ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДИЦИНЫ: ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ*

© 2019 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА

МАиБ 2019 – №2 (18)


DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-2-18/09

Ссылка при цитировании

Харитонова В.И. (2019) Традиционные медицины: особенности интеграции в современном мире, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(18).


Валентина Ивановна Харитонова –

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник,

зав. центром медицинской антропологии

Института этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

(Москва)

https://orcid.org/0000-0003-2280-8185

Email: medanthro@mail.ru


Ключевые слова: научная конференция, интеграция, культурная глобализация, традиционная медицина, традиционная медицинская система (ТМС), традиционная китайская медицина (ТКМ), рефлексотерапия, бурятская ветвь тибетской медицины, Аюрведа, кубинская медицина, медицина майя, лекарственные растения, шаманское лечение, неконвенциональная медицина, законодательство, наркополитика, практики и проекты оздоровления, доступность медицинской помощи, модели акушерской помощи

Аннотация: Автор рассматривает проблемы интеграции традиционных медицинских систем и современного здравоохранения, анализируя материалы специализированной конференции, прошедшей на базе Института этнологии и антропологии РАН. Она представляла собой три круглых стола, связанных тематически. Особое внимание было уделено специфике традиционной китайской медицины и особенностям распространения ее в современном мире, в том числе в России. В этом контексте рассматривалась и ситуация с традиционной медициной в Индии, с акцентом на «глобализацию» этих в значительной степени обновляемых и осовремененных ТМС. Помимо этого, исследователями затрагивались многочисленные вопросы, связанные с интегративными процессами в здравоохранении и здоровьесбережении в РФ (на примере бурято-тибетской медицины); обсуждались аналогичные проблемы в различных странах мира (Куба, Перу, Мексика и др.), были актуализированы сложные и острые проблемы использования галлюциногенов в магико-мистических практиках и отношение к распространению подобных ритуалов со стороны властей, в т.ч. в России. Рассматривались также актуальные аспекты попыток интегрирования сфер здравоохранения и здоровьесбережения в родовспоможении, влияние реформ здравоохранения на ориентацию пациентов в избрании вариантов медицинской помощи и др. Важнейшим дискуссионным моментом был основной вопрос – о сути интеграции, о том, что может считаться таковой и возможно ли этим термином определять процессы, происходящие в тех или иных странах.


*Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН


Проблема интеграции медицинских систем – одна из активно муссируемых в современной медицинской практике и науке. Эта идея в нашей стране и мире давно не нова: с последней трети ХХ столетия призывы к обращению к традиционной и народной медицине и внедрению их в современную практику здравоохранения раздаются со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Уже в документах 1980-х годов ставился вопрос об использовании того, что по большей части отрицала ранее и отрицает сейчас биомедицина или научная, доказательная медицина, эта линия продолжается и в последних документах организации (Стратегия ВОЗ… 2001; 2013). Опыт практики осовременивания (точнее, избавления от элементов магии и мистики) народной/традиционной медицины с последующим разрешением ее использования параллельно биомедицине в рамках системы здравоохранения предложил изначально Китай (см., например: Харитонова, Павлова, Сянмей 2018; 2018а), где во времена Мао Цзэ Дуна сделали важнейший шаг по созданию второй линии медицины – более понятной простым людям (поскольку в системе здоровьесбережения эти методы были широко распространены), равно как более доступной, дешевой. Созданная в КНР традиционная китайская медицина (ТКМ) нового формата была превращена из обычной народной/традиционной медицины в традиционную медицинскую систему (ТМС), т.е. при наличии системы здравоохранения, основанной на медицине европейского типа, была запущена полная «вторая линия», которая смыкалась и переплеталась с первой. Были разработаны варианты подготовки особых медицинских специалистов, в базовом образовании которых обязательна обычная медицинская подготовка; лекарственные формы стали готовить по типу привычных медицинских, а в основу КТМ легло иглоукалывание, которое довольно скоро было внедрено и в медицину европейского типа в виде рефлексотерапии и фитотерапия. Интерес к происходящему в Китае уже в 1970-е годы был очень широк, в том числе со стороны советского здравоохранения. Это запустило процесс интеграции элементов КТМ (в первую очередь в виде рефлексотерапии) в практику восстановительной медицины и систем реабилитации в разных странах мира, включая СССР, где иглоукалывание стало модным брендом в «высокопоставленных» клиниках.

Фактически нечто похожее произошло чуть позже в Индии, где процесс внедрения практик народной и традиционной медицины через создание традиционных медицинских систем в официальную систему здравоохранения несколько затянулся: там только в 1995 году был образован Департамент медицины и гомеопатии. Сравнительно недавно, в ноябре 2014 года, на его базе было сформировано полноценное министерство AYUSH (Ministry for Ayurveda, Yoga and Naturopathy, Unani, Siddha and Homeopathy). Появление самостоятельного министерства с кабинетом министров во главе дало новый виток развития в этом направлении, чему более всего поспособствовал получаемый от государства бюджет.

Таким образом Индия отстаивала права народных и традиционных медицинских практик, которые в годы колонизации подавлялись и отрицались, а после восстановления независимости Индии их оказалось возможным активно использовать. Полиэтничная Индия, сохраняющая свои традиционные знания, включила в ведение нового министерства сразу несколько медицинских направлений. Одним из них стала гомеопатия, которая в современном варианте зародилась в Европе, но в Индии она признается одной из основополагающих ветвей традиционной медицины; Юнани – это версия древнегреческой медицины; Сиддха возникла в южной части Индии примерно 10 тысяч лет назад; Аюрведа восходит приблизительно к 6 в. до н. э., хотя не исключено более раннее ее формирование на основе народных практик и методов; йога имеет также древнейшие корни, а натуропатия является основой любой народной медицины. Все они в настоящее время имеют возможность довольно активно развиваться, но самой популярной и широко распространившейся во многих странах мира стала Аюрведа, с которой и ассоциируется у многих представление об индийской традиционной медицине.

Нельзя сказать, что даже в самой Индии это воспринимается однозначно, особенно профессиональной медицинской элитой. Однако процесс формирования параллельной сети, являющей собой очень осовремененную ТМС, зашел в стране уже далеко; сама же ТМС Индии – на базе Аюрведы в первую очередь – очень широко распространилась по многим странам мира.

Интересно, что, решая проблему создания варианта медицины для бедных слоев населения, реально обе страны (и Китай, и Индия), а за ними и другие страны Азии, на самом деле значимо изменили всю структуру собственного здравоохранения, получив на деле варианты медицины для бедных, с одной стороны, и дорогостоящего восстановительного лечения и курортологии с активно развиваемым медицинским туризмом, с другой.

Пример этих стран стал в последние годы актуальным для стимулирования интегративных процессов в системах здоровьесбережения и здравоохранения в других, даже очень отдаленных от Китая и Индии государствах, в первую очередь, благодаря современной глобализации. То, каким образом осуществляются эти процессы, специфика их модифицирования в различных уголках планеты, особенно интересовала собравшихся на Международную научную конференцию «Традиционные медицины: особенности интеграции в современном мире».

Конференция состоялась13 ноября в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Она была задумана и проведена в рамках программы проекта РФФИ (РГНФ) «Интеграция медицинских систем, практик и методов в современном мире», осуществляемого центром медицинской антропологии ИЭА РАН с привлечением сотрудников иных учреждений (членов российской Ассоциации медицинских антропологов – АМА).

Работа конференции была посвящена 70-летию Китайской Народной Республики, которое праздновалось в этом году, и в своей первой части (см. программу круглого стола №1) ориентировалась на изучение специфики традиционной китайской медицины (ТКМ), особенностей ее распространения в России, а также на исследование возможностей интегрирования традиционных медицинских систем в практику здравоохранения России и здоровьесбережение россиян.

Конференцию открыл директор ИЭА РАН, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Анатольевич Функ, который поприветствовал ее участников и пожелал им успешной работы, подчеркнув важность мероприятия не только в плане посвящения его торжественной дате в истории Китайской народной республики, но и – в первую очередь – важности тех научных и научно-практических вопросов, которые будут обсуждаться на конференции.

Работа мероприятия была организована в рамках 3-х круглых столов, один из которых стал, по сути, пленарным заседанием, поскольку на нем присутствовали все участники собрания. Одновременно это заседание было праздничным (согласно его посвящению) – на нем выступали гости из Китая: наши коллеги, которые занимаются изучением специфики традиционной китайской медицины и много лет используют ее на практике, а также преподают отечественным и российским студентам, интересующимся этими древними знаниями.

Круглый стол № 1 был сфокусирован вокруг темы «Традиционная китайская медицина в КНР и РФ». Его модерировали специалисты, представляющие гуманитарные науки – медицинскую антропологию (доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующая Центром медицинской антропологии ИЭА РАН Валентина Ивановна Харитонова) и непосредственно медицинские науки – не только с позиции доказательной медицины, но и традиционной в ее современном варианте ТМС (доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН; заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и медицины катастроф МГМСУ им. А.И. Евдокимова; Президент Ассоциации врачей традиционной китайской медицины в России Николай Владимирович Ярыгин).

Н.В. Ярыгин, поприветствовав вслед за Д.А. Функом начавшуюся конференцию, открыл ее работу своим выступлением на тему «Проблемы продвижения традиционной китайской медицины в Российской Федерации: ДПО ТКМ в МГМСУ им. А.И. Евдокимова». Это информационное сообщение было особенно значимым, поскольку конференция организовывалась и проводилась Центром медицинской антропологии ИЭА РАН и Ассоциацией медицинских антропологов совместно с Ассоциацией врачей традиционной китайской медицины. Вместе с тем в научной части выступления Н.В. Ярыгина была поставлена важнейшая проблема для специалистов, занимающихся вопросами интеграции медицинских систем в России и мире: речь шла об особенностях проникновения ТКМ на российский рынок, о попытках вписаться в систему российского здравоохранения и о специфике функционирования ее в пределах российского здоровьесбережения.

Доклад доктора медицинских наук Владимира Владимировича Малаховского (профессор кафедры интегративной медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова: Москва) «Традиционная китайская медицина и ее трансформация в рефлексотерапию в СССР»представлял собой глубокое и интересное исследование процесса «первой волны» внедрения китайского иглоукалывания в отечественную медицинскую практику.

Профессор Инесса Анатольевна Миненко (доктор медицинских наук; кафедра интегративной медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова), планировавшая по программе конференции выступление на тему «История ТКМ: российский аспект», фактически, заменила его, предложив собравшимся доклад об общих проблемах интеграции различных медицинских систем, практик и методов. Такое изменение в программе оказалось вполне логичным, поскольку о внедрении китайской традиционной медицины в практику российского здравоохранения (рефлексотерапия, в первую очередь в восстановительной медицине) и особенно здоровьесбережения довольно много говорилось в других докладах, в том числе в выступлениях китайских коллег, которые имеют опыт работы в России.

Специалист из Китая Сянмей Ли (референт Центра по развитию и продвижению ТКМ: Москва) подробно рассказала в докладе «Подготовка специалистов традиционной китайской медицины в КНР» о специфике современного варианта образования в системе китайской традиционной медицины, приведя примеры работы различных медицинских университетов (см. также об этом: Харитонова и др. 2018). Естественно, в сообщении рассматривался вопрос о том, каким образом работают специалисты ТКМ из Китая в Москве и других городах России, что делается в законодательном плане в отношении этих специалистов и каким образом в настоящее время готовятся российские врачи, получая дополнительную квалификацию в области ТКМ в России и Китае (см. подробно также: Харитонова и др. 2018а).

Кандидат фармацевтических наук, доцент Людмила Анатольевна Павлова в своем докладе «Роль и место государства в области лекарственного обеспечения в сфере традиционной китайской медицины в КНР»представила детальный и чрезвычайно интересный обзор существующих в Китае документов, которые регламентируют деятельность традиционной медицины в стране, наиболее подробно остановившись на вопросах использования фитопрепаратов. Она уделила внимание информации об особенностях выращивания и сбора фитосредств, их переработки, сопоставив ситуацию Китая с тем, как обстоит дело с фитотерапией в нашей стране (и в плане законодательного регулирования, и в плане производства и переработки растительных лекарственных средств).

Ма Чанчунь (профессор Чанчуньского государственного университета традиционной китайской медицины: КНР; ведущий специалист Центра по развитию и применению традиционной китайской медицины: Москва) «Методы традиционной китайской медицины для лечения спортивных травм: к истории развития традиционной китайской медицины (ТКМ) в КНР» в своем интереснейшем докладе не просто рассказал о существующих и применяемых специалистами методах при работе со спортсменами, но, учитывая специфические вопросы из аудитории, постарался показать конкретные приемы для самокоррекции состояния здоровья, ликвидации отдельных симптомов различных заболеваний с помощью акупрессуры – пальцевой работы по точкам. Часть времени запланированной в рамках круглого стола дискуссии было потрачено на вопросы и практикум вокруг этого доклада. Не меньший интерес вызвал доклад Л.А. Павловой. Разговоре на темы, затронутые в этом выступлении, оказался выстроенным в сравнительном плане, поскольку ранее автор доклада много работала в Республике Тыва, пытаясь создать там базу для развития традиционной фитотерапии.

Второй круглый стол «Интеграция медицинских систем, практик и методов в России и мире» рассматривал вопросы, связанные с особенностями современного состояния (в поисках интеграции или иных специфических характеристик трансформации в современном мире) различных медицинских систем, практик и методов в РФ и других государствах, преимущественно Азии и Центральной Америки. Его модераторами были кандидат исторических наук Нестор Александрович Маничкин (научный сотрудник Центра медицинской антропологии ИЭА РАН) и кандидат медицинских наук Юлия Рафаэлевна Булдакова (доцент кафедры внутренних болезней МГМСУ им. А.И. Евдокимова).

Работа этого круглого стола была сосредоточена на анализе конкретных примеров тех процессов в медицине и здравоохранении, а также в системах здоровьесбережения, которые можно соотносить с попытками взаимодействия, взаимопроникновения, сосуществования различных медицинских систем и практик.

Оюуна Санжимитуповна Ринчинова (кандидат исторических наук, научная сотрудница Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Улан-Удэ) говорила об особенностях интеграции, имевшей место в отечественной медицине на примере происходившего в Бурятии. Её доклад «Бурятская ветвь тибетской медицины: примеры интеграции в советское и российское здравоохранение» затрагивал различные периоды истории медицины и современность. Она продемонстрировала, обратившись к истокам формирования бурятской ветви тибетской медицины, какими путями книжную медицину Тибета внедряли в дореволюционной России в Петербурге и на территории Бурятии. А далее, основываясь на этих общеизвестных материалах, проанализировала специфику трансформации этой медицины и особенности ее современного применения в Республике Бурятия, некоторые детали более широко современного распространения бурято-тибетской ветви традиционной медицины в России.

Наталия Игоревна Котова (Москва), аспирантка Центра медицинской антропологии ИЭА РАН, уже не единожды представляла доклады, в которых анализировала специфику современного состояния традиционной медицины в Индии, особенности распространения Аюрведы в наши дни (см., например: Котова 2017). В этот раз она сосредоточилась на теме «Традиционная индийская медицина Аюрведа: возможности интеграции в систему здравоохранения и взаимоотношения с биомедициной». Исследовательница рассматривала преимущественно материалы, полученные в ходе полевой работы в Индии, оценивая ситуацию с процессом так называемой «интеграции медицин» в этой стране. Но, естественно, ей пришлось обратиться и к процессам, происходящим в Европе, в т.ч. в России, куда активно проникает Аюрведа как комплементарная или альтернативная практика. Выводы Н.И. Котовой, которая имеет возможность быть объективным и незаинтересованным исследователем в ситуации с продвижением (иногда путем откровенного лоббирования) восточных медицин на территории России, были довольно сдержанными и взвешенными. Вопрос о том, насколько востребована и необходима восточная медицина в целом и Аюрведа в частности в современной системе здоровьесбережения, с одной стороны, и в системе здравоохранения, с другой, требуют серьезного исследования медицинскими антропологами и социологами медицины, как минимум.

Нестор Александрович Маничкин представил вниманию слушателей доклад на тему «Политика «специального периода» и трансформации кубинской медицины в XXI веке», который был посвящен изменениям, произошедшим в кубинской медицине в ходе реформ так называемого «специального периода» (1990-е годы). Реформы были проведены в связи с резким экономическим кризисом, возникшем на Кубе после распада международного социалистического блока; в результате их предполагалось диверсифицировать медицинское обслуживание. В итоге преобразований на Кубе оформился медицинский плюрализм: к биомедицине добавились другие медицинские системы, в первую очередь ТМС (китайская и Аюрведа) и натуропатия. Этот плюрализм существует на уровне системы здравоохранения, подготовки медицинских кадров, фармацевтической промышленности, функционирования медицинских учреждений и просвещения. Вне названных сфер действуют также религиозное и магическое целительство, афрогенные культы, спиритизм, рейки и многие другие осовремененные или недавно возникшие практики. Докладчик предложил рассматривать медицинский плюрализм на Кубе как модель социокультурного бриколажа.

Тему специфики функционирования народной медицины в современной практике здоровьесбережения продолжила Татьяна Владимировна Роот (аспирантка УНЦ им. Ю.В. Кнорозова РГГУ: Москва) в докладе «Лекарственные растения в практике различных групп майя в свете культурной глобализации и интеграции медицины». Это исследование продемонстрировало, как в латиноамериканских странах в настоящее время сосуществуют профессиональная медицина европейского типа и местные традиции, которые часто оказываются ближе и понятнее местным жителям, во многих случаях предпочитающим обращение к своим лекарям и шаманам вместо лечения у медицинского персонала, получившего современное образование.

Андрей Николаевич Привалов (кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней МГМСУ им. А.И. Евдокимова), выступавший после названных докладчиков, красочно и ярко рассказывавших на основе собственной полевой работы о происходящем в практике здоровьесбережения и здравоохранения «экзотических» стран, осветил тему «Безопасность применения растительных средств», обратившись к широкому спектру материалов. В докладе рассматривалась не только российская практика. Специалисту был задан целый ряд вопросов об особенностях обращения с различными средствами и – что немаловажно – о том, каким образом к практике применения и использования некоторых растительных препаратов и снадобий относится наша доказательная медицина и какова государственная политика в рекомендациях по некоторым из них.

На основе доклада возникла дискуссия по вопросам фитотерапии и необходимости ее использования в системе здравоохранения. А.Н. Привалов, критически настроенный в отношении широкого использования фитотерапии, особенно в том варианте, какой представлен в России, говорил о плохо проработанном механизме, недостаточном надзоре в этой сфере в РФ и вообще выражал недоверие к большим надеждам на фитотерапевтическое лечение. Не дожидаясь времени, отведенного на дискуссию, участники круглого стола начали активно и эмоционально обсуждать эти вопросы. В частности, зашел разговор о том, как фитотерапия внедряется на Кубе в систему здравоохранения. Докладывавший по кубинским материала Н.А. Маничкин вынужден был зачитать отрывок из документов Министерства народного здоровья Кубы, демонстрируя подробно многоступенчатую систему изучения, отбора, биохимического исследования, клинических и иных испытаний, сертификации, реализации, контроля за фитосредствами и препаратами.

Эта тема была продолжена в выступлении психолога и антрополога Марины Олеговны Орловой «Медицинская антропология и наркополитика (на примере исследований растительных галлюциногенов)». Докладчица говорила об особенности использования растительных галлюциногенов в Перу. При этом значительный акцент был сделан на проблемы изучения неошаманских практик с использованием растительных галлюциногенов, возникающих в связи с тенденцией к ужесточению антинаркотического законодательства в России, в частности, с предложением депутатов ГД РФ ввести уголовную ответственность за пропаганду наркотиков.

Эти проблемы касаются доступа ученых в изучаемое поле, стигматизации как исследователей, так и их информантов. Речь шла о предполагаемых законом цензурных ограничениях на публикацию данных антропологических исследований о практике и эффективности использования растительных галлюциногенов в традиционной медицине. Барьеры для изучения обозначенной темы в российской антропологии были рассмотрены как отражение общемировых тенденций: несмотря на либерализацию национального законодательства в отношении медицинского и рекреационного употребления психоактивных веществ в ряде стран мира, Международный комитет по контролю над наркотиками призывает национальные правительства к ограничению оборота психоактивных веществ, включая растительные галлюциногены, что является препятствием и для научного изучения возможностей клинического применения этих веществ.

Исследовательница в своем докладе проблематизировала прикладное значение медицинской антропологии как источника экспертизы для судебных процессов в России по делам, касающимся оборота психоактивных растений и растительных галлюциногенов: с одной стороны, запросы со стороны защиты обвиняемых по ряду судебных процессов напрямую касались вопросов этнокультурных аспектов использования этих веществ, специфики их ритуального употребления в традиционных культурах, по сравнению с рекреационным употреблением наркотиков в индустриальных обществах, с другой стороны, соответствующие экспертные заключения, подготовленные как российскими, так и иностранными специалистами, игнорируются судебными органами, что было хорошо видно на примере российских судебных процессов 2016–2019 гг.

Инна Сергеевна Конрад (кандидат филологических наук, доцент МПГУ: Москва) сосредоточилась в своем выступлении на представлении итогов изучения полевых материалов; доклад «Официальная медицина и шаманское лечение в Потреро-де-ла-Пальмите (Мексика)» концентрировался на рассмотрении практик здоровьесбережения, включающих использование местного шаманского целительства, и анализе отношения местного населения к профессиональной медицине. Основой работы стал материал экспедиции 2016 г., во время которой исследователи сконцентрировались на вопросах выбора местным жителями (представителями коренной народности уичоль) форм и способов их лечения. Автор считает, что экспедиционные наблюдения в обследованном регионе позволяют говорить как о высокой сохранности традиций шаманского лечения, так и о прочных позициях официальной медицины. Анализ интервью с местными жителями показал, что выбор «врач / шаман» будет основываться на симптоматике, тяжести или «понятности» болезни (указывались ангина, аппендицит, переломы). Большая часть опрошенных считала необходимым обращаться к докторам для постановки диагноза, но при этом те же люди были убеждены в необходимости общения с шаманом в случае с любым недомоганием – для ритуального очищения.  Ряд проблем со здоровьем информантами интерпретировались как последствия нарушения культурных запретов и предписаний, которые требовали в первую очередь обращения к шаману; в то же время некоторые сферы (например, хирургия, родовспоможение) оказались прочно закреплены за официальной медициной.

Еще один доклад на этом заседании, хотя и согласовывался по тематике с предыдущими выступлениями, но представлял в значительной степени иную ситуацию: его автор Реда Шатуниене (научная сотрудница Института регионального развития: Литва) осветила тему «Неконвенциональная медицина в современной Литве: попытки законодательного оформления». Исследовательница довольно подробно рассказала о специфике функционирования неконвенциональной медицины в Литве и рассмотрела варианты, в каких она там представлена в настоящее время. Законодательное оформление с возможностью включения в систему здравоохранения конкретных вариантов неконвенциональной медицины рассматривается и дискутируется в республике на официальном уровне, но реальной интеграции не наблюдается. Докладчица считает, что доказательная медицина в Литве на данном этапе не может объединиться даже с традиционными медицинскими системами Востока, не говоря о местных народномедицинских практиках и иных более современных методах целительства, например (см. также: Шатунене 2018).

Завершалась работа круглого стола выступлением Валентины Ивановны Харитоновой «Шаманское целительство: от неконвенциональной медицины к духовным практикам и политическим выступлениям». Докладчица минимально говорила о шаманизме, сосредоточившись на теме медицинской интеграции, которая значилась как основная не только для данного круглого стола, но и для конференции в целом. В итоге в разговор-дискуссию включились все заинтересованные специалисты, работавшие и в зале, и онлайн. Резюмируя заслушанные доклады, участники круглого стола согласились с выводами о том, что вопрос об интеграции не может решаться однозначно в отношении различных региональных ситуаций, а сам термин интеграция далеко не всегда (точнее, крайне редко) может быть использован в отношении происходящего в здравоохранении и даже здоровьесбережении.

Третий круглый стол «Здоровьесбережение и здравоохранение в России в контексте медицинской антропологии» (модераторы: кандидат исторических наук Анна Александровна Ожиганова и кандидат медицинских наук Марк Васильевич Головизнин), концентрировался на нескольких аспектах: проблемы современного родовспоможения, интеграции достаточно новых для нас специалистов в области не вписывающегося в систему здравоохранения моделей акушерства (доулы), использования различных коррекционных практик в сфере неконвенциональной медицины и проектов оздоровления (практики медитации, в т.ч. в проекте «Московское долголетие»). Здесь затрагивались проблемы качества и доступности медицинской помощи в России и других странах.

Анна Александровна Ожиганова (н.с. Центра медицинской антропологии ИЭА РАН) открыла заседание докладом на тему «Перспективы интеграции различных моделей акушерской помощи в российском родовспоможении». В нем были рассмотрены актуальные тенденций в практике российского родовспоможения. В первой части доклада выступавшая рассказала о сосуществовании различных моделей акушерской помощи (см. также: Ожиганова 2017) и обратила внимание на проблему терминологической неопределенности. Во второй части доклада она рассмотрела интеграцию различных подходов к родовспоможению в практике российских роддомов, в частности, опыт «естественных», «водных», «партнерских» родов. В заключении исследовательница отметила: несмотря на то, что интеграция различных моделей зачастую осуществляется на неформальной или частично формализованной основе и на фоне практически полного отсутствия публичной дискуссии, процессы трансформации и гуманизации практики родовспоможения становятся все более заметными, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Татьяна Леонидовна Кукса (аспирантка центра медицинской антропологии ИЭА РАН: Москва) предложила вниманию слушателей доклад на тему «Доказательная медицина в доульском дискурсе», продолжив тем самым тему, которая рассматривалась частично в выступлении А.А. Ожигановой. Она проанализировала тексты, записанные от доул, репрезентирующие кохрейновские систематические обзоры по родовспоможению. Включенное наблюдение и анализ полевого материала позволили выступавшей показать особенности применения Evidence Based Medicine в российском родовспоможении и ответить на исследовательский вопрос, почему доулы, осуществляющие немедицинскую и платную поддержку клиенток на территории роддома, активно поднимают медицинские и научные проблемы: актуальности российских клинических рекомендаций (протоколов лечения), достоверности и применимости результатов клинических исследований разного уровня доказательности, а также обсуждают с клиентками проблемы врачебных ошибок, акушерских ситуаций, диагностики и тактики, информированного согласия или отказа от медицинских вмешательств в родах.

Наталья Валентиновна Шалыгина (кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерных исследований ИЭА РАН) предложила собравшимся доклад на тему «Традиции и инновации закрытия родов в системе российского родовспоможения». В нем речь шла о послеродовой депрессии (ПРД), которая в разной форме ежегодно затрагивает до 20% молодых матерей в России. Исследователь обратила внимание на то, что методы интегративной медицины позволяют сочетать медикаментозное устранение наиболее распространенных симптомов ПРД, в первую очередь, «блюз родильниц» (паника, фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), с традиционными способами предупреждения эмоциональных, когнитивных и нейровегетативных расстройств. Она рассмотрела традиционные техники «закрытия родов», направленные на послеродовое восстановление женщин: приемы славянской народной медицины («закрытие семи ключей» или «пеленание льняным полотенцем»), активизации естественных ресурсов организма роженицы, принятые, в том числе, у других народов мира (например, техники ребозо и темаскаль в Мексике).

Илияна Янева-Балабанска (MD, PhD; кандидат фармацевтических наук, доцент; Национальный центр общественного здоровья и анализа: София, Болгария) предложила обсудить сложный и деликатны вопрос: «Качество и доступность здравоохранения в Болгарии». Она обратила внимание на то, что в стране с 1990-х годов начались нежелательные трансформации в системе здравоохранения, которое из бесплатного и доступного всё больше превращается в платное и малодоступное для широких слоев обедневшего населения. Кроме того, в последние годы серьезно страдает медицинская этика: врачи не стесняются предлагать услуги за дополнительную плату, а также появляются случаи неточного диагностирования, что ведет к новым расходам. Эта тема практически не обсуждается в медицинских кругах. Естественно, в такой ситуации система здоровьесбережения реагирует обычным оттоком пациентов из сферы официального здравоохранения к специалистам, полулегально или легально предлагающим свои услуги.

Лидия Сергеевна Герасимова (аспирантка Центра медицинской антропологии ИЭА РАН: Москва), будучи не только исследователем, но и практикующим тренером медитации, рассматривала в докладе «Влияние коррекционных медитативных методик на социальную адаптацию» возможности помощи людям, нуждающимся в социальной адаптации. В докладе был предложен анализ одного из вариантов современной медитативной практики, используемой самой исследовательницей в ее работе, и рассмотрены результаты воздействия медитативных методик на значительном полевом материале автора.

Сергей Юрьевич Шевченко (кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН: Москва) в докладе «”Жизненный мир” больного и проблемы интеграции медицинских систем», сделав небольшой экскурс в классическую феноменологию, говорил далее о том, что существует концепция здравоохранения, ориентированного на жизненный мир (близка к нарративной медицине), а в ее рамках непротиворечиво сочетаются знания из разных областей и пациентский опыт. Сочетаются, так как интерпретируются через то значение, которое имеют в жизненном мире пациента. Поэтому жизненный мир и является «местом встречи» разных систем врачевания, которые как системы знаний могут противоречить друг другу.

Кандидат исторических наук Северина Дановна Колдман (Москва) говорила о новой для антропологических исследований теме «Практики оздоровления в проекте “Московское долголетие”». Сравнительно недавно стартовавший проект (март 2018 г.) уже привлек к себе внимание и социологов, и антропологов. Изучение мнений тех, кто вошел в этот проект и проходит подготовку в различных районах Москвы, позволило установить, что большинство обратившихся в открытые центры предпочитают восточные практики (в первую очередь йогу и цигун) другим занятиям. Но есть и те, кто занимается ставшим популярным медитативным («правополушарным») рисованием, например, и иными видами творчества, а также дополнительным обучением (например, изучением английского языка). В целом проект позволяет привлечь людей к практикам оздоровления, выработке нового отношения к телесности, активному проведению досуга.

Марк Васильевич Головизнин (кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней стоматологического факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова: Москва) в докладе «Контуры доказательной гомеопатии» указал на то, что «страсти по гомеопатии» (не только в России, но и в разных странах мира) разгорелись после кризиса в системе доказательной медицины, который был обрисован американским ученым Джоном Иоаннидисом, показавшим, что доказательная медицина оказалась захвачена (hijacked) глобальным фармацевтическим бизнесом, использующим «объективные научные методы» для получения заведомо нужных ему результатов. Атака на гомеопатию и другие виды традиционных медицин как на очевидно недоказуемое — «негативное знание» явилась своеобразной «дымовой завесой» призванной отвлечь научное и медицинское сообщество от реальных проблем, имеющих в основе социально-экономический базис. Второй важный для докладчика постулат – «представление о гомеопатии как заведомо недоказуемой лженауке не соответствуют действительности». М.В. Головизнин указал на то, что исследования, в частности, индийских ученых, демонстрируют, каким образом в гомеопатии может работать принцип «доказательности наоборот», когда в качестве испытуемых выступают не рандомизированные пациенты, принимающие препарат в сравнении с плацебо, а здоровые добровольцы, которые могут фиксировать известные биологические эффекты гомеопатического препарата, отличающие его от плацебо.

Работа этого многоаспектного круглого стола завершилась небольшой общей дискуссией о сложных проблемах интеграции в системы здравоохранения (фактически, в доказательную медицину) любой страны вариантов традиционных и народных медицин, а также более современных магико-мистических и магико-медицинских практик, претендующих на психологическую и лечебную помощь пациентам. Однако выступавшие были близки в своих основных суждениях, говоря о необходимости использования по крайней мере в восстановительной, реабилитационной медицине, и профилактической части поддержания здоровья населения различных вариантов оздоровления, которые прошли тысячелетние испытания и уже тем самым доказали свою пользу, а порой и необходимость использования в конкретных ситуациях поддержания здоровья.

Отмечу, что важными чертами прошедшей конференции были (ставшие уже обычными для наших мероприятий) онлайн включения и докладчиков, и слушателей из разных стран мира. Фактически такие мероприятия постепенно превращаются в гибридные конференции. Вторая важная особенность работы – приглашение на круглые столы студентов медицинских университетов, для которых такое «включенное наблюдение» подчас оказывается большой неожиданностью, поскольку в системе их обучения остается все меньше часов на гуманитарные дисциплины, а это ведет к резкому сокращению лекций, на которых они могли бы знакомиться с неконвенциональной медициной, например. В этом контексте было особенно жаль, что единственный несостоявшийся из заявленных на конференцию докладов был доклад Татаренко-Козминой Татьяны Юрьевны (д.б.н., проф., зав. каф. биологии МГМСУ им А.И. Евдокимова: Москва) «Акценты преподавания медицинской антропологии на факультетах “Лечебное дело” и “Клиническая психология”». Присутствовавшие на конференции студенты МГМСУ им. А.И. Евдокимова по большей части впервые познакомились с особенностями традиционных медицинских систем Востока, спецификой организации комплементарной модели здравоохранения, многие с удивлением узнали о том, как готовят специалистов традиционной медицины в Китае и Индии и что такие, обучающиеся по 10-12 лет в специализированных учебных заведениях доктора вообще существуют, т.е. что речь не идет о шарлатанах и иллюзионистах. Ценно было и то, что студенты включились в дискуссии специалистов. Однако у многих выступавших – особенно профессиональных лекторов университетов – сработал «преподавательский инстинкт»: видя перед собой в аудитории не только коллег, но и студентов, они сориентировались на последних, стараясь не упустить возможность донести до них как можно больше знаний в понятной форме, поэтому модераторам иногда приходилось напоминать докладчикам о том, что идет конференция, а не школа медицинской антропологии (см. о таких школах, например: Харитонова 2018).

Библиография

Котова Н.И. (2017) Многоликая Аюрведа в современном мире, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(14).

Ожиганова А.А. (2017) Становление и практика независимого акушерства, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(14).

Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002-2005 гг. Всемирная организация здравоохранения. 2001 г.  (https://apps.who.int/iris/handle/10665/92003) (27.11.2019).

Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2014-2023 гг. Всемирная организация здравоохранения, 2013 г.  (https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/92455/9789244506097_rus.pdf?sequence=11) (27.11.2019).

Харитонова В.И. (2018) Будущие социальные работники знакомятся с медицинской антропологией (XIII Международная школа МАиБ в ИЭА РАН), Медицинская антропология и биоэтика, № 1(15).

Харитонова В.И., Павлова Л.А., Ли С. (2018) Современный человек и традиционная медицина: подготовка специалистов ТКМ, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(15).

Харитонова В.И., Павлова Л.А., Ли С. (2018а) Китайская традиционная медицина: возможности распространения в России, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(16).

Шатунене, Р. (2018) Конвенциональная и неконвенциональная медицина в современной Литве: опыт пациента, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(16).