ХРОНИКА КОРОНОВИРУСА В ИТАЛИИ: «МАЗУНЫ» В XXI В.

© 2020 БАХМАТОВА Марина Николаевна

(к.и.н, PhD; доцент каф. этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический ф-т: Москва)

Текст поступил в редакцию МАиБ 18.04.2020 г.


В тревожные месяцы эпидемии 2020 г. Италия оказалась первой европейской страной, массово пострадавшей от вируса COVID-19. Согласно данным издания «Ilsole24ore» на 16 апреля 2020 г. в этой стране заболел 168941 человек, умерло 22170, выздоровело 40164 человек1. Италия вошла в тройку лидеров по количеству заболевших и умерших не только в Европе, но и в мире. Возможно, коронавирус войдет в историю как эпидемия парадоксов, потому что ход распространения инфекции опрокинул все самые авторитетные мнения и оценки, касающиеся как уровня развития западных систем здравоохранения, так и степени прогресса биомедицины и биотехнологий. После того, как эпидемия пойдет на спад, вирусологи, медики, антропологи, социологи и другие ученые будут устанавливать причину, по которой Апеннинский полуостров оказался в эпицентре страшного события, унесшего жизни тысяч итальянских граждан. Но какой бы эта причина ни была, реальные события, связанные с распространением эпидемии, социальные макротравмы и микроистории семейных трагедий, вызванных потерей родных и близких, милосердно укутает покров забвения, а коллективное воспоминание начнет жить своей отдельной как от пандемии, так и пострадавших от нее людей жизнью. Многочисленные и разнообразные публикации с многоголосием нарративов выстроятся в дискурс, который станет носителем коллективной памяти о пережитом событии и вплетется в ряд других мнемонических дискурсов, хранящих воспоминания о сходном опыте прошлых поколений.

Для итальянцев знаковыми являются события далекого 1630 г., запечатленные классиком итальянской литературы Алессандро Мандзони (1785–1873) в его бессмертном романе «Обрученные»2. По своей роли в становлении современного итальянского языка, психологической тонкости, историческому охвату и религиозно-философской глубине этот шедевр во многом сопоставим с произведениями таких гениев русской литературы как А.С. Пушкин, Л.Н Толстой и Ф.М. Достоевский. На этом романе воспитывались поколения и поколения итальянцев. Про него, как про А.С. Пушкина применительно к русской культуре, итальянцы могли бы сказать «это наше все»3. Образы, выведенные в романе, его главные и второстепенные герои являются важным фактором самоидентификации на личностном и общественном уровне. Они превратились в универсальные паттерны национальной культуры, на которые откликается сердце каждого итальянца.

Не случайно, в разгар эпидемиологического кризиса, 25 марта 2020 г. свою речь в нижней палате парламента первый министр Джузеппе Конте начал именно с упоминания этого произведения: «В эти дни многие перечитывали и ссылались, в том числе и публично, на страницы о чуме, написанные Мандзони  в «Обрученных»: именно в этом произведении упоминается старинная поговорка, имеющая хождение и сегодня “задним умом все ямы полны”. Будет время для всего. Но сегодня время действий, время ответственности»4. Обращаясь к национально-прецедентному литературному произведению эпохи Рисорджименто, итальянский премьер министр затрагивает глубинные струны итальянского подсознания, вызывая к жизни целый сонм образов и морально-нравственных примеров позитивного и негативного свойства, на которых с детства привыкли ориентироваться его соотечественники.

Великой знаток итальянской души и, выражаясь словами А.А. Григорьева, голос масс, народностей и местностей,  глашатай «великих истин и великих тайн жизни»5 Алессандро Мандзони, задолго по теоретических построений Г. Лебона6 дал блестящее описание психологии миланской толпы в период эпидемии чумы, с ее коллективными и индивидуальными страхами, иррациональными реакциями, предрассудками. Одним из них была вера в «рукотворную чуму» и в существование “untori”7, «мазунов», зловредных людей, намеренно разносящих заразу нанесением на стены, дверные молотки, двери специально приготовленной мази: «говорили, что яд этот — смесь из жаб, змей, слюны и гноя заражённых чумой и ещё чего-то худшего, словом, из всего самого грязного и ужасного, что только может придумать дикое и извращённое воображение». У Мандзони дискурс о мазунах неразрывно связан с теорией заговора, согласно которой из Мадрида, якобы, бежали французские шпионы, чтобы распространить заразу в Милане, который, как мы помним, с 1540 по 1706 г. находился под властью испанской короны8. Ходили слухи и о том, что, якобы, сам дьявол подбивал простодушных простолюдинов на распространение заразы по всему городу. В рассказе «История колонны позора»9 Мандзони повествует о том, как два невинных миланца, брадобрей Джан Джакомо Мора и комиссар по здравоохранению Гульельмо Пьяцца были объявлены мазунами, подверглись пыткам и были казнены. Дом Дж. Дж. Мора был снесен, а на его месте в назидание потомкам воздвигли колонну позора. Однако, как показывают другие произведения классиков итальянской литературы, мазунами могли стать и чужаки, – цыгане или бродячие актеры,  как в новелле «Те, холерные» Джованни Верга, описавшего события эпидемии холеры 1837 г.10 Могли ими стать и представители светской и духовной власти – мэр города и приходской священник, которые, согласно народной молве, будучи счастливыми обладателями целительного рецепта (Cc’è ppi li ricchi la contraricetta), специально насылали на бедный люд холеру (miritassiru d’essiri ammazzati!), как об этом свидетельствует стихотворение «Холера» очевидца событий 1887 г. на Сицилии Луиджи Капуана11.  В 1854 г. эпидемия холеры вспыхнула в Базиликате, где сразу же началась охота за “venefici”, отравителями. Несмотря на то, что и там главными виновниками эпидемии считались знать и нотабили, жертвой народного гнева пала нищенка Антония Де Грегорио, растерзанная разгневанной толпой, намеревавшейся сжечь ее заживо12.

В ходе авторских полевых исследований мне удалось записать свидетельство одной украинской женщины, угнанной в 1941 г. немцами в Германию, где она познакомилась с итальянцем, за которого впоследствии вышла замуж, переехав жить на Север Италии. В начале 1950-х гг. на нее пало обвинение в падеже скота, который она, якобы, вызвала своими колдовскими чарами13. Чудом избежав расправы со стороны местных женщин, Таня провела неделю в чистом поле под плетнем в ожидании решения своей участи, в то время как свекровь тайком носила ей еду. Одним из условий возвращения в социум стало ее публичное крещение в католической церкви. Исходя уже из этих спорадических примеров, мы можем видеть, что никто не был застрахован от обвинений в распространении заразы: ни местный нобилитет, ни представители властных или церковных структур, ни «чужаки». Не имел решающей роли даже гендерный или религиозный аспект. Обвинение могло выдвигаться как против отдельных лиц, так и против социальных/этнических/религиозных групп. Эта тема уже довольно хорошо изучена историками и поэтому мы не будем на ней останавливаться14.

Но вернемся к А. Мандзони. Писатель указывал на пагубные последствия такого рода убеждений для общественного сознания: «Отныне всякий, продолжавший поддерживать мнение, что всё это шутки, и отрицать существование заговора, считался слепцом и упрямцем, если, чего доброго, не попадал под подозрение, что он заинтересован в отвлечении общественного внимания от истины, что он сам тоже соучастник, мазун. Словечко это очень скоро вошло в обиход, приобретая грозный, страшный смысл. При такой убеждённости в существовании мазунов их должны были почти неминуемо отыскать, – все смотрели в оба, всякий поступок мог вызвать подозрение. А подозрение легко переходило в уверенность, уверенность – в ярость». Писатель замечал, что «… безумие распространялось как зараза» и «наряду с извращением нравов возрастал и всеобщий психоз: всякие так или иначе господствовавшие заблуждения под влиянием растерянности и возбуждения умов приобретали чудовищную силу и получали более быстрое и широкое распространение. И все это способствовало углублению и росту того особого страха перед «мазунами», который по своему действию и по своим проявлениям часто являлся … другим видом извращения. Страх перед этой мнимой опасностью наполнял и терзал души людей гораздо сильнее, чем подлинная, реально существовавшая опасность».

Как нам представляется, исходя из дуалистической системы карнавализации М. Бахтина15, слово «мазун» (untore) могло бы рассматриваться как семантическая оппозиция слову «помазание» и «помазанник» (unto del Signore), тем более что по одной из версий, приведенных Мандзони, распространителем миланской эпидемии мог быть сам дьявол. Освящение и осквернение, чистота и контаминация являются двумя сторонами одного и того же процесса, зеркально отражающимися друг в друге и таящими в себе тот «кризис присутствия», о котором так проникновенно писал в своих работах Эрнесто Де Мартино16. Одним из методов борьбы с «кризисом присутствия» или антропологическим беспорядком, состоящим в разрыве триады «бытие-смысл-действие», является и стремление, следуя принципу достаточной причины, заполнить лакуну неизвестности персонифицирующим зло конструктом, придать ему конкретную осязаемую форму, чтобы путем реальных активных действий вести борьбу за восстановление порядка. Гнев против мазуна становится своего рода выхлопным клапаном как на индивидуальном, так и на групповом уровне, дает выход таким негативным эмоциям, как страх перед неизвестностью и страх смерти, мобилизует социум, трансформируя деморализующее бессилие в активное действие, придавая смысл коллективной фрустрации перед общей смертельной угрозой, возвращая индивиду/социуму утерянное ощущение субъектности.

Наличие реальной, но невидимой опасности и имманентная потребность ее культурной репрезентации порождает сплетение гносеологических и имагологических дискурсов, о которых с объективностью естествоиспытателя пишет А. Мандзони: «Равноценны, если не во всём одинаковы по существу, были и бредни учёных, равно как и злополучны их последствия. … Из вымыслов простого народа люди образованные брали то, что не шло в разрез с их собственными понятиями; из вымыслов людей образованных простой народ брал то, что мог понять и что понимал по-своему; и из всего вместе образовался огромный и запутанный клубок общественного безумия»17. Именно в такой запутанный клубок общественного безумия превратилось дискурсивное поле Италии в связи с коронавирусом и четыре века спустя.

*   *   *

Первые сведения об эпидемии достигли Италии в самом конце уходящего 2019 г., когда китайские власти предупредили ВОЗ о ряде случаев заболеваний пневмонией неизвестного происхождения и об исследованиях природы данной болезни. В полном разгаре рождественских каникул эти новости прошли совершенно незамеченными для итальянцев. Этому способствовало, в частности, то, что при определении заболевания использовался эпитет «китайский», создавая впечатление того, что данное событие по причине географической и культурной удаленности от Европы никакой опасности для Европы не представляло. Газетные заголовки запестрили экзотическими топонимами: Ухань, Хубей. Особый интерес представляли репортажи с рынка Хуанань с его диковинной живностью, где вперемежку с привычными итальянскому вкусу морскими гадами, покупателям предлагались дикие животные, совершенно несовместимые с итальянским концептом еды. Происходящее могло бы стать блестящей иллюстрацией к «Мифологикам» К. Леви Стросса18, где было показано, что метод приготовления пищи является важным маркером культурной иерархии: употребление в пищу сырого мяса экзотических животных было призвано наглядно доказать цивилизационный разрыв между Италией и далекой азиатской страной. Справедливости ради надо сказать, что в регионе Венето за жителями г. Виченца прочно закрепилась слава поедателей кошек «visentinimagna gati»19. Как тут не согласиться с Мишелем Монтенем, что каждый называет варварством то, что ему непривычно20.

Тема пищи, как сама по себе, так и рамках бинарных оппозиций «чистое-нечистое» занимает особое место в дискурсе о коронавирусе. Не прошло незамеченным интервью, данное губернатором региона Венето Лука Дзайа радио Антенна 3-Норд Эст 27 февраля 2020 г.: «Думаю, что Китаю пришлось заплатить высокую цену в виде эпидемии за то, что, как все мы видели, они питаются живыми мышами и прочим того же рода». В этом же интервью указывалось и на пресловутую «нечистоплотность» китайцев, которая также якобы способствовала распространению инфекции: «Знаете, почему мы, по прошествии недели имеем только 116 положительных пациентов, из которых 63 без симптомов, и только 28 в стационаре? Знаете почему? Потому что чистоплотность, свойственная нашему народу, венетам (жителям региона Венето, – М.Б.), итальянским гражданам, наше воспитание, состоит в особом внимании к личной гигиене. А также и к питанию…», «наш менталитет состоит в том, чтобы принимать душ, часто мыть руки», «еда, холодильник, срок годности (продуктов питания, – М.Б.) являются культурным фактором»21. За этим незамедлительно последовал протест посольства КНР, опубликованный в Твиттере22. За свои опрометчивые слова, основанные на спорном видео, выложенном в интернет британским изданием Daily Mail UK, губернатору Венето пришлось публично просить прощения в интервью газете «Коррьере делла Сера». На замечание журналиста о том, что на Дзайа обрушился шквал критики со стороны всех политических группировок, губернатор ответил: «Я хотел поговорить о fake news и о видео, которые были сняты прежде, чем эпидемия добралась до нас. Они подготовили колыбель для новорожденного. Сюда добрался не просто вирус, а вирус из Китая. Доказательством этому является всплеск предубеждений по отношению к китайцам, начало которым положили соцсети»23.

Предубеждение, о котором говорил Л. Дзайа, действительно захлестнуло Италию, начиная уже с конца января, когда дискурс о коронавирусе вошел во все выпуски новостей и на страницы всех ведущих газет. Китайская диаспора в Италии оказалась не в самом легком положении. Согласно статистике, в настоящее время в стране проживает около 300000 китайских иммигрантов, большинство которых сосредоточено в наиболее промышленно развитых регионах Ломбардии, Тосканы, Венето, Эмилии-Романьи, Лацио и Пьемонта24. В начале февраля во Флоренции мальчик из итало-китайской семьи по имени Массимилиано, организовал пикет: завязав себе глаза, видимо, чтобы не выдавать свое полуазиатское происхождение, написал на плакате «Я не вирус, а человек, освободите меня от предрассудков!». В интервью журналисту флорентийской газеты «Ла Национе» он сказал: «Вирус, который действительно пугает в настоящее время, это не коронавирус, а предрассудок, витающий в воздухе. Берегитесь коронавируса, а не людей!»

Показательной была реакция прохожих: в полном соответствии с итальянской традицией проксемики, все принялись обнимать мальчугана, а мэр города Дарио Нарделла публично обменялся рукопожатиями с китайским предпринимателем, «чтобы сказать “нет” дискриминации»25. Важный жест был сделан президентом республики Серджо Маттарелла, когда двумя днями позже, 6 февраля 2020 г., он посетил римскую школу имени Даниеле Манина, выдающего деятеля эпохи Рисорджименто, известную мультикультурным составом своих учеников, среди которых особенно много китайских ребятишек26. По словам директора школы Мануэлы Манферлотти, визит стал для всех совершенной неожиданностью. Она также особо отметила, что 45% учеников являются иммигрантами во втором или третьем поколении. Президент республики показательно жал детям руки и со всеми фотографировался. Жест не остался незамеченным китайскими дипломатическими властями, которые выразили свою особую признательность за солидарность первого лица государства по отношению к китайской диаспоре27. Несколькими днями позже через посла КНР в Риме его поблагодарил за жест доброй воли сам китайский президент Си Цзиньпин28. К чести китайских иммигрантов надо сказать, что они сами по возвращении из Китая, уходили на добровольный двухнедельный карантин, показывая тем самым высокий уровень гражданского самосознания, который мог бы послужить наглядным уроком для многих итальянцев29. Тем не менее, отношение к китайцам в те недели многие СМИ характеризовали как «психоз».

В какой-то мере причиной такого «психоза» можно считать неопределенность, связанную с логикой принятия решений и противоречивостью информационных посылов. 30 января 2020 г. ВОЗ объявила вспышку коронавируса международной чрезвычайной ситуацией, не считая при этом необходимым ограничивать международные поездки и торговлю с Китаем. При этом была дана позитивная оценка мер, предпринятых КНР для сдерживания заболевания, названных «новым стандартом действий для таких ситуаций»30. На следующий день, 31 января 2020 г., Кабинет министров Италии ввел на шесть месяцев режим чрезвычайного положения31.

Первый случай коронавируса на итальянской территории был представлен пожилой парой китайских туристов, которые в ходе путешествия по Италии почувствовали себя плохо и были отправлены в больницу Спалланцани в Риме. Тон сообщений о ходе лечения был умеренно оптимистичным. Оптимизму способствовало и то, что пациенты были китайцами, «другими». Триумфальными тонами было окрашено сообщение, что итальянским ученым удалось расшифровать геном коронавируса. Рефреном звучали заявления об исключительности итальянской системы здравоохранения и о том, что здоровью итальянцев ничего не угрожает. Однако дискурс о высоком уровне итальянской медицины плохо сочетался с конкретикой цифр и данных.

Реальность состоит в том, что начиная с 1998 г. система здравоохранения Италии находится в состоянии перманентной оптимизации. Если в 1980 г. на 100000 жителей приходилось 922 койкоместа, то после реформы, объявленной правительством Массимо Д’Алема в 1998 г., началось их поступательное сокращение. К 2013 г. количество мест в стационарах для пациентов с острыми заболеваниями уменьшилось с 535 до 275 на 100000 жителей. Были закрыты небольшие структуры на периферии в пользу крупных больничных комплексов с ультрасовременным оборудованием и высокой степенью специализации. Одновременно началось сокращение медперсонала. С 2009 по 2017 г. количество врачей уменьшилось на 8000, а работников среднего медицинского звена на 13000 человек. Не лучше обстоит дело и с отделениями интенсивной терапии, которые в феврале 2020 г. составляли только 8,58 койкомест на 100000 жителей против 12,5 восемь лет назад. Для сравнения, в те же 2012–2013 гг. в Германии было 21,8 мест, в Австрии 21,8 мест на каждые 100000 жителей. В 2016 г. затраты на пациента составляли в Италии 1844 евро, во Франции 3201, в Германии 3605, а в Великобритании 285732.

После такого рода «оптимизация» система здравоохранения Италии была не в состоянии выдержать обрушившуюся на нее беспрецедентную нагрузку, связанную с COVID-19. Достаточно сказать, что, согласно данным Высшего института здравоохранения33, свиной грипп 2009–2010 гг., вызванный вирусом A/H1N1 поразил в Италии 4408000 человек, из которых было 443 тяжелых респираторных кризиса и 229 умерло. В 2019 г. вирус A/H1N1 и A/H3N2 заразили 8072000 человек, 812 из которых оказались в отделении интенсивной терапии, а умерли 205 человек.

Статистика первых месяцев коронавируса в Италии не идет ни в какое сравнение с этими данными. Может, именно из-за того, что не было понимания всей серьезности ситуации, первые случаи пневмоний, появлявшиеся по нарастающей на севере Италии, не вызвали особой тревоги. Уже в конце декабря 2019 г. в г. Пьяченца это диагноз ставился около 40 раз в неделю, в Милане средние показатели в начале года взлетели от 50 до 80 в день в больнице Сан Паоло, 70 в день в больнице Нигварда. Однако, все эти случаи не только не привели к введению в действие правительственной антиэпидемиологической программы, но, наоборот, Министерство здравоохранения 5 января направила циркуляр, в котором со ссылкой на ВОЗ не рекомендовалось вводить никаких специальных мер по ограничению путешествий и, более того, предписывалось избегать каких-либо  специфических ограничений торговых и туристических потоков с Китаем.

Вот почему предложения по закрытию национальных и региональных границ вызвало такую острую полемику. Разноголосица мнений стала все больше походить на «клубок общественного безумия», о котором писал А. Мандзони. Политики прагматического типа, хорошо осведомленные о реальной ситуации на местах стали бить тревогу уже в середине января. Представитель правой партии «Лега Севера» Лука Дзая, губернатор региона Венето, предложил подвергнуть изоляции китайских мигрантов, прибывающих из охваченных коронавирусом регионов Китая, чем навлек на свою голову не только обвинения в расизме и фашизме, но даже угрозы судебного преследования. В то время как губернатор Ломбардии, член партии «Лега Севера» Лучо Фонтана, распорядился закрывать все рестораны и музеи после 18 часов, мэр г. Милана, левый центрист Джузеппе Сала,  надев футболку с надписью #milanononsiferma(#миланнеостанавливается) обратился с призывом снять все ограничения на культурную и социальную жизнь и вновь открыть рестораны в вечернее время. А секретарь Демократической партии Лука Дзингаретти в знак поддержки прогрессивного мэра публично принял участие в вечеринке молодых однопартийцев в знаковом для миланцев месте Навильи. Правда, 9 дней спустя он заболел коронавирусом, к счастью, преодолев эту коварную болезнь.

Многие прогрессивные итальянцы выступали в те недели против нагнетания страха перед эпидемией и расизма в отношении китайцев, не соглашались с ограничениями на свободное передвижение34. 23 февраля 2020 г. заведующая клинической микробиологии, вирусологии и диагностики биологической угрозы лаборатории больницы «Сакко» г. Милана Мария Рита Джизмондо на своей странице в FB написала: «Мне кажется, что все сошли с ума. Приняли инфекционное заболевание чуть более серьезное, чем грипп, за смертельную пандемию. Это не так». Было бы излишним добавлять, что эти слова мгновенно попали на страницы СМИ35. Самое большое опасение в те недели вызывала не сама болезнь, а ее экономические последствия. Вот почему лидер Лиги Севера Сальвини обратился к президенту республики С. Маттарелла с призывом открыть и перезапустить Италию36. А 29 февраля лидер партии «Братья Италии» со страниц FB обратилась на английском языке к туристам всего мира с разъяснением о том, что: «информация, которая распространяется о нашей стране, не соответствует действительности. В Италии не самое большое количество заболевших, а самое большое количество выявленных инфицированных. Не отказывайтесь от самого прекрасного туристического направления! Италия всегда рада и готова принять вас со всеми своими достопримечательностями»37.

Тем временем росло количество заболевших в первых очагах инфекции, возникших на севере Италии, в регионах, традиционно считающихся образцовыми примерами социо-экономического развития и системы здравоохранения – в Ломбардии и Венето38. Речь идет о муниципальных образованиях Казале, Кодоньо и Кастильоне в провинции Лоди (Ломбардия)39 и Во Эвганео в Венето, где 21 февраля 2020 г. первой итальянской жертвой коронавируса стал 77-летний Адриано Тревизано40.

По мере распространения инфекции менялись и настроения. Чем больше официальные СМИ стремились сдержать панику, тем большей становилась тревожность на базовом уровне. Соцсети стали детонатором неконтролируемых взрывных реакций. В субботу 7 марта, когда правительством было принято решение о закрытии Ломбардии на карантин, еще до опубликования декрета, из Милана на юг бежали тысячи внутренних мигрантов, которые стремились пересидеть в спасительных родных стенах подступающую эпидемию41. Исход повторился и неделей позже. В связи с этим губернатор региона Апулия Эмильяно с горечью констатировал, что вместе с тысячами беглецов на юг были перенесены и очаги инфекции, которых можно было и избежать, напоминая, что на всех переселенцев распространялась обязанность регистрации и двухнедельного карантина42.

Этот исход на юг десятков тысяч внутренних мигрантов с новой силой явил базовую проблему хрупкости национальной идентичности, исконный итальянский вопрос о противопоставлении Севера и Юга, с его оппозициями «terroni-polentoni», о базовых ценностях, о том, что на глубинном уровне понимается как родной дом, убежище. Для многих южан север это лишь место для заработка, временное пристанище, где чувствуют себя они довольно неуютно. Различными являются культурные паттерны, модели семьи, отношения социума и индивида.

Данный эпизод бегства из Милана вызвал в итальянских СМИ аналогии с романом «Обрученные», где тоже описываются модели иррационального поведения жителей перед лицом надвигающейся на Милан эпидемии чумы в 1630 г.43 Психолог и криминолог Фламиния Бользан рассматривает такое поведение как коллективную хитрость, подчеркивая, что с психологической точки зрения произошедшее ясно выявило утерю чувства гражданской ответственности. Идея «меня это не касается», характерная для инфантильного эгоцентризма взрослого/ребенка, не думающего о последствиях своих поступков и уверенного в собственной неуязвимости, проявляется в неприятии даже самого минимального самоограничения и становится отражением определенного ментального габитуса44. Однако, нельзя забывать и о том, что у многих южан есть целый ряд проблем бюрократического свойства, не имеющих ничего общего ни с психологией, ни с культурной антропологией. Многие из них учатся и работают на севере, в то время как остаются зарегистрированными (residenza) на юге и официально вписаны в состав родительской семьи (stato di famiglia). Учитывая то, что социальные блага итальянского гражданина, включая участкового врача, привязаны к месту его основной регистрации, многие южане, которые из чувства гражданского самосознания остались в Милане, оказались в итоге  в весьма нелегкой ситуации, не имея возможности даже на получение денежного пособия для лиц, лишившихся источника дохода в связи с коронавирусом. Об этом свидетельствуют жалобы телезрителей, которые сетуют на свои проблемы в эфире передачи Мирты Мерлино в рубрике «Расскажи об этом Мирте»45 (канал La7).

Как бы то ни было, массовое бегство из Ломбардии на юг привело к закономерным последствиям не только на уровне эпидемии, но и на уровне дискурса. Теперь мазуном стал южанин, т.е. контаминированный «свой», вернувшийся с севера Италии. На Сицилии, куда за две мартовские недели прибыло около 40000 человек, возникли различные очаги коронавируса и – началась охота на «мазунов». Так, в одном из городков в центре травли оказалась 20-летняя девушка, проходящая практику в доме престарелых Виллафрати, где заболело более 70 постояльцев. Девушка оказалась здоровым носителем вируса COVID–19 и осталась на карантине дома. Однако на нее полились обвинения в том, что именно она, якобы, способствовала распространению заразы, вернувшись с севера. К обвинениям добавились угрозы и оскорбления. На защиту девушки встал мэр городка Викари Антонио Мичели, увещевая земляков оставить ее в покое в связи с абсурдностью обвинения, т.к. девушка никогда не была в Милане: «Эта девушка подвергается постоянным угрозам и оскорблениям, прошу принять меры по ее моральной и физической защите»46. В Абруццо, человек, потерявший по причине коронавируса брата и сестру, стал объектом травли со стороны своих земляков, называющих его «мазуном» 47.

Однако было бы несправедливо обвинять в средневековых предрассудках только лишь жителей юга Италии. В самом сердце савойской Италии, в г. Турине, достоянием общественности стали эпизоды агрессии по отношению к прохожим, обвиненным в распространении инфекции по городу. Со специальным призывом на своей странице в Фейсбуке выступила даже мэр Турина Кьяра Аппендино: «Остановим охоту на мазуна, не позволим заразить себя вирусом бешенства». В частности, она написала: «В последние часы выявились некоторые очень серьезные факты. До меня дошли сведения о лицах, которые, стоя на балконе, выкрикивали оскорбления прохожим, призывая их оставаться дома. Один даже облил прохожего водой. Данные жалобы поступали от тех, кто шел на работу пешком, как в случае с работницей супермаркета. Кроме того, комментарии в соцсети буквально заполнены лицами, которые организовали самую настоящую охоту на, якобы, мазунов. Вы сами должны отдавать себе отчет в том, что речь идет о поведении безответственном и совершенно неприемлемом. Ни по какой причине нельзя допустить начала бессмысленной охоты на мазунов. Что вы почувствуете, если вдруг узнаете, что среди этих людей есть врач или медсестра, или страж порядка, спешащие на работу? Я задаюсь вопросом, это именно то, что нам нужно в данный момент? Нас делает сильнее пение с балкона нашего национального гимна. Этот гимн призывает нас сплотиться в когорту, в группу…. Не позволим, чтобы этот вирус нас обезобразил». Мэр Турина призывает не терять человеческого облика и не поддаваться вирусу безумия и крепить единство и солидарность48.

Тень предрассудков пала и на медиков. Вдова участкового врача из Новате Меццола в провинции Сондрио в Ломбардии вынуждена защищать память своего погибшего от коронавируса супруга словами «Мой Миммо не был мазуном!»49 Безусловно, такого рода реакции представляют, скорее, исключение. В итальянских СМИ широко освещается героизм труда медиков. Итальянцы выражают свою искреннюю благодарность своим соотечественниками, жертвующим здоровьем и жизнью ради спасения своих пациентов. По данным на 16 апреля в Италии скончалось 150 врачей и работников среднего медицинского звена50. Распространение дискурса о мазунах на медиков отражает не только невежество, но и страх перед новой и неизведанной доселе угрозой.

Превращение Италии в самый крупный очаг коронавируса в Европе стало тяжелым испытанием для коллективного эго итальянцев. Теперь уже весь Апеннинский полуостров стал восприниматься как источник заражения. 4 марта французский «Канал плюс» показал сатирическое видео «Пицца Ковид 19»51, где карикатурный итальянский пиццайоло смачно сморкается в свежевыпеченную пиццу. Излишне говорить о буре возмущения, вызванной этим видео. Идея, что «теперь мазуны – это мы» волной прошла по италоязычному интернету. Французский канал принес свои извинения, и, насколько я могу судить из обзора европейских СМИ, никто не поднял вопрос о свободе слова, о праве на сатиру, о базовых демократических ценностях, никто не вышел с плакатами «Мы – Канал плюс». Однако данный фильм смог сделать то, что не так часто случается в итальянской истории: итальянцы почувствовали себя единым народом и на волне патриотического негодования в итальянских соцсетях появилось ролики на тему культурной роли Италии в мире. А 21 марта вышла статья под громким названием «Коронавирус, вот как он пришел в Италию: исследование наглядно показывает, что мазуны Европы это не мы»52.

Поиски нулевого пациента привели к гипотезе о том, что инфекция пришла из Германии53. Это придало новое содержание дискурсу о «мазунах»: подтверждало, что зараза пришла извне, только мазунами теперь были не китайцы, а немцы, которых на севере неласково называют «крукки» (crucchi) от хорватского «kruh», «хлеб». Так во время Первой мировой войны просили хлеба хорватские солдаты, воевавшие в составе австрийской армии54. В дискурсе о мазунах открылось второе дыхание. Голос антинемецким настроениям дал политик Элио Ланутти из «Движения 5 звезд», назвав северных соседей «внучатами Гитлера» и жестоко раскритиковав европейскую политику Ангелы Меркель. Немцам припомнили то, что они стали разжигателями Первой и Второй мировых войн, основателями нацизма, организаторами Холокоста55. Даже относительно небольшое количество жертв коронавируса в Германии особо полемическими СМИ и блогами стало рассматриваться сквозь призму пресловутой немецкой гегемонии в ЕС. Однако дальнейшие исследования показали, что в Италии произошли два разных эпидемических события в два разных момента и, вероятно, раздельно друг от друга: страной происхождения одного из них является Китай, а другой пришел из европейской страны, видимо, из Германии. Проф. Массимо Чиккоцци, руководитель отдела медицинской статистики и молекулярной эпидемиологии Римского Университета, Био-медицинский Кампус, подчеркнул: «Это означает, что мы не мазуны Европы, а жертвы»56.

Дискурс о мазунах во всех его вариациях и контекстах в эпоху COVID–19 в Италии лишний раз подтвердил  то, что в критических ситуациях, представляющих опасность для выживания социума, на уровне коллективного подсознания проявляются архетипические реакции, формирование которых происходит в типологически сходных ситуациях прошлого. Эти реакции в условиях «кризиса присутствия», разрыва цепочки «бытие–смысл–действие», направлены на идентификацию и персонификацию опасности, что необходимо для преодоления страха перед неизвестностью и восстановления утраченного ощущения субъектности. Интерпретативным ключом к подобного рода дискурсам могут служить национально-прецедентные литературные произведения, которые отражают, перерабатывают и создают культурные паттерны нации. Но проблема мазунов не является только культурной или психологической. Возвращение к жизни средневековых призраков связано и с неумолимой реальностью, онтологическим матом, поставленным природой человечеству – эпидемией нового типа и системными проблемами всего здравоохранения Италии, которое оказалось не в состоянии справиться с вызовом нового инфекционного заболевания.

P.S. В своем интервью передаче «L’heure des pros» 17.04.2020 нобелевский лауреат Люк Монтанье не исключает возможности того, что коронавирус был создан в лаборатории г. Ухань, в рамках экспериментов по созданию вакцины против СПИДа57. Новый виток дискурса о мазунах?

Источники

1 Coronavirus in Italia, i dati e la mappa. Режим доступа:  https://lab24.ilsole24ore.com/coronavirus/

2 Manzoni A. I promessi sposi. Ed. Einaudi. Milano, 1985. Режим доступа: http://www.letteraturaitaliana.net/pdf/Volume_8/t337.pdf

3 Так А.А. Григорьев говорил об А.С. Пушкине. См.:  Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510.shtml

4 Режим доступа: http://www.governo.it/it/media/coronavirus-informativa-del-presidente-conte-alla-camera-dei-deputati/14379 (5-я мин) https://librebook.me/obruchennye_1/vol1/25

5 Так А.А. Григорьев говорил о А.С. Пушкине. См.: Григорьев А.А. Искусство и нравственность. С. 238 Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD.html?id=IltgAAAAMAAJ&redir_esc=y

6 Le Bon G. Psychologie des foules. 1895 Режим доступа: http://classiques.uqac.ca/classiques/le_bon_gustave/psychologie_des_foules_Alcan/Psycho_des_foules_alcan.pdf

7 untóre s. m. от лат. unctor -oris, произв. от ungĕre «ungere», part. pass. unctus. См. также: Рastore  A. Dal lessico della peste: untori, unzioni, unti // Acta historiae . N 15. 2007 1. P. 127-138. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/52488592.pdf

8 Manzoni A. I promessi sposi P. 565 Режим доступа: http://www.letteraturaitaliana.net/pdf/Volume_8/t337.pdf

9 Manzoni, A. (1981): Storia della Colonna Infame. Palermo, Sellerio.

10 Verga G. Quelli del colera Режим доступа: https://www.liberliber.it/mediateca/libri/v/verga/tutte_le_novelle/html/colera.htm

11 Untori di Sicilia: quelli del colera. Lu colèra Режим доступа:

 https://www.viviviagrande.net/2011/07/04/untori-di-sicilia-quelli-del-colera/

12 Processi contro gli untori Режим доступа: http://archiviodistatopotenza.beniculturali.it/aspz/page/1/298/1/2017/Processi_contro_gli_untori

13 Bakhmatova M. Tra Mosca e Verona. Trento, 2016. P. 46-47.

14 См. например: Cipolla C. M. Contro un nemico invisibile. Epidemie e strutture sanitarie nell’Italia del Rinascimento. Il Mulino. Bologna, 1986; Delumeau J. La paura in Occidente (secoli XIV–XVIII). La città assediata. Sei. Torino, 1979; Di Simplicio  O.  Inquisizione, stregoneria, medicina. Siena e il suo stato (1580–1721). Il Leccio. Monteriggioni, 2000; Di Simplicio O. Autunno della stregoneria. Maleficio e magia nell’Italia moderna. Il Mulino. Bologna, 2005; Dollo C. Peste e untori nella Sicilia spagnola. Presupposti teorici e condizionamenti sociali. Morano. Napoli, 1991; Ginzburg C. Storia notturna. Una decifrazione del sabba. Einaudi. Torino, 1989 Manconi F. Castigo de Dios. La grande peste barocca nella Sardegna di Filippo IV. Donzelli. Roma, 1994.

15 См. наприм.: Бахтин М. М.  Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/bakhtin_rablai.pdf

16 Signorelli A.  Ernesto De Martino — Teoria antropologica e metodologia della ricerca. Ed. L’asinod’oro. 2015. P. 89.

17 Цит. на русском языке здесь и далее дается по: Мандзони А. Обрученные. Глава 32. Режим доступа:  https://librebook.me/obruchennye_1/vol1/33?mtr=

18 См. например: Стросс К.Л. Мифологики. Т. 1 «Сырое и приготовленное» и Т. 3 «Происхождение застольных обычаев» Режим доступа:  https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/antropologija/levi_stros_klod_mifologiki_v_4_tomakh/5-1-0-1023

19 Например, в такой версии: “venexiani gran signori, padovani gran dotori, visentini magna gati, veronesi tuti mati, trevisani pan e tripe,rovigoti baco e pipe. E belun?Ti belun, non ti vol nesun»“ Perchè si dice «Vicentini magnagati»? „Perchè si dice «Vicentini magnagati»?“ Режим доступа:

 http://www.vicenzatoday.it/cronaca/perche-si-dice-vicentini-magnagati.html

20 Ognuno chiama barbarie quello che non è nei suoi usi; sembra infatti che noi non abbiamo altro punto di riferimento per la verità e la ragione che l’esempio e l’idea delle opinioni e degli usi del paese in cui siamo. De Montaigne M. Saggi. Libro I, cap. XXXI. Adelphi 2005. P. 272.

21 Режим доступа: http://www.radioveronicaone.it/2020/02/27/coronavirus-zaia-i-cinesi-li-abbiamo-visti-tutti-mangiare-topi-vivi/

Режим доступа: https://www.periodicodaily.com/coronavirus-la-risposta-dell-ambasciata-cinese-a-luca-zaia-offese-gratuite/

22 Dichiarazione del portavoce dell’Ambasciata Cinese in #Italia in merito alle posizioni espresse da un politico italiano sulla #Cina Режим доступа: https://twitter.com/AmbCina/status/1233482854778261506

23 Imarisio M. Zaia: «La frase sui cinesi che mangiano topi vivi? Mi è uscita male» Режим доступа:

 https://www.corriere.it/politica/20_febbraio_28/zaia-la-frase-topi-cina-mi-scuso-uscita-male-0b17efc2-5a67-11ea-afa8-e7dfdde6e2a2.shtml

24 Tuttoitalia. Режим доступа: https://www.tuttitalia.it/statistiche/cittadini-stranieri/repubblica-popolare-cinese/

25 «Io non sono un virus, sono un essere umano, liberami dal pregiudizio».Coronavirus, ‘Non sono un virus’. E Firenze abbraccia il ragazzo cinese bendato / VIDEO Режим доступа:https://www.lanazione.it/firenze/cronaca/video/coronavirus-non-sono-un-virus-e-firenze-abbraccia-il-ragazzo-cinese-bendato-video-1.5013259

26 Coronavirus, contro il pregiudizio Mattarella a sorpresa in una scuola con tanti bambini cinesi. Режим доступа: https://www.repubblica.it/politica/2020/02/06/news/mattarella_visita_a_sopresa_una_scuola_con_molti_bambini_cinesi-247790974/

27 Режим доступа: https://www.open.online/2020/02/08/coronavirus-anche-pechino-twitta-il-video-della-visita-di-mattarella-nella-scuola-con-alta-presenza-di-bambini-cinesi/

28 Concerto al Quirinale in occasione dell’Anno della cultura e del turismo Italia-Cina 2020. Режим доступа:

https://www.quirinale.it/elementi/44298; Roma, Xi Jinping a Mattarella: “Commosso dalla sua amicizia” (13.02.2020)

https://tg24.sky.it/roma/2020/02/13/sergio-mattarella-xi-jinping-roma.html

29 Coronavirus, «Noi, cinesi d’Italia in autoquarantena per responsabilità. Режим доступа: https://www.ilmessaggero.it/italia/coronavirus_cinesi_italia_quarantena_ultime_notizie-5024674.html

30 Режим доступа: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019

31 Режим доступа: http://www.governo.it/it/articolo/coronavirus-firmato-il-dpcm-22-marzo-2020/14363  https://www.quotidianosanita.it/allegati/allegato4668151.pdf

32 Affinito D. Coronavirus in Italia: i tagli al Servizio sanitario nazionale, chi li ha fatti e perché. Режим доступа:

https://www.corriere.it/dataroom-milena-gabanelli/covid-19-tagli-servizio-sanitario-nazionale-chi-li-ha-fatti-perche/b18749f6-736d-11ea-bc49-338bb9c7b205-va.shtml

33 Il portale dell’epidemiologia per la sanità pubblica a cura dell’Istituto superiore di sanità. Режимдоступа: https://www.epicentro.iss.it/focus/h1n1/mappa

34 Zingaretti ha il coronavirus. Quando diceva: «Evitare luoghi affollati». Pochi giorni prima era in pizzeria. Режимдоступа:https://www.liberoquotidiano.it/video/politica/20828230/nicola_zingaretti_coronavirus_ultime_parole_contagio_luoghi_affollati.html

35 La virologa Gismondo: «A me pare tutto una follia». Режим доступа: https://www.larena.it/home/italia/la-virologa-gismondo-a-me-pare-tutto-una-follia-1.7957739

36 Coronavirus: i 47 giorni che hanno stravolto l’Italia.  Режим доступа: https://www.ilfattoquotidiano.it/in-edicola/articoli/2020/03/16/coronavirus-i-47-giorni-che-hanno-stravolto-litalia/5737766/

37 Giorgia Meloni — Appello ai turisti di tutto il mondo: le…

www.facebook.com › giorgiameloni.paginaufficiale › videos › appello-…

38 Coronavirus, Ricciardi: focolai Lombardia e Veneto legati. Quello originale nel Lodigiano. Режим доступа:

https://tg24.sky.it/cronaca/2020/02/27/coronavirus-ricciardi-focolai.html

39 CORONAVIRUS In tre Comuni c’è il “focolaio”, il Lodigiano resta il più colpito. Режим доступа:

https://www.ilcittadino.it/cronaca/2020/02/29/in-tre-comuni-c-il-focolaio-il-lodigiano-resta-il-pi-colpito/SMwNCvtQBhjVdyXhRr9yx3/index.html

40Adriano Trevisan. La prima vittima di coronavirus in Italia. Режим доступа: https://www.repubblica.it/cronaca/2020/02/22/news/adriano_trevisan_la_prima_vittima_di_coronavirus_in_italia-249260446/

41 Fuga da Milano per il coronavirus. «Lombardia zona rossa», scatta l’assalto ai treni/ Режимдоступа: https://www.iltempo.it/cronache/2020/03/08/news/coronavirus-fuga-milano-assalto-stazione-centrale-treni-roma-bozza-decreto-lombardia-roberto-burioni-governo-folle-1292154/

42 Coronavirus, Emiliano: «Nuova fuga da Milano verso Sud». Polfer: «Nessun assalto ai treni». Режим доступа: https://www.ilgiorno.it/cronaca/coronavirus-fuga-sud-1.5067863

43 Milano in fugas… Di nuovo! La paura fa rivivere i racconto di Manzoni. Режим доступа: https://www.ilsuperuovo.it/milano-in-fuga-di-nuovo-la-paura-fa-rivivere-il-racconto-di-manzoni/  См. также La Letteratura ai tempi del Coronavirus https://www.caravaggioeditore.it/2020/03/04/la-letteratura-ai-tempi-del-coronavirus/

44 Bolzan F. Fuga dal Coronavirus: non la prigionia, ma la furbizia. Manzoni aveva già previsto tutto – Blog. Режим доступа: “Sono partiti prima della mezzanotte. Nonostante le grida che proibivano di lasciare la città e minacciavano le solite pene severissime, come la confisca delle case e di tutti i patrimoni, furono molti i nobili che fuggirono da Milano per andarsi a rifugiare nei loro possedimenti in campagna”

45 Dillo a Mirta. Режим доступа:  https://www.la7.it/laria-che-tira/video/emergenza-coronavirus-myrta-merlino-scrivetemi-a-dilloamyrtala7it-dobbiamo-tenerci-uniti-e-vicini-17-03-2020-313821

46 Coronavirus, in Sicilia metà dei nuovi casi in una casa di riposo. Regione: “Colpa di una visita. Contagi dal Nord, rientrati in 40mila”. Режим доступа: https://www.ilfattoquotidiano.it/2020/03/24/coronavirus-in-sicilia-meta-dei-nuovi-casi-in-una-casa-di-riposo-regione-colpa-di-una-visita-contagi-dal-nord-rientrati-in-40mila/5699046/

47 Режим доступа: Coronavirus, perde fratello e sorella: tutti lo trattano da untore www.ilmessaggero.it › coronavirus_abruzzo_untore-5167743

48 Torino, Appendino: «Basta caccia all’untore non lasciamoci contagiare dal virus della rabbia». Режим доступа: https://www.ilmessaggero.it/video/cronaca/appendino_basta_caccia_untore_non_lasciamoci_contagiare_virus_rabbia-5124494.html

49 Coronavirus, la moglie del medico di Novate Mezzola: «Il mio Mimmo non è stato un untore». Режим доступа: https://www.ilgiorno.it/sondrio/cronaca/coronavirus-medico-novate-1.5093329

50 Режим доступа: https://www.agi.it/cronaca/news/2020-04-15/coronavirus-medici-infermieri-morti-covid-8340569/

51 IlNapolista. Режим доступа: https://www.ilnapolista.it/2020/03/la-francia-lancia-il-video-sulla-pizza-covid19-scoppia-il-caso-diplomatico/

52 Coronavirus, ecco come è arrivato in Italia: studio dimostra che non siamo noi gli ‘untori’ d’Europa. Режим доступа: https://www.ilcorrieredellacitta.com/news/cronaca/coronavirus-ecco-come-e-arrivato-in-italia-studio-dimostra-che-non-siamo-noi-gli-untori-deuropa.html

53 La «bomba» del paziente zero? Perché arriva dalla Germania. Режим доступа:

https://www.ilgiornale.it/news/cronache/diffusione-coronavirus-italia-paziente-0-arriva-germania-1839124.html

54 Perché i tedeschi si chiamano “crucchi”? Режим доступа:

http://www.sapere.it/sapere/strumenti/domande-risposte/storia-civilta/crucco-etimologia.html

55 Lannutti: «Basta diktat dai nipotini di Hitler», è bufera per gli insulti a Merkel e ai tedeschi Condanna bipartisan per le parole del senatore M5s. Il capogruppo 5 stelle: «Parole inaccettabili». Режим доступа: http://www.rainews.it/dl/rainews/articoli/lannutti-elio-merkel-tedeschi-diktat-hitler-nipotini-bufera-c3d0e8ad-588b-4459-b8ef-130ddbb397a0.html

56 Coronavirus, ecco come è arrivato in Italia: studio dimostra che non siamo noi gli ‘untori’ d’Europa. Режим доступа: https://www.ilcorrieredellacitta.com/news/cronaca/coronavirus-ecco-come-e-arrivato-in-italia-studio-dimostra-che-non-siamo-noi-gli-untori-deuropa.html

57 L’heure des pros du 17/04/2020 Pascal Praud. Режим доступа:

 https://www.cnews.fr/emission/2020-04-17/lheure-des-pros-du-17042020-947840 https://www.youtube.com/watch?v=qSWCLHIOiMo