако преподаватели и студенты оценили роль цифровых технологий в обеспечении образовательного процесса в сложный период вынужденной самоизоляции, а система медицинского образования показала высокую устойчивость к меняющимся условиям, способность развиваться, выстраивать более доверительные отношения в электронной информационно-образовательной среде и повышать привлекательность профессии.

Конечно, весь накопленный и систематизированный материал станет важнейшим базисом для работы в оптимальном очно-дистанционном формате, когда эпидемиологическая обстановка позволит выстраивать более гибкие индивидуальные траектории при подготовке медицинских кадров. Но важно, чтобы студенты медицинских вузов относились к цифровым технологиям как к дополнительным, помогающим технологиям, которые никогда не заменят Врача – чуткого человека, профессионала, наставника.

Качественное современное образование является залогом устойчивого развития России, расширения социальных и экономических возможностей граждан и требует необходимых условий для подготовки востребованных специалистов по охране здоровья населения, профилактике и лечению социально значимых неинфекционных и инфекционных заболеваний, для повышения продолжительности и качества жизни.

 

Источники

Горизонт–2020 (2018) Практическое руководство для исследователей из России.  Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям (http://ncp.tsagi.ru/horizon2020/upload/doc1.pdf) (15.11.2021).

Единый Образовательный Портал МГМУ им. И.М. Сеченова (2020) Официальный сайт Сеченовского Университета (http://do.sechenov.ru/) (15.11.2021).

Межвузовская площадка электронного медицинского образования (2021) Официальный сайт Сеченовского Университета (http://sechenov.online/)  (15.11.2021).

Программа повышения конкурентоспособности (2021) Официальный сайт Сеченовского Университета(http://viu.tsu.ru/news/news-5-100/6938/) (15.11.2021).

Сеченовский университет создает цифровую экосистему для подготовки медицинских кадров (2020) Официальный сайт Сеченовского Университета (https://www.sechenov.ru/pressroom/news /sechenovskiy-universitet-sozdaet-tsifrovuyu-ekosistemu-dlya-podgotovki-meditsinskikh-kadrov) (15.11.2021).

Список доступных курсов для студентов на Едином Образовательном Портале (2021) Официальный сайт Сеченовского Университета (https://sechenov.online/courses/) (15.11.2021).

WHO (2019a) Global Health Observatory (GHO) data, July 28 (https://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/life_tables/situation_trends/en) (15.11.2021).

WHO (2019b) Global Recommendations on Physical Activity for Health (https://www.who. int/dietphysicalactivity/publications/9789241599979/en) (15.11.2021).

 

Библиография

Алексеева, А. Ю., Балкизов, З.З. (2020) Медицинское образование в период пандемии Covid-19: Проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие, № 11(2), с. 8–24. DOI:https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

Гафуров, И.Р., Ибрагимов, Г.И., Калимуллин, А.М., Алишев, Т.Б. (2020) Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки. Высшее образование в России, № 29(10), с. 101–112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

Донцов, В.И., Крутько, В.Н. (2016) Здоровьсбережение как современное направление профилактической медицины (обзор). Вестник восстановительной медицины, № 1, c. 2–9.

Карпов, О.Э., Клименко, Г.С., Лебедев, Г.С. (2016) Применение интеллектуальных систем в здравоохранении.  Современные наукоемкие технологии, № 7–1, с. 38–43.

Литвинова, Т.М., Галузина, И.И., Засова, Л.B., Присяжная, Н.В. (2021) Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии. Национальное здравоохранение, № ;2(1), с. 2–20. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20

Рязанова, Г.Н. (2020) Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы. EManagement, № 3(2), с. 40–54. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-40-54/.

Сафоничева, О.Г. (2014) Возможности методов комплементарной медицины в персонализированной профилактике и реабилитации неинфекционных заболеваний. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, № 1, c. 207.

Сафоничева, О.Г., Мартынчик, С.А. (2015) Комплексная программа скрининга на платформе «Неврология» на основании инновационных технологий персонализированной медицины. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 2–2, c. 246–250.

Труханов, А.И., Чудаков, С.Ю. (2017) Роль превентивной медицины в социальной политике государства. Вестник восстановительной медицины, № 1 (77), с. 8–17.

Харитонова, В.И. (2020) COVID-19: вторая волна. Медицинская антропология и биоэтика, 2(20). DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-2-20/01.

Харитонова, В.И. (2021) Школа МАиБ в период пандемии, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(21). DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-1-21/12.

Labat-Robert, J., Robert, L. (2015) Longevity and aging. Mechanisms and perspectives. Pathol Biol. (Paris), N 63(6), p. 272–276. https://doi.org/10.1016/j.patbio.2015.08.001.

Safonicheva, O.G. (2014) New international educational project in predictive, preventive and personalized medicine.  EPMA J., N 5(S1), p. 20. https://doi.org/10.1186/1878-5085-5- S1-A20.

 

References

Alekseeva, A.Yu., Balkizov, Z.Z. (2020) Medicinskoe obrazovanie v period pandemii Covid-19: Problemy i puti resheniya [Medical Education during the Covid-19 Pandemic: Problems and Solutions]. Medicinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical education and professional development], N 11(2), p. 8–24. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001.

Doncov, V.I., Krut’ko, V.N. (2016) Zdorov’sberezhenie kak sovremennoe napravlenie profilakticheskoj mediciny (obzor) [Health saving as a modern area of preventive medicine (review)], Vestnik vosstanovitel’noj mediciny [Bulletin of Regenerative Medicine], N 1, p. 2–9.

Gafurov, I.R., Ibragimov, G.I., Kalimullin, A.M., Alishev, T.B. (2020) Transformaciya obucheniya v vysshej shkole vo vremya pandemii: bolevye tochki [Transforming Higher Education during a Pandemic: Pain Points]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], N 29(10), p. 101–112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

Karpov, O.E., Klimenko, G.S., Lebedev, G.S. (2016) Primenenie intellektual’nyh sistem v zdravoohranenii [Application of intelligent systems in healthcare.  Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern knowledge-intensive technologies], N 7–1, p. 38–43.

Kharitonova, V.I. (2020) COVID-19: vtoraya volna [COVID-19: the second wave. Medicinskaja antropologija i biojetika[Medical Anthropology and Bioethics], N 2(20). DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2020-2-20/01.

Kharitonova, V.I. (2021) Shkola MAiB v period pandemii [MAaB School during Pandemic], Medicinskaja antropologija i biojetika [Medical Anthropology and Bioethics], N 1 (21). DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-1-21/12

Labat-Robert, J., Robert, L. (2015) Longevity and aging. Mechanisms and perspectives. Pathol Biol. (Paris), N 63(6), p. 272–276. https://doi.org/10.1016/j.patbio.2015.08.001.

Litvinova, T.M., Galuzina, I.I., Zasova, L.B., Prisyazhnaya, N.V. (2021) Medicinskoe obrazovanie v Rossii: vektory perezagruzki v usloviyah pandemii [Medical Education in Russia: Vectors of Rebooting under Pandemic Conditions]. Nacional’noe zdravoohranenie [National Health Care], N 2(1), p. 2–20. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20

Ryazanova, G.N. (2020) Ispol’zovanie cifrovyh tekhnologij v obrazovatel’nom processe vysshej shkoly [The use of digital technologies in the educational process of higher education]. E-Management, N 3(2), p. 40–54. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-40-54/.

Safonicheva, O.G. (2014) Vozmozhnosti metodov komplementarnoy meditsiny v personalizirovannoy profilaktike i reabilitatsii neinfektsionnykh zabolevaniy [Possibilities of complementary medicine methods in personalized prevention and rehabilitation of non-infectious diseases]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoye izdaniye [Bulletin of New Medical Technologies. Electronic edition], N 1, p. 207.

Safonicheva, O.G. (2014) New international educational project in predictive, preventive and personalized medicine. EPMA J., N 5(S1), p. 20. https://doi.org/10.1186/1878-5085-5- S1-A20.

Safonicheva, O. G., Martynchik, S. A. (2015) Kompleksnaja programma skrininga na platforme  “Nevrologija” na osnovanii innovacionnyh tehnologij personalizirovannoj mediciny [A comprehensive screening program on the “Neurology” platform based on innovative technologies of personalized medicine], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research],  No. 2-2, p. 246–250.

Truhanov, A.I., Chudakov, S.Yu. (2017) Rol’ preventivnoj mediciny v social’noj politike gosudarstva [The Role of Preventive Medicine in State Social Policy]. Vestnik vosstanovitel’noj mediciny [Bulletin of Regenerative Medicine], N 1 (77), p. 8–17.