ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА ДОМАШНИЕ РОДЫ И ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО (1980-е годы – настоящее время)*

© 2019 Анна Александровна ОЖИГАНОВА

МАиБ 2019 — №1 (17)


DOI: http://doi.org/10.33876/2224-9680/2019-1-17/05

Ссылка при цитировании:

Ожиганова А.А. (2019). История российского движения за домашние роды и осознанное родительство (1980-е годы – настоящее время). Медицинская антропология и биоэтика, 17(1).


Анна Александровна Ожиганова –

кандидат исторических наук,

научный сотрудник

Центра медицинской антропологии

Института этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

(Москва)

E-mailanna-ozhiganova@yandex.ru


Ключевые слова: духовное акушерство, осознанное родительство, домашние роды, водные роды, родительский клуб «Здоровая семья», И.Б. Чарковский

Аннотация: В публикации представлены материалы круглого стола, который состоялся 3 апреля 2019 г. в Центре медицинской антропологии ИЭА РАН. Мероприятие было посвящено истории движения родителей за здоровый образ жизни и альтернативные методы развития детей, которое возникло еще в позднесоветский период и достигло пика популярности в годы перестройки. В работе круглого стола приняли участие перинатальные специалисты – акушерки, ведущие курсов по подготовке к родам, инструкторы по грудничковому плаванию и перинатальные психологи, – стоявшие у истоков этого движения и во многом определившие его лицо. Они рассказали о том, когда и почему присоединились к родительскому движению; какой смысл вкладывают в понятие «духовное акушерство»; как оценивают практики закаливания и тренировки младенцев, разработанные одним из лидеров движения – И.Б. Чарковским. Дискуссия показала, что это движение с самого начала своего возникновения было очень неоднородным и состояло из разных групп и направлений.


*Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН


Введение

3 апреля в Центре медицинской антропологии ИЭА РАН состоялся круглый стол «История российского движения за домашние роды и осознанное родительство (1980-е годы – настоящее время)». Мероприятие было посвящено истории движения родителей за здоровый образ жизни и альтернативные методы развития детей, которое возникло еще в позднесоветский период и достигло пика популярности в годы перестройки. Родители-энтузиасты практиковали домашние водные роды, закаливание в проруби, занимались с младенцами плаванием, нырянием и динамической гимнастикой. В 1980-е годы об этих новаторских практиках писали газеты (в т.ч. «Советский спорт») и журналы (например, «Вокруг света»); на широкий экран выходили документальные фильмы («Плавать раньше, чем ходить») и телепередачи («Водные роды и нетрадиционное воспитание детей» в программе «Это вы можете»). Различным аспектам российского движения родителей за домашние роды посвящен ряд статей (Belooussova 2002; Ожиганова 2009, 2011, 2019; Пивоварова 2013), на эту тему защищено несколько диссертаций разного уровня (Belousova 2012; Рабей 2012; Пивоварова 2013; Кукса 2018). Тем не менее, история возникновения и развития этого движения остается малоизученной.

Мы предложили нашим гостям рассказать свои личные истории о том, как они стали активными участниками родительского движения, а также попросили их оценить отдельные практики и движение в целом с высоты своего нынешнего опыта. Кроме того, участникам круглого стола было предложено уточнить свое отношению к понятию «духовное акушерство»1, с которым связано множество различных коннотаций, как позитивных, так и негативных, и ответить на вопросы:

  • Считаете ли Вы себя духовной акушеркой?
  • Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?
  • Остается ли оно актуальным для Вас в настоящее время?
Рис. 1. Движение за домашние роды и осознанное родительство:
рассказы участников. Фото И. Лаврентьевой.

Марина Бланк, акушерка и руководитель семейного центра «Возрождение», рассказала о своем 30-летнем опыте работы с беременными женщинами, оказании помощи в родах и о проведении занятий с грудными детьми. Своим учителем она считает Александру Соломоновну Гуревич, руководителя легендарного семейного клуба «Здоровая семья», существовавшего в Москве в 1980-е годы2: «Я не знаю сейчас аналогов такого центра. “Здоровая семья” – это была в полной мере семья. Были представлены абсолютно все поколения: бабушки, мамы с детьми, маленькие дети. И были какие-то занятия, в которых всем находилось место». Марина Викторовна поделилась своими воспоминаниями о том, как она впервые пришла в этот клуб в 1984 году, уже имея опыт больничных родов: «Это были 1980-е годы, железный занавес, застой в обществе, в политике, в медицине. Это роддома, которые абсолютно закрыты. После рождения моего старшего сына у меня было ощущение какого-то шока, что мне кто-то наврал, потому что был такой контраст грубости и этих бантиков, каких-то параметров на выходе: вес, рост – и одиночества, когда ты родил и вообще остался в изоляции. Я понимала, что так не должно быть». В клубе «Здоровая семья» Марину Викторовну поразил царивший там, по ее выражению, «абсолютный дух свободы».

Она рассказала также о летних лагерях в Крыму, которые организовывала Александра Гуревич. Максимализм первооткрывателей, которым были охвачены участники движения, проявлялся в серьезности и тщательности подготовки к родам: беременные женщины постоянно плавали, обливались, бегали, занимались гимнастикой и, по словам докладчицы, походили, скорее, на отряд спецназа или группу олимпийского резерва.

Марина Викторовна считает, что профессия акушерки означает постоянную учебу, повышение квалификации и приобретение дополнительных знаний и навыков. Сама она, кроме среднего медицинского образования, получила диплом перинатального психолога, посещала множество семинаров, курсов и конференций, в частности, прошла курс подготовки, который вела американская акушерка Молли Каллигер. Она отметила, что уже давно пришла к переосмыслению многих подходов и практик, отказалась от динамической гимнастики, проныривания (ритмичные погружения ребенка под воду с целью задержки дыхания), холодовых нагрузок, и перешла к другим формам занятий с грудными детьми.

Марина Викторовна не разделяет позитивного отношения к понятию «духовное акушерство», и сама давно от него отказалась. В то же время, она отметила, что сейчас нет адекватного названия для той профессии, к которой она себя относит и которая включает заботу о женщине и ребенке во время беременности, родов, в послеродовой период: это не акушерка, и это не перинатальный психолог.

Евгения Игошина, психолог по образованию и ведущая группы подготовки к родам, выступила по скайпу из Санкт-Петербурга. Она рассказала о том, как в 1980-е годы работала с И. Чарковским, как возникли ленинградские родительские клубы «Невские моржата» и «Рожайка». Первая группа беременных появилась в Питере в сентябре 1985 года: «У нас не было ни акушерок собственных, ничего, мы просто собирались и пироги кушали, общались по поводу беременности. Опытные мамы рассказывали о своем опыте». Первую группу стали называть «мафией» и это название сохранилось на многие годы: «Первые две девочки, которые рожали, жили рядом, через дом. Мы ведь тогда говорили, что рожаем сами, а акушерок скрывали. Говорили: не успела вызвать машину, родила. И вот один педиатр пришел к этим женщинам и сказал: “Боже мой, это какая-то мафия! Все всё сами, все всё знают, у всех плацента в холодильничке, и все на моем участке”. Вот так мы стали мафией, то есть семьей».

Евгения Натановна считает себя духовной акушеркой и вкладывает в это понятие особый смысл: по ее мнению, духовная акушерка не принимает роды, а помогает женщине родить самостоятельно. Эта помощь включает и физическую подготовку (упражнения, питание), и работу с сознанием и подсознанием (медитативные практики). Более того, духовная акушерка помогает женщине обратиться к духовности, буквально – «родиться в духовную жизнь». Если «жить по духовным законам», считает Евгения, то роды проходят легко и становятся для молодой матери важным этапом ее духовного развития.

Несмотря на то, что Евгения Натановна пришла в родительское движение благодаря И. Чарковскому и считает его своим учителем, она отмечает, что во многом с ним не согласна. Для Чарковского главным были занятия с детьми, а не беременная и рожающая женщина, он мог не считаться с ее мнением, отнимать у нее новорожденного ребенка, чтобы как можно скорее начать заниматься с ним нырянием и динамической гимнастикой. Игошина считает такое отношение к матерям совершенно недопустимым и вспоминает, что именно из-за этого перестала работать вместе с Чарковским.

Светлана Аникина, акушерка, ведущая курсов подготовки к родам и инструктор по плаванию, рассказала, что оказалась в клубе «Здоровая семья» совершенно случайно.  Однажды в феврале 1985 года она гуляла в Нескучном саду со своей маленькой дочкой и увидела, как незнакомые люди (одним их них был И. Чарковский) занимаются на морозе гимнастикой с абсолютно голым малышом, а потом купаются в проруби. Это событие стало поворотным в ее жизни. Она начала ходить в клуб и очень многому научилась у Александры Соломоновны и ее мужа – Арона Залмановича Гуревича: «Это была, можно сказать, наша путевка в другую жизнь». Став акушеркой, Светлана Евгеньевна постоянно продолжала учиться, потому что, по ее мнению, люди этой профессии «находятся все время в состоянии динамики, все время хотят научиться чему-то новому», у них есть «дух первооткрывателей», и они всегда хотят все делать сами. Впоследствии она отошла от идей Чарковского и разработала собственные методики занятий плаванием и гимнастикой с маленькими детьми.

Светлана Евгеньевна выступает категорически против понятия «духовная акушерка» и считает, что лучше называться «домашней акушеркой»: «Не может быть бездуховной акушерки. Все, кто принимает роды, наверно, они духовные, невозможно представить, чтобы можно было бездуховно принимать детей».

Марина Любимова, акушерка и руководитель центра «Медуница», поделилась своими мыслями о том, как изменились предпочтения женщин за прошедшие десятилетия. По ее наблюдениям, во время перестройки люди были другие: у всех горели глаза, всех просто окрыляли новые идеи, с которыми они только что познакомились. В середине 2000-х годов ситуация в стране очень сильно изменилась, у людей, которые вступили в детородный возраст, была уже совершенно другая психология и совершенно другой взгляд на мир. Сейчас женщинам, которые приходят на занятия по подготовке к родам, нужны вполне определенные вещи: подробная программа, понимание того, что, как и для чего они будут делать во время занятий, онлайн поддержка и так далее. Она отметила, что суть занятий (подготовка к естественным родам) осталась той же, но существенно изменились методы подготовки и возросла требовательность женщин.

Марина Ивановна считает, что понятие «духовная акушерка» лишено всякого смысла: «Это все равно, как сказать: «духовный тракторист» или «духовный менеджер». Слово «духовный» не может быть связано с названием профессии». Она напомнила, что в 1980-ые годы последователи Чарковского назывались «духовными» акушерками, чтобы противопоставить себя акушеркам, работающим в роддомах. Сейчас ситуация изменилась: многие домашние акушерки получили медицинское образование и работают в роддомах, они отошли от тех идей, с которых начинали и, в большинстве своем, уже не обозначают себя как духовных акушерок.

Рис. 2. Фото И. Лаврентьевой.

Михаил Фомин – врач, акушер, автор нескольких книг, посвященных домашним родам, также выступил по скайпу из Санкт-Петербурга. Он рассказал, что заинтересовался идеей домашних родов, когда они с женой ожидали первого ребенка, и он случайно увидел телепередачу, в которой показывали занятие по подготовке к родам с Евгенией Игошиной. «Это была и романтика, и новизна, и дух свободы!» В то время Михаил был курсантом Военно-медицинской академии, программа которой включала освоение трех медицинских специальностей: хирургию, психиатрию и акушерство. Практика в роддоме убедила Михаила отказаться от больничных родов: «Там было очень много страха: боялись врачи, боялись акушерки, боялись женщины… Акушерки вели себя очень жестко, и молодая женщина могла испытать сильные унижения». Впоследствии, став домашним акушером, Михаил пришел к выводу, что 90% всех болезней и патологий, которые возникают в родах, имеют ятрогенный характер, т.е. вызваны действиями врачей. Результатом его многолетнего опыта стала книга «Домашние Роды – Здоровый малыш»3, которую сам Михаил называет авторской программой подготовки к родам.

Михаил считает себя духовным акушером, но для него это понятие имеет совершенно особое – духовное – содержание, связанное с посредничеством между миром живых и миром мертвых: «Это специалист, которого раньше называли Баба-Яга, который стоит между мирами. Одна нога на том свете, а одна – на этом». Таким образом, духовный акушер – это человек, который стоит на границе миров, он не только встречает новорожденных, но и провожает умирающих. Михаил отметил, что эта работа дает огромные возможности: можно посмотреть на тот мир с этойстороны и на этот мир с той стороны, но и налагает большую ответственность, а также дает знания, которые можно использовать для развития науки.

Наталия Котлар, акушерка и ведущая курсов подготовки к родам, рассказала, как она впервые встретилась с родителями из клуба «Здоровая семья», и они оказали на нее такое огромное впечатление, что она сразу же решилась совершить погружение в прорубь.

Наталия Людвиговна считает себя духовной акушеркой, прежде всего потому, что именно так называли себя последователи Чарковского, когда движение за домашние роды еще только зарождалось. Для нее очень важным является вопрос духовности, с которым она впервые столкнулась именно в связи с практикой акушерства: «Мы все окунулись в торжество своего духовного изначальства, мы все крестили детей… Мы стали воспитывать наших детей в духе». Источником духовности для нее является православная церковь, однако, она подчеркивает, что никому не навязывает свою религию; к ней в группу подготовки к родам приходят и мусульмане, и представители других, самых разных религий. Смысл духовного акушерства, с ее точки зрения, заключается в том, чтобы увидеть в каждом человеке, особенно в том, который рождается на свет, духовную сущность, и встретить его так, чтобы «все было гармонично, в триединстве духа, души и тела».

Наталия Людвиговна рассказала о большой международной конференции «Акушерство духа», которая проходила в Москве в 1997 году4, и на которой выступил знаменитый французский врач акушер Мишель Оден. Она напомнила, что на конференции говорилось не только о родах, но и о духовном возрождении: «Мы все буквально воспряли и открыли глаза. Мы стали понимать, кто мы и кто вокруг нас, что мы все едины и что надо бережно и с любовью относится к приходу в мир, в это временное место, наших чудесных детей».

Акушерка и руководитель центра «Драгоценность» Юлия Постнова напомнила, что в 1980-ые годы был еще один центр притяжения для ищущих родителей: многодетная семья Никитиных и ее глава – Борис Павлович Никитин. Как и клуб «Здоровая семья», они стояли у истоков движения за осознанное родительство и придали ему новый импульс своей книгой5 и своим опытом закаливания и воспитания детей. Ее знакомство с Б.П. Никитиным состоялось в 1987 году, именно от него она впервые услышала о важности совместного пребывания матери с ребенком после родов, о первом прикладывании в груди и других вещах, которые в то время звучали как откровение.

Позже, в 1988 году, она увидела телепередачу «Это вы можете»6 с И. Чарковским, Б. Никитиным и А. Гуревич и решила отправиться с маленьким ребенком в коляске в парк Горького искать место, где встречаются родители из клуба «Здоровая семья». Юлия Валентиновна отмечает, что именно А. Гуревич является основателем родительского движения и только ее она считает своим учителем.

Также Юлия Валентиновна рассказала о книге известного православного доктора акушера-гинеколога И.И. Бенедиктова7, посвященной духовному акушерству. Он писал о том, что акушерство не может быть только «процессом подставления рук», оно связано с душой женщины, потому что в момент родов человек, находящийся рядом, становится свидетелем и проводником чуда. Духовное акушерство – это помощь женщине в осознании этого чуда. С этой точки зрения, заметила Юлия Валентиновна, обращаясь к своим коллегам, «мы все являемся духовными акушерками, потому что мы отличаемся от тех многочисленных акушерок, которые принимают роды в роддоме, и которых потом никто не помнит, не помнят ни их имен, ни лиц». Она считает себя духовной акушеркой, потому что все женщины, которым она помогала, помнят ее спустя многие годы.  И помнят именно потому, что в родах она взаимодействует не только с телом, но, прежде всего, на высоком уровне – с душой женщины.

Акушерка и ведущая курсов подготовки к родам Александра Королева рассказала, что ее первое знакомство с домашними водными родами началось с невероятно красивого фильма о родах в прозрачном бассейне известной последовательницы И. Чарковского Татьяны Саргунас. Увиденное произвело на нее неизгладимое впечатление, и Александра посвятила всю свою жизнь идее домашних водных родов соло (без помощи акушерки, только при поддержке мужа). Она убеждена, что роды – это «естественный гармоничный сексуальный процесс, который касается только трех человек: женщины, мужчины и ребенка». Также она считает, что именно родители, а не акушерка, не врач, не доула, несут всю ответственность за исход своих родов.

Александра называет себя духовной акушеркой и утверждает, что сейчас, так же, как и двадцать лет назад, главная задача духовной акушерки состоит в том, чтобы поднять дух женщины, сказать: ты сможешь, ты справишься, у тебя все получится. Духовная акушерка не принимает роды, а учит женщину справляться самой и рожать легко и радостно. Александра рассказала, что у нее часто получается так подготовить беременных, что они рожают очень быстро и легко, так что она просто не успевает до них доехать: «Мы занимаемся медитацией вхождения в родовой поток (дистанционно, по скайпу, – А.О.), через час уже начинаются сильные схватки, через полчаса – потуги, и все».

Своим учителем, человеком, который открыл для нее другую реальность, Александра считает И. Чарковского. Она рассказала, как однажды Чарковский отговорил ее от идеи пойти учиться в медицинский институт, сказав: «Ни в коем случае! Ты забудешь все, что знала».

Рис. 3. Фото. Т. Кукса.

Заключение

Выступления участников круглого стола показали, что российское движение за домашние роды и осознанное родительство с самого начала своего возникновения было очень неоднородным и состояло из разных людей, которых объединяло стремление видеть своих детей здоровыми, и которые были готовы к восприятию новых идей и широкому экспериментированию. Далеко не все из них разделяли радикальные идеи И. Чарковского и решались заниматься со своими детьми практиками закаливания, ныряния и динамической гимнастики в их экстремальном варианте, на каком настаивал Чарковский. Со временем сообщество становилось все более неоднородным, в нем возникли разные группы, развивающиеся разнонаправлено: некоторые акушерки получили профессиональное образование, некоторые продолжали оставаться в оппозиции к институциональной медицине. Тем не менее, всех выступающих, ставших активными участниками родительское движение в 1980-х – начале 1990-х годов, объединяет чувство принадлежности к этому уникальному сообществу. За годы своего существования движение аккумулировало в себе множество различных идей и практик, связанных с беременностью, родами и развитием младенцев. Однако, для понимания сути движения и мотивов людей, составивших его основу, необходимо обратиться к истокам его возникновения и рассматривать его раннюю историю в контексте позднесоветской истории нашей страны.

Примечания:

1 Понятие «духовное акушерство» стало популярным в 1970-е годы благодаря одноименной книге легендарной американской акушерки Айны Мэй Гаскин: Gaskin I. M., (1975) Spiritual Midwifery, Summertown, TN: Book Publishing Company.

2 Клуб «Здоровая семья» существовал в Москве до 1990 г., когда А. Гуревич уехала в Израиль. В 1990-х годах активные участники клуба стали создавать свои родительские центры.

3 Фомин, М. (2006) Домашние Роды – Здоровый малыш (практика духовного акушерства), СПб.: Питер. См. также другие книги автора: Фомин, М. (2011) Рождение нового человека, Одесса: ООО «ИНВАЦ»; Фомин, М. (2016) Ваш малыш. Библия счастливого рождения. Книга о Семье, Любви, Здоровье и Ответственности, М.: АСТ.

4 Международная конференция по трансперсональной психологии и духовному акушерству «Акушерство духа» проходила в Москве в апреле 1997 г. Организатором выступил Центр «Пангея».

5 Никитин, Б.П., Никитина, Е.А. (1979) Мы и наши дети, М.

6 «Водные роды и нетрадиционное воспитание детей», программа ЭВМ – «Это вы можете» (молодёжная редакция ЦТ), эфир: 1-я и 2-я программы ЦТ СССР, вып. 8 марта и 29 ноября 1988.

7 Бенедиктов, И.И. (2000) Духовное акушерство, Екатеринбург.

 

Библиография

Кукса, Т.Л. (2018) Рассказы о родах и родовспоможении в современной городской культуре.Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация), М.: РГГУ.

Ожиганова, А. (2009) Современные перинатальные культуры: традиционная и альтернативная модели, Полевые материалы Института этнологии и антропологии РАН, 2006, М.: ИЭА РАН,с. 63–82.

Ожиганова, А. (2011) Рождение «нового человека»: утопический проект движения за естественные роды, Конструируя детское (филология, история, антропология), М.Р. Балина, В.Г. Безрогов и др. (ред.), Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», РГГУ, выпуск 9, М. – СПб.: Азимут; Нестор-История, с. 444–460.

Ожиганова, А. (2019) Забота о себе, забота о других: практики взаимодействия в домашних родах, Критическая социология заботы: перекрестки социального неравенства, Е. Бороздина, Е. Здравомыслова, А. Темкина (ред.), СПб.: издательство ЕУСПб, с. 139–167.

Пивоварова, А. (2013) «Забытая» плацента: символические действия в современной практике домашних родов, Антропологический форум № 19, с. 106–127 (http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/019online/pivovarova.pdf) (01.06.2019).

Пивоварова, А. (2013) Конструирование традиции в современной практике домашних родов, Диссертация на соискание степени магистра антропологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Рабей, Е.Б. (2012) Домашние роды в современном городе: конструирование мифологии и обрядности.Дипломная работа по специальности «Филология», М.: РГГУ.

Belooussova, E. (2002) The “Natural Childbirth” Movement in Russia: Self-Representation Strategies, Anthropology of East Europe Review, vol. 20, N 1, p. 11–18.

Belousova, E. (2012) Waterbirth and Russian-American Exchange: From the Iron Curtain to Facebook, Doctoral Dissertation, Rice University. (https://scholarship.rice.edu/handle/1911/64601) (01.06.2019).

Gaskin, I. M. (1975) Spiritual Midwifery, Summertown, TN: Book Publishing Company.

References

Belooussova, E. (2002) The “Natural Childbirth” Movement in Russia: Self-Representation Strategies, Anthropology of East Europe Review, vol. 20, N 1, p. 11–18.

Belousova, E. (2012) Waterbirth and Russian-American Exchange: From the Iron Curtain to Facebook, Doctoral Dissertation, Rice University. (https://scholarship.rice.edu/handle/1911/64601) (01.08.2019).

Gaskin, I. M. (1975) Spiritual Midwifery. Summertown, TN: Book Publishing Company.

Kuksa, T.L. (2018) Rasskazy o rodah i rodovspomozhenii v sovremennoj gorodskoj kul’ture [Narrativess about childbirth and obstetric care in modern urban culture], Master’s thesis, Moscow: RSUH.

Ozhiganova, А. (2009) Sovremennye perinatal’nye kul’tury: tradicionnaja i al’ternativnaja modeli [Modern perinatal cultures: traditional and alternative models], Polevye materialy Instituta jetnologii i antropologii RAN, 2006 [Field materials of the Institute of Ethnology and Anthropology RAS, 2006], Moscow: IEA RAS, p. 63–82.

Ozhiganova, А.  (2011) Rozhdenie “novogo cheloveka”:  utopicheskij proekt dvizhenija za estestvennye rody [The Birth of a “New Man”: Utopian Project of the Natural Birth Movement], Konstruiruja detskoe (filologija, istorija, antropologija). Trudy seminara “Kul’tura detstva: normy, cennosti, praktiki”, RGGU [Designing a child (philology, history, anthropology). Proceedings of the seminar «Culture of childhood: norms, values, practices», RSUH], Issue 9, Moscow – St. Petersburg: Azimut; Nestor-Istorija, p. 444–460.

Ozhiganova, A. (2019) Zabota o sebe, zabota o drugih: praktiki vzaimodejstvija zhenshhin i akusherok v domashnih rodah [Taking care of the Self, taking care of the others: the interaction practices between women and midwives in home births], Kriticheskaja sociologija zaboty: perekrestki social’nogo neravenstva [Critical sociology of care: the crossroads of social inequality], St. Petersburg:  EUSP, p. 139 – 167.

Pivovarova, A. (2013) «Zabytaja» placenta: simvolicheskie dejstvija v sovremennoj praktike domashnih rodov [“Forgotten” Placenta: Symbolic Actions in Contemporary Home Birth], Antropologichesky Forum [Anthropological Forum] № 19 online, p. 106–127

(http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/019online/pivovarova.pdf) (01.08.2019).

Pivovarova, A. (2013) Konstruirovanie tradicii v sovremennoj praktike domashnih rodov [Construction of tradition in modern practice of home birth], Thesis for Master of Anthropology, European University at St. Petersburg.

Rabei, E.B. (2012) Domashnie rody v sovremennom gorode: konstruirovanie mifologii i obrjadnosti [Home birth in a modern city: the construction of mythology and rituals], Thesis in the specialty «Philology», Moscow: RSUH.


Скачать PDF статьи