ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА ТРАДИЦИОННОГО ПЕНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА В ВЕНГЕРСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© 2018 Ирен ЛОВАС

МАиБ 2018 — №1 (15)


Ключевые слова: традиционное пение, человеческий голос, терапия голосом, народные песни, идентичность, резонанс, тело и душа, исцеляющие голоса

Аннотация: В статье автор – культурный антрополог и исполнительница народных песен – рассматривает особенности народного плача/причитания и народных песен как особый вариант культурной коммуникации и терапевтической практики. Работа выполнена на основе венгерских материалов. Приводятся конкретные случаи практического применения исполнительского искусства при клинической терапии.


После нескольких вводных замечаний о традициях, здоровье и цивилизации, в статье дается этнографический анализ традиционной силы пения.

В соответствии с универсальной функцией поэзии, народные песни, преимущественно плачи, являются инструментами самовыражения, саморефлексии, проявления отношения «Я» к миру. Другими словами, народные песни являются основными каналами человеческой коммуникации.

Автор имеет опыт одновременно певца и культурного антрополога, исследующего народную религиозность и сакральную коммуникацию, возможности использования человеческого голоса в ситуациях жизни и смерти и в других определяющих событиях, которые формируют и изменяют судьбу человека.

В разных фольклорных традициях, равно как и в венгерской народной поэзии, можно найти тексты, мелодии и песни, исполнение которых, в основном женщинами, помогало восстанавливать физическое и психическое здоровье на протяжении многих столетий. В традиционных культурах сакральноеслужит опорным столпом порядка и единства в мире, восстанавливает внутреннюю гармонию.

Автор предлагает познакомиться с четырьмя частями своего компакт-диска под названием «Исцеляющие голоса: священный голос», «Внутренний голос», «Женский голос», «Исцеляющий голос». Основная идея заключается в том, что человеческий голос способен исцелять, когда вы его слушаете; наиболее эффективно – пение, т.е. когда вы поете сами.

Хорошая музыка – результат гармонии духовных и физических вибраций. Физические звуковые волны, полагает автор, звучат в тон «нашим струнам». Когда мы заболеваем, равновесие нарушается, и мы должны привести его в баланс. В этом процессе пение играет терапевтическую роль.

В статье также приводятся примеры практического применения CDInner Voice в различных современных терапевтических условиях, например, во время клинической терапии девочек-подростков, страдающих от нервной анорексии.

Наконец, в статье приводятся данные о работе современного терапевтического певческого круга в Будапеште, в котором участвует автор: «За физическую и духовную радость пения, за поддержание нашего здоровья и гармонии…» Зачем певцы исполняют архаичные народные песни? Они исходят из прошлого и приносят послания от предков, доходя до самой глубины «я», они расширяют чувство пространства и времени, приподнимают, оживляют, расслабляют, укрепляют женскую силу, женский голос и женское сознание, балансируя внутреннее «я», помогают найти корни и помочь найти путь домой. Они помогают в переживании личного жизненного кризиса, например, при потере члена семьи. Эти песни очищают внутреннее «я». Эти песни, в чем убеждена автор, и сам по себе акт пения действительно создают реальность – равносильно тому, что происходит при произнесении некоторых мощных магических, исцеляющих текстов.

Библиография/ References

Austin,J.L. (1962) How to do things with words, Cambridge.

Bloch, M. (1974) Symbols, Songs, Dance and Features of Articulation, Archives Europénes de Sociology, 5, p. 55–81.

Lovász, I. (2011) Szakrális kommunikáció, Budapest: L’Harmattan, р. 36–42.

Lovász, I. (2012) Hagyománypedagógia és lelkiegészség nevelés. Az emberi hang és a dalolás gyógyító ereje napjainkban, A nevelés kozmológusai. Kodály Zoltán, Karácsony Sándor, Német László megújító öröksége,Lázár Imre – Szenczi Árpád (szerk.), L’Harmattan, p. 147–169.

Lovász, I. (2014) A népzene mint művészeti kommunikáció, Ki látott engem?Buda Béla 75, Spannraft Marcellina, Sepsi Enikő, Bagdy Emőke, Komlósi Piroska, Grezsa Ferenc (szerk.),  Budapest: Károli Gáspár Református Egyetem, L’Harmattan, p. 289–305. Makkai Á. (ed.) (1996) Quest of the mircle stag, Chicago – Corvina, Budapest: Atlantis-Kentaur, p. 668–670.

Searle,J. (1969) Speech Acts, Cambridge: Cambridge University Press.

Дискография

Lovász, I. (2006) Égi hang, Sacred Voice cd, Budapest, SIRENVOICES, SVCD01.

Lovász I. (2007) Belső Hang, Inner Voice cd, Budapest, SIRENVOICES, SVCD02.

Lovász I. (2017) Női hang, Female Voice cd, Budapest, SIRENVOICES, SVCD03 (http://www.lovasziren.hu) (01.06.2018).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *