XI МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И БИОЭТИКИ

© 2016 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА

МАиБ 2016 — №2 (12)


ВИКлючевые слова: медицинская антропология, биоэтика, доказательная медицина, этнофармакология, неконвенциональная медицина, медицинские системы, практики и методы, традиционная медицина, традиционные медицинские системы (ТМС), аюрведа, традиционная китайская медицина (ТКМ), гомеопатия, фитотерапия

Аннотация: Представлена информация об XI международной Школе медицинской антропологии и биоэтики, работавшей осенью 2016 года на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва). Школа была организована и проведена российской Ассоциацией медицинских антропологов и центром медицинской антропологии ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с лабораторией разработки и доклинических исследований лекарственных средств Первого МГМУ. Направление работы школы было обусловлено контингентом слушателей – студентов-фармакологов, их потребностями в дополнительном образовании. Международная команда лекторов сосредоточилась на общих вопросах биоэтики и медицинской антропологии, специфике современных ТМС (традиционных медицинских систем) – Аюрведы и ТКМ (традиционной китайской медицины), фитотерапии и фармакологии.


XI международная Школа медицинской антропологии и биоэтики была организована российской Ассоциацией медицинских антропологов (АМА), центром медицинской антропологии ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и лабораторией разработки и доклинических исследований лекарственных средств Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Она работала под патронажем ИЭА РАН, Первого МГМУ и АМА. Занятия проводились 10–11 ноября в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова для студентов-фармакологов, что определяло во многом подбор российских и зарубежных лекторов, а также темы занятий. Среди лекторов Школы были и маститые ученые, и молодые, начинающие специалисты, в т.ч. российские, но с образованием, частично полученном вне России (более подробно см. информацию в прилагаемой программе школы):

Асеева Тамара Анатольевна – д.фарм.н., проф., засл. деятель науки Республики Бурятия; зав. лаб. медико-биологических исследований Института общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ)

Головизнин Марк Васильевич – к.м.н., доц. каф. внутренних болезней; МГМСУ им. А.И. Евдокимова; член Совета российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Джаяшр Джиша – аспирантка Центра социальной медицины и общественного здоровья Университета Джавахарлара Неру (Дели: Индия)

Копелиович Галина Борисовна – аспирантка ЦМА ИЭА РАН; н.с. лаб. разработки и доклинических исследований лекарственных средств Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; член Совета российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Котова Наталия Игоревна – аспирантка ЦМА ИЭА РАН; исп. директор российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Курленкова Александра Сергеевна – к.и.н., магистр биоэтики (США); н.с. ЦМА ИЭА РАН; член Совета российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Ли Хуайю – студентка Школы непрерывного образования Пекинского университета китайской медицины (Китай)

Линтерис   Кристас – Ph.D (социальная   антропология), асс. проф. центра гуманитарных и социальных исследований Кембриджского университета (Великобритания)

Михель Дмитрий Викторович – д.филос.н., проф., зав. каф.; СГТУ им. Гагарина Ю.А. (Саратов); вице-президент Совета российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Павлова Людмила Анатольевна – к.фарм.н., доцент, зав. лаб. разработки и доклинических исследований лекарственных средств Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; член Совета российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Сафоничева Ольга Георгиевна – д.м.н., проф.; каф. мануальной терапии и остеопатии, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова; эксперт EPMA и FENS

Тищенко Павел Дмитриевич – д.филос.н., зав. сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН

Харитонова Валентина Ивановна – д.и.н., зав. центром медицинской антропологии (ЦМА) ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; президент российской Ассоциации медицинских антропологов (АМА)

Янева-Балабанска Илияна – к.фарм.н. (Ph.D), доц.; Национальный центр общественного здоровья и анализа (София: Болгария)

Лекции, по уже сложившейся традиции, читались не только офлайн, присутствующими в аудитории специалистами, но и онлайн с помощью системы Скайп.

20161111_100146Работу Школы открыла доцент, кандидат фармацевтических наук Людмила Анатольевна Павлова. Она, поприветствовав собравшихся студентов, коротко рассказала им об истории формирования того типа обучения, который предлагался слушателям.

Первую лекцию на тему «Биоэтика: истоки, специфика, история» прочитал слушателям доктор философских наук (имеющий также высшее медицинское образование) Павел Дмитриевич Тищенко.

Темы, связанные с медицинской этикой и биоэтикой, обязательно включаются в программы Школ МАиБ, поскольку – в чем убеждены большинство наших специалистов – студентам в их обучении в медицинских университетах не хватает гуманитарной составляющей, а курсы этических дисциплин с каждым годом всё сокращаются (Моисеев 2013). П.Д. Тищенко – один из наиболее интересных лекторов, как считают студенты всех наших школ; он за короткую лекцию обычно успевает познакомить их с очень многими серьезными проблемами, говоря о них так, что они остаются в сознании слушателей навсегда.

Второй – по уже сложившейся традиции – была ознакомительная лекция «Медицинская антропология – что это?» С научным направлением, всё ещё достаточно новым для российской науки, не говоря уже о преподавании в вузах, слушателей познакомил (читавший лекцию онлайн) профессор, доктор философских наук Дмитрий Викторович Михель; когда-то он первым начал читать курс медицинской антропологии в Саратовском технологическом университете.

Следующей лекцией, логически продолжающей тему медицинской антропологии, стала (прочитанная онлайн) лекция доктора исторических наук Валентины Ивановны Харитоновой «Медицинские системы, практики, методы в контексте медицинской антропологии». Эта тема, рассматриваемая обычно в курсах истории медицины по программе подготовки медиков, как ни странно, оказывается «новой» для студентов, поскольку новым и необычным они считают сам взгляд на различные медицинские системы, практики, методы как на равноправные и равноценные. Они порой с большим удивлением слышат о негативной стороне биомедицины в ее влиянии на человека, впервые узнают о процессе интегрирования медицинских систем, в том числе на законодательном уровне и т.д.

20161111_131556После обеденного перерыва для студентов началось погружение в незнакомую им сферу индийской традиционной медицины. Блок лекций, имеющих отношение к данной тематике, представили индийские и российские специалисты. Первой прозвучала онлайн лекция из Индии, которую предложила вниманию слушателей Джиша Джаяшраспирантка Центра социальной медицины и общественного здоровья Университета Джавахарлара Неру (Дели). Её рассказ об Аюрведе «Практика Аюрведы в Индии: от истоков до современного статуса» был встречен с большим интересом, поскольку это было сообщение, так сказать, из первоисточника. Студенты задали много вопросов, на которые подробно отвечала лектор из Индии (им в этом общении помогала кандидат исторических наук и магистр биоэтики Александра Сергеевна Курленкова, переводившая лекцию Джиши Джаяшр).

20161111_100245Продолжила разговор на близкую тему аспирантка центра медицинской антропологии ИЭА РАН Наталья Игоревна Котова. Она предложила слушателям лекцию на тему «”Глобальная Аюрведа” и биомедикализация традиционной медицинской системы (ТМС)». Студенты узнали о том, что происходит в настоящее время с восточными традиционными медицинами вследствие глобализации. Для слушателей предложенный материал оказался особенно интересен в силу того, что Аюрведа как традиционная медицинская система (ТМС) – она же «глобальная Аюрведа» – представлена в настоящее время в России (в т.ч. в Москве и Московском регионе) достаточно широко. И поскольку обращение клиентов к российским и зарубежным специалистам, практикующим в рамках различных ТМС, у нас не новость уже не один десяток лет, знания об особенностях современного использования Аюрведы и знакомство с тем, какие специалисты из Индии работают у нас, как юридически оформляется их деятельность, было очень важно для будущих медиков.

Завершала этот блок лекция кандидата медицинских наук Марка Васильевича Головизнина «Гомеопатия как метод и как доктрина: попытка исторических реконструкций». Тема гомеопатии в последнее время стала снова активно обсуждаться в медицинской науке, но, пожалуй, больше – в средствах массовой информации силами журналистов, часть которых почему-то считают себя компетентными специалистами в этой области. Вечный спор о том, как может функционировать система медицинского лечения, в основе препаратов которой практически нет действующего вещества, снова вернулся в наши «дискуссионные клубы» от медицины. Для слушателей, естественно, очень важными были материалы по истории гомеопатии и истории споров.

Эта злободневная тема естественным образом переросла в запланированную дискуссию: «Биомедицина и традиционные медицинские системы, практики, методы: интеграция или противостояние?» В ней поднимались важнейшие для осмысления современными врачами проблемы о теоретической возможности интегрирования различных – древнейших и совсем недавно сформировавшихся, если сравнивать с исходными – медицинских систем и практик; о возможности использования различных методов из народных медицин, традиционных медицин, вновь создаваемых современных в варианте комплементарной (дополняющей) медицины; об отношении и правильном восприятии практик альтернативных медицин и т.д. Первый день работы завершился достаточно мирным решением медицинских проблем, несмотря на горячие споры, возникавшие по некоторым поводам.

20161111_105042Второй день работы Школы МАиБ начался с блока занятий, связанных с китайской традиционной медициной. Первым лектором стал Кристос Линтерис, Ph.D из Кембриджского университета Великобритании, предложивший нашим слушателям разговор на тему «Современность и формирование традиционной медицинской системы в Китае». Рассказ об особенностях трансформации китайской традиционной медицины в традиционную медицинскую систему, о роли в этом правительства, китайской коммунистической партии, лично Мао Цзэ Дуна очень заинтересовал студентов. Кристос Линтерис – профессиональный антрополог, изучавший эту тему много лет, в том числе в самом Китае, предложил студентам совершенно новый для них набор сведений об особенностях развития и современного использования древних лечебно-профилактических знаний в Китае.

20161111_121020Об особенностях китайской медицины говорила с позиций практикующего специалиста и исследователя профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук Ольга Георгиевна Сафоничева в лекции «Фундаментальные основы традиционной китайской медицины». Прикладные варианты лекций всегда привлекают внимание будущих медиков. Эта лекция не стала исключением – она вызвала множество вопросов, демонстрируя неподдельный интерес к теме китайской традиционной медицины и традиционных медицин Востока в целом.

В финале лекции в разговор о КТМ включилась модератор запланированного программой телемоста (с Пекином, Университетом китайской медицины) «Обучение традиционной китайской медицине (ТКМ) в китайских университетах» Людмила Анатольевна Павлова. Поскольку по техническим причинам Университет не смог участвовать в работе Школы, то информацию об особенностях обучения ТКМ в Китае и о распространении этой системы в других странах мира студенты получили от российских специалистов.

Вторая половина дня была посвящена проблемам, наиболее близким будущим фармацевтам и фармакологам. После обеденного перерыва работа началась с телемоста с Болгарией: из Софии на связь вышел Национальный центр общественного здоровья и анализов. Доцент, кандидат наук в области фармакологии (Ph.D) Илияна Янева-Балабанска прочитала нашим слушателям лекцию на тему: «Фитотерапия в древней и современной Болгарии» и ответила на их многочисленные вопросы.

Далее к разговору подключилась (уже в ходе обсуждения материалов прошедшей лекции) доктор фармацевтических наук Тамара Анатольевна Асеева из Улан-Удэ. Она продолжила обсуждение проблем фитотерапии и фармакологии в лекции «Наследие тибетской медицины: трансляция тибетских ботанико-фармакогностических текстов». Профессор рассказала об интереснейших результатах работ, проводимых лабораторией медико-биологических исследований Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, которой она руководит. На слайдах её презентации (как и у предыдущего лектора) были представлены многочисленные материалы из архивных собраний и полевой работы.

В таком же ракурсе продолжила работу со студентами Людмила Анатольевна Павлова в лекции «Традиции траволечения на территории современной Республики Тыва», подготовленной на основе материалов, собранных во время нескольких экспедиционных выездов в различные районы Тувы. Иллюстрацией к полевой работе стал фильм «Сбор трав в традиционных практиках и заготовка сырья промышленными компаниями», подготовленный Галиной Борисовной Копелиович на основе съемок в экспедициях. Он демонстрировал различные эпизоды полевой работы и обсуждения ее результатов. Таким образом, последний, важный в профессиональной подготовке будущих фармакологов блок, был очень наглядным и информативным. Финал его был задуман и проведен как интерактивный семинар.

Подвела итоги работы этого блока и всей Школы в целом Л.А. Павлова.

20161111_101319Школы медицинской антропологии и биоэтики, организуемые для студентов медицинских университетов (преимущественно Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и МГМСУ им. А.И. Евдокимова) и проводимые на протяжении нескольких последних лет в течение двух лекционных дней, стали интересным фактом дополнительного образования для будущих медиков. Они расширяют кругозор студентов, акцентируют внимание на необходимости гуманитарной составляющей в их образовании, порой просто обучают нужным практическим навыкам, вырабатывая необходимые медикам компетенции для общения с их будущими пациентами.

Но при организации и проведении школ возникает множество проблем. В первую очередь, это проблема времени (вырвать два дня из плотного графика обучения студентов очень непросто, – впрочем, это проблема администрации факультета в первую очередь), а также проблема мотивации студентов. Последнее крайне важно, так как многие студенты – особенно старших курсов – не настроены на получение дополнительных знаний, если те не имеют непосредственно прикладной характер и не потребуются им для сдачи зачетов и экзаменов. Впрочем, когда слушатели попадают на занятия, то они обычно с большим интересом включаются в предлагаемые варианты работы. Однако это не мешает им порой высказываться откровенно по поводу того, что они заинтересованы в получении узкого спектра прикладных познаний, которые им необходимы в их непосредственной практической деятельности в будущем. Здесь возникает взаимонепонимание «прикладников» с академическими учеными, которые пытаются предложить слушателям концепцию совершенствования их базового образования, что – с точки зрения преподавателей – позволило бы будущим специалистам иметь дополнительные компетенции, а в первую очередь, выработать навыки, необходимые им в общении с их будущим пациентами.

20161111_121442Опыт наших школ ещё и ещё раз убеждает в том, что для улучшения системы здравоохранения следует не только расширять сферу гуманитарной подготовки медиков (см. об этом, например: Моисеев 2013), но и создавать специальные вспомогательные профессии, которые остро необходимы в нашей стране, о чем свидетельствует сама ситуация в здравоохранении и социальной сфере в целом – конфликты в медицинских клиниках, например, часто возникающие не только из-за отсутствия навыков медицинской этики, но и незнания, неучтенности сведений из области этнических культур, религий, этнопсихологии и т.д. (см. подробно: Михель 2010; Харитонова, Михель 2012; Харитонова, Хрусталев 2011; Харитонова 2016а, 2016б, 2016в).

Библиография

Михель, Д.В. (2010) Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология: Уч. пос. для студентов, Саратов: Новый проект, 80 с.

Моисеев, В.И. (2013) О принципах медико-гуманитарного образования, Медицинская антропология и биоэтика, № 2(6) (https://medanthro.ru/?page_id=1769).

Харитонова В.И., Михель Д.В. (2012) Медицинская антропология как вузовская дисциплина в России, Медицинская антропология и биоэтика, № 4(2) (https://medanthro.ru/?page_id=1121).

Харитонова В.И., Хрусталев Ю.М. (2011) Биоэтика как учебная дисциплина в системе высшего образования, Медицинская антропология и биоэтика, № 1 (https://medanthro.ru/?page_id=721).

Харитонова, В.И. (2016а) Медицина будущего: консультативные профессии в сфере здравоохранения, Реформа здравоохранения: панацея или проблема, Практический опыт законодательной инициативы Минздрава и пути исправления ошибок, М.: Издание Государственной Думы, с. 59–64.

Харитонова, В.И. (2016б) Образовательно-профессиональные аспекты здоровьесбережения, Медицинская антропология и биоэтика, № 1(11) (https://medanthro.ru/?page_id=2691).

Харитонова, В.И. (2016в) Медицинская антропология в контексте биомедицинского образования, Философские проблемы биологии и медицины. Материалы 10-ой научно-практической конференции. Вып. 10. Многообразие биомедицинского опыта и знания, Саратов, с. 19–22.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ШКОЛЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *