ПОПУЛЯРНЫЕ ЗНАНИЯ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ И ПРАКТИКА ЭТНОФИТОТЕРАПИИ В ВЕНГЕРСКОМ* ФОЛЬКЛОРЕ (тезисы)

© 2016 Петер БАБУЛКА

МАиБ 2016 — №2 (12)


peter_babulkaКлючевые слова: венгры, гирудотерапия, апитерапия, траволечение, травники, гербарии, растительные лекарства

Аннотация: Роль веществ природного происхождения в производстве лекарственных препаратов возрастает; во всем мире есть фармацевтические компании (в том числе несколько известных), которые стремятся производить и продавать стандартизованные продукты с сертифицированной эффективностью и высоким качеством, перенимая этномедицинский опыт. Сбор и анализ традиционных знаний, связанных с применением лекарственных растений и других природных веществ в различных странах, должен производиться на современном уровне, поскольку эти данные могут служить отправной точкой для получения новых фитотерапевтических препаратов и парамедицинских продуктов растительного происхождение. Вышеупомянутые утверждения хорошо подтверждены тем фактом, что более 400 лекарственных трав (разных частей лекарственных растений) перечислены в изданиях о лекарственных растениях (Немецкой Комиссии, Европейской Научной Ассоциации по Фитотерапии, ВОЗ, Европейского агентства по лекарственным средствам, Medline Plus, журнала «Обзор альтернативной медицины», Longwood Herbal Task Force, Американской растительной фармакопеи и т.д.). Некоторые из этих книг содержат подробные описания традиционного использования лекарственных растений (например, издания ВОЗ, Longwood Herbal Task Force).


Памяти наших традиционных целителей, информантов и исследователей

Венгры, живущие в Карпатском бассейне более 1100 лет, использовали несколько своеобразных и интересных лечебных процедур (например, «символическая» или «хирургическая» трепанация, гирудинизация пиявками или апитерапия). Помимо этого, они приобрели огромное количество знаний о лечебном действии лекарственных растений и других природных веществ (грибов, продуктов животного происхождения).

Фиксирование информации на эти темы в письменной форме началось в конце XII века. Первый травник на венгерском языке был выпущен в 1578 году, после чего в последующие три столетия были опубликованы другие травники и медико-ботанические работы. В начале XIX века чисто ботанические работы были отделены от травников и иных книг, в которых также подробно описывались лечебные эффекты лекарственных растений.

Первый призыв к врачам познакомиться с травниками и другими традиционными народными процедурами имел место в конце 1830-х годов; он был вызван тем, что, как выяснилось, традиционные средства во многих случаях обладали замечательными лечебными эффектами. Первая международная экспериментальная станция для изучения лекарственных растений была создана в местечке Колозваре (сегодня Клуж-Напока, Румыния) в 1904 году. Там были начаты этнофармакоботанические исследования, наряду с культивацией и агротехническими экспериментами. Бела Патер (1860–1936), основатель института, заложил основу лекарственной травяной школы – настоящего Hungaricum, четвертое поколение которой все еще работает сегодня, следуя примеру своих предшественников, с учетом современных научных подходов, обширных и новых знаний.

Этнографические коллекции, собранные до Второй мировой войны, содержат многочисленные сведения о роли различных трав в лечении и питании. Однако в большинстве случаев их ботаническая идентификация кажется неправильной или отсутствует вовсе, поэтому – с научной точки зрения – эти данные могут быть использованы только в исследованиях народных представлений.

В этно(фармако)ботанической работе по сбору данных, начиная с 1950-х годов, некоторые исследователи (например, ботаники, фармацевты, врачи) стали уделять большое внимание ботанической идентификации растений и подготовке растительных образцов для гербариев. Из-за важных изменений в методологии сбора статьи, рукописи и тома, посвященные обсуждению этно(фармако)ботаники и этномедицины, стали публиковаться одна за другой; их данные, связанные с применением лекарственных и пищевых растений, открыли дверь для интенсивного и всестороннего анализа. Некоторые из этих коллекций относятся к этно(фармако)ботанике географического или этнографического региона, города или деревни, к лечению различных симптомов (например, кашля) либо болезней (например, кожных, желудочно-кишечных и ревматических); другие – связаны в основном с детальным исследованием определенной проблемы (например, с использованием определенного растения или рода растений, контролем за родами, использованием лекарственных и пищевых растений в период от зачатия до прекращения кормления или традиционным использованием растений, содержащих определенные активные ингредиенты, например, эфирное масло).

В последние несколько столетий проводилась всесторонняя оценка лекарственных растений, используемых венграми, проживающими в Карпатском бассейне, в народной медицине. Согласно результатам анализа, в венгерской этномедицине насчитывается более 600 видов растений, применение которых подтверждается данными из более чем одной точки сбора.

Количество лекарственных трав, используемых в определенном регионе (деревне, поселке, географической или этнографической области), может достигать 300, тогда как количество трав, используемых в той или иной области медицины (например, лечении ран и желудочно-кишечных расстройств у человека или болезней животных) может превышать 150–200. В этномедицине человека лечение ран и кожных заболеваний, болезней, связанных с желудочно-кишечным, дыхательным и мочевым путями, ревматических заболеваний были главными задачами целителей, в то время как в случае ветеринарной этномедицины основными проблемами было лечение ран и желудочно-кишечных заболеваний.

Многие из традиционно используемых растений в венгерской этномедицине потреблялись как фрукты, овощи или специи; среди них были также наиболее важные злаки (пшеница, ячмень, рожь, овес, просо, кукуруза и т.д.) и масляничные семена (например, подсолнечник, лён). В этномедицине до сих пор употребляются многие питательные растения (например, чеснок, лук, картофель, томаты, перец, кукуруза и т.д.), их использование было подтверждено научными исследованиями (многие венгерские препараты содержат экстракты и активные вещества чеснока, лука, острого перца и кукурузы).

Помимо употребления самых разных травяных компонентов при приготовлении лекарств, были также задействованы по меньшей мере 50 видов добавок растительного или животного происхождения, которые либо совсем не отвечали, либо лишь частично отвечали за исцеление. Собранные и обработанные компоненты включали почти все: от грибных спор до сосновых шишек, от корней до цветочных лепестков, растения различной высоты (мох, лишайник, грибы). Способы приготовления травяных компонентов также отличались разнообразием. Различные части растений измельчались или отжимались, использовались в сыром, вареном, приготовленном на пару или обжаренном виде, а также в виде лекарственных чаев, иных травяных препаратов, которые делались из высушенных частей растения.

При приготовлении растительных лекарств или получении растительных экстрактов, в качестве растворителя употреблялись главным образом напитки на основе воды или алкоголя: пиво, фруктовые вина (из винограда, малины, красной смородины, шиповника, шелковицы) и коньяк (дистиллированный из слив). Венгры также использовали растительные масла и животные жиры (сало, гусиный или утиный жир, молоко) для получения активных веществ. Эти жиры способствовали плавному нанесению порошкообразных или измельченных трав на поверхность кожи. Наиболее популярными способами получения экстрактов были мацерация (холодное замачивание), ошпаривание и подготовка отваров, для которых использовались как свежие, так и сушеные травяные части.

Различные лекарственные формы изготавливались из подходящих частей только одного или двух видов трав. Мы часто можем встретить элемент магии в этномедицине, заключающийся в использовании магических цифр: приготовление лекарств из 3, 7 или 9 растительных ингредиентов. Большинство этих препаратов также содержали нетравяные элементы. Наиболее широко используемыми лекарственными формами были заварки (многие лекарственные чаи), отвары (водяные экстракты, используемые в лечебных ваннах и для промывания травм), алкогольные экстракты, приготовленные из спирта различной концентрации, кремы («ír»), повязки, сиропы и порошкообразные лекарства.

Травяные лекарства использовались как для внутреннего, так и для внешнего применения. Часть из них делалась при необходимости сразу ​​на месте, другие хранились в доме какое-то время (в основном алкогольные экстракты и сделанные из них крема). Такими лекарствами был бренди на базе семян тмина, используемый при лечении спазмов кишечника, а также алкогольные экстракты из хрена, острого перца или дикого каштана, применявшиеся при лечении ревматических болей.  Внутрь употреблялись лекарственные чаи, алкогольные экстракты некоторых растений; отдельные растения для оказания лечебного действия потреблялись в сыром виде (например, хрен, чеснок, лук) при лечении различных расстройств. Лекарственные формы для внешнего применения включали повязки из листьев, луковиц или лепестков определенных трав; отвары, используемые в качестве горячих компрессов, ванн или клизм, а также для растирания. Распространенной формой была лекарственная ванна, обработка паром лекарственных отваров или ингаляция.

Иногда венгры применяли особые методы ветеринарной медицины, такие как стимуляционная терапия, то есть провоцирование воспаления через помещение под кожу части растения (например, корня чемерицы), чтобы вызвать иммунную реакцию у животного.

Целители осознавали благоприятные и вредные последствия (обжигающие, ядовитые) трав и травяных лекарств и говорили своим пациентам о правильном их использовании. В ветеринарии, однако, чаще, чем в медицине человека, применялись травы сильного действия.

Изучив множественные данные, связанные с традиционным использованием лекарственных растений у венгров, проживающих в Карпатском бассейне, можно сделать вывод, что значительная часть растений, применяемых в венгерской этномедицине с XIX века до наших дней, широко используется также и в современном фито- и ароматерапевтическом лечении. Кроме того, эти растения играют решающую роль во все более популярном самолечении.

Примечания автора:

* Этноботанические данные, которые я рассматриваю в своем исследовании, собирались в последние 100 лет не только среди людей, которые живут на территории современной Венгрии, но также в соседних странах, на территориях, которые ранее принадлежали Венгрии (в Словакии, Румынии, Словении, Хорватии и Украине). Часть данных была собрана венгерскими исследователями, которые жили на этих ранее венгерских территориях; другая часть относится к коллекциям исследователей, живущих в современной Венгрии. Интенсивные этноботанические исследования начались после Второй мировой войны и продолжаются до наших дней среди венгеро-говорящих людей на территории всего Карпатского бассейна. Поэтому эти данные представляют этномедицинские и этноботанические знания венгров, проживающих в Карпатском бассейне.

Библиография / References

Babulka, P. (1993)        Preliminary survey on medicinal plants used in Hungarian ethnomedicine, Mimeograped lecture presented at the 2nd European Colloquium on Ethnopharmacology, 11th International Conference on Ethnomedicine (AGEM), 24-27th March, Heidelberg, Germany.

Babulka, P. (1996)        Evaluation of medicinal plants used in Hungarian ethnomedicine, with special reference to the medicinally used food plants. Ekkehard Schröder et al. (ed.), Medicines and foods: the ethnopharmacological approach. Paris: ORSTOM edition Société Francaise D’Ethnopharmacologie, pp. 129–139.

Babulka, P. (1997) Gyógynövények Magyarországon a népi gyógyászatban és a fitoterápiában [Medicinal plants in the Hungarian ethnomedicine and phytotherapy] CD-ROM, Com-Com Bt., Győr

Babulka, P. (2000) Arzneipflanzen und Phytotherapie in Ungarn, Zeitschrift für Phytotherapie, Vol. 5, p. 257–263.

Babulka, P. (2005a) Gyógynövények és fitoterápia [Medicinal plants and phytotherapy]. Mátray Árpád (ed.). Az ökológiai és alternatív állatgyógyászat alapjai [Basics of the ecolological and alternative veterinary medicine], Budapest: Mezőgazda Kiadó, p. 50–79.

Babulka, P. (2005b) Gyógyhatású táplálékok, étrendkiegészítők, funkcionális élelmiszerek [Nutraceuticals, Food supplements, Functional Foods], Komplementer Medicina, Vol. 3, p. 58–66.

Babulka, P. (2007) A gyomor-bél betegségek fitoterápiás kezelése (I. –II. rész.). [Phytoterapeutic treatments of the gastrointestinal diseases, Part I.-II.], Komplementer Medicina, Vol. 2, p. 6–14; Vol. 4, p. 6–14.

Babulka, P. (2011a) Medicinal Plants Used in Hungarian Ethno- and Alternative Veterinary Practices in the 20th century, Curare Special Issue: New Perspectives in Ethnobotany and Pharmacology, Vol. 34, 1+2, p. 110–117.

Babulka, P. (2011b) Plantes médicinales, recherches ethnobotaniques et ethnopharmacologiques en Hongrie, Ethnopharmacologia, Vol. 47 (Novembre), p. 7–16.

Babulka, P. (2015) A Kárpát-medence gyógynövénykincsei [Medicinal plant treasures of the Carpathian Basin], Budapest: TercPress.

Babulka, P.; Oláh, A. (1983) Phytotherapeutische Wundbehandlung in der ungarischen Volksmedizin, Curare, Vol. 6, p. 117–128.

Babulka, P.; Pataki, Á. (1996) Traditional practices and perinatal health in Hungarian peasant communities, 3rd                  European Colloquium on Ethnopharmacology, Genova: Erga edizioni, Abstracts, p. 189.

Babulka, P.; Pataki, Á. (1997) Folk Customs, Beliefs and Traditional Curing Methods of the Period between Conception and Weaning in Hungarian Peasant Communities. Christine E. Gottschalk-Batschkus, Judit Schuler, Doris Iding (ed.): Women and Health. Ethnomedical Perspectives, VWB – Verlag für Wissenchaft und Bildung, Curare, Special Volume 11/97. pp. 279–286.

Babulka, P.; Rácz, G. (2006) In memoriam Páter Béla és Gidófalvy István [In memoriam Béla Páter and István Gidófalvy], Nemzeti Gyógynövény Konferencia [Lecture presented at the National Conference on Medicinal Plants], Szentendre.

Diószegi, S. (1813) Orvosi Füvészkönyv, Mint A’ Magyar Füvész Könyv’ Praktika része [MedicalHerbal. Practical Part of the Hungarian Herbal], Nyomtatta Csáthy György Debreczenben.

Diószegi, S.; Fazekas, M. (1807) Magyar Füvészkönyv [Hungarian Herbal], Nyomtatta Csáthy György Debreczenben.

Fazekas, Á. (1982) A magyar nyelvű herbárium-irodalomról [On the Hungarian Herbarium literature], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Vol. 97–99, p. 43–64.

Gémes, B. (1979) A népi orvoslás kutatás aktuális problémái Magyarországon (‘Actual problems of research on ethnomedicine in Hungary’). In: Antall J., Buzinkay G. (ed.): Népi gyógyítás Magyarországon (‘Ethnomedicine in Hungary’). Communicationes de Historia Artis Medicinae, Supplementum 11–12. pp. 23–24.

Gémes, B. (1987) A népi születésszabályozás (magzatelhajtás) Magyarországon a XIX.-XX. Században [Popular ways of birth control (Procured Abortion) in Hungary in the 19th and 20th centuries], Documentatio Ethnographica 12, Budapest: MTA Néprajzi Kutató Csoport.

Goetz, P.; Babulka, P. (1998) Les Plantes Médicinales dans le Traitement des Rhumatismes: De la Médecine Traditionelle Hongroise à la Phytotherapie Européenne Actuelle, Partie I, Revue de Phytothérapie Pratique, Vol. 2, p. 11–17.

Grynaeus, T. (1985) (Gyógy)növényismeretünk a reneszánsz és a reformáció korában [Our knowledge on (medicinal)plants in the era of Renaissance and Reformation], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Vol. 109/112, p. 105–110.

Grynaeus, T. (1996a) ISA POR … A honfoglalás és Árpád-kori magyarság betegségei és gyógyításuk [ISA POR…. The diseases and healing of the Hungarians during the Hungarian conquest and the era of Arpád Dynasty], Budapest: Fekete Sas Kiadó.

Grynaeus, T. (1996b) A honfoglalás- és Árpád-kori magyarság növényei (Növényismeret, növényfelhasználás  és növényföldrajz) [Plants of the Hungarians lived during Hungarian conquest and the era of the Árpád-dynasty]. É. Pócs and V. Voigt     (szerk.) Ősök, táltosok, szentek. Tanulmányok a honfoglalás és Árpád-kor folklórjából [Ancestors, shamans and saints from the era of Hungarian conquest and Árpád Dynasty], Budapest: MTA Néprajzi Kutatócsoport, pp. 121–137.

Grynaeus, T. (2001) ‘Ear-herb’ (Sempervivum tectorum L.) in Hungarian ethnomedicine, Acta Ethnographica Hungarica, Vol. 46(3-4), p. 261–271.

Grynaeus, A.; Grynaeus, T. (2001) The geobotany of Medieval Hungary: a preliminary report, Medieum Aevum Quotidianum, Vol. 44, p. 78–93.

Grynaeus, T.; Babulka, P. (1986) Plant medicines of cough used in Hungarian ethnomedicine, 7th National Conference on Medicinal Plants, Sopron, Hungary. Abstracts, p. 95.

Grynaeus, T.; Papp J. (1977) Régi magyar (gyógy)növénynevek, 15.-17. század [Old Hungarian (medicinal) plant names, 15th-17th century], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Supplementum 9–10, p. 31–49.

Grynaeus, T.; Papp J. (1978) Régi magyar (gyógy)növénynevek mutatója, 15.-17. század [Guide to the Old Hungarian (medicinal) plant names, 15th-17th century], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Vol. 86, p. 131–137.

Halász, P. (2010) Növények a moldvai magyarok hagyományában és mindennapjaiban [Plants in    traditions of the Hungarians living in Moldva], Budapest: General Press Kiadó.

Halászné Zelnik, K. (1981) Adatok a moldvai magyarok gyógynövény-használatához [Data to the folk use of   medicinal plants of the Hungarians living in Moldva], Gyógyszerészet, Vol. 25, p. 361–367.

Holmstedt B, Bruhn J.G. (1982) Is there a place for ethnopharmacology in our time? Journal of Ethnopharmacology, Vol. 3(5), p. 181–183.

Holmstedt B, Bruhn J.G. (1983)Ethnopharmacology – a challenge, Journal of Ethnopharmacology, Vol. Sep; 8(3), p. 251–256.

Hoppál, M.; Törő, L. (1975) Népi gyógyítás Magyarországon [Ethnomedicine in Hungary], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Supplementum 7–8, p. 13–126.

Kóczián, G. (1985) A hagyományos parasztgazdálkodás termesztett, a gyűjtögető gazdálkodás vad növényfajainak etnobotanikai értékelése. Doktori disszertáció [Ethnobotanical Evaluation of the Cultivated Plants of Traditional Agriculture, and that of Wild Plant Species of Gathering Livelihood], PhD. Thesis, Mosonmagyaróvár: ATE Mezőgazdasági Kar.

Kóczián G.; Szabó I.; Szabó L. Gy. (1979) A Helleborus— (Hunyor-) fajok népgyógyászati felhasználására vonatkozó adatok [Data on the traditional use of hellebore-species]. Antall, József and Buzinkay, Géza (ed.) Népi gyógyítás Magyarországon [Ethnomedicine in Hungary], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Supplementum pp. 12, pp. 125–154.

Magyary-Kossa, Gy. A hazai gyógynövények hatása és orvosi használata [Therapeutical Action and Use of the Hungarian Medicinal Plants], Budapest: Aetheneum Irodalmi és Nyomdai Részvénytársulat.

Melius, P. (1978) Herbárium. A megjelenés 400. évfordulójára megjelentetett könyvet bevezető tanulmánnyal és magyarázó jegyzetekkel sajtó alá rendezte Szabó Attila [Herbárium.         Reprinted on the 400th anniversary of Melius’s original work together with the preface and explanation notes of Attila Szabó], Bukarest: Kriterion Könyvkiadó.

Oláh, A. (1985) Fűbe-fába orvosság! (Békés megyei népi orvoslás) [The medicine is hidden in herbs and trees. Ethnomedicine in County Békés], Békés Megyei Tanács V. B. Tudományos-Koordinációs Szakbizottság kiadása.

Oláh, A. (1986) „Újhold, új király!” A magyar népi orvoslás életrajza [‘New Moon, New King!’ LifeHistory of the Hungarian Ethnomedicine], Budapest: Gondolat Könykiadó.

Oláh, A. (1987) Zöld varázslók, virág-orvosok. (Népi gyógynövényismeret Békés-megyében) [Green Magicians, Flower-Doctors. Folk Knowledge on Herbs in County Békés], Békés-megyei Tanács V.B. Tudományos-Koordinációs Szakbizottság Kiadása.

Oláh, A.; Babulka, P. (1985) Traditionelle Anwendung und Möglichkeiten der modernen phytotherapeutischen Verwendung der Ampferarten, Curare (Sonderband), Vol. 3, p. 121–142.

Papp, N. et al. (2011) Ethnomedical Values from some Gardens in Csinód, Curare Special Issue: New Perspectives in Ethnobotany and Pharmacology, Vol. 34, 1+2, p. 103–109.

Páter, B. (1911) A vadon termő gyógynövények. [Wild living medicinal plants], Budapest: „Pátria” Irodalmi és Nyomdai Részvénytársaság.

Péntek J.; Szabó, A. (1985) Ember és növényvilág (Kalotaszeg növényzete és népi növényismerete) [Plant Kingdom and Traditional Human Life in the Calata Area (Kalotaszeg)], Bukarest: Kriterion Könyvkiadó.

Rab, J. (1982) Újabb népgyógyászati adatok Gyimesből [Recent data on folk medicine from Gyimes (Transylvania)], Gyógyszerészet [Pharmacy], Vol. 26, p. 325–333.

Rab, J. (1991) Hagyományos gyógynövényismeret Gyergyóban. [Traditional knowledge on medicinal plants in Gyergyo (Transylvania)], Gyógyszerészet [Pharmacy], Vol. 35, p. 373–380.

Rácz, G. (1979) A népgyógyászati adatok értékelése [Evaluation of the Ethnomedicinal Data]. Antall J., Buzinkay G. (ed.), Népi gyógyítás Magyarországon [Ethnomedicine in      Hungary], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Supplementum 11–12, pp. 51–60.

Rácz, G.; Rácz-Kotilla, E.; Péter H. M.; Gáspár, M. (1982) Korszerű gyógynövényhasználat [Modern Use of Medicinal Plants], Korunk Füzetek 1, Kolozsvár-Napoca.

Rácz-Kotilla, E. and Rácz, G. (2001) Farmakotaxonómia – a növényrendszertan gyógyszerhatástani megközelítése [Pharmacotaxonomy – a pharmacological approach to plant systematics], Kanitzia Journal of Botany, Vol. 9, p. 41–58.

Rácz-Kotilla, E. and Rácz, G. (2004) 100 éve alapította Páter Béla a Kolozsvári Gyógynövény Kutató Intézetet (1904) I. rész. A kezdetektől 1914-ig. [‘Páter Béla founded the research institute of medicinal plants in Kolozsvár 100 years ago. (1904) From the beginning till 1914. (Part I.)], Kanitzia Journal of Botany, Vol. 12, p. 13–24. Szombathely.

Stirling, J. (1985) Orvosi kertek Magyarországon a XVI. században [Medical gardens in Hungary in the 16th century], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Vol. 109–112, p. 111–115.

Szabó, L. Gy. (1990) Népi természetismeret [Folk Knowledge on Nature]. Dömötör Tekla (szerk.), Magyar néprajz [Hungarian Folklore], VII. Budapest: Akadémiai Kiadó. pp. 725-–741.

Szabó, L. GY. and Kóczián, G. (1982) Gyógynövények Sadler József „Magyarázat a magyar plánták szárított gyűjteményéhez” [Medicinal Plants in Sadler’s Work Titled Explanation to the Dried Herbal Collection], Gyógyszerészet, Vol. 26, p. 212–219.

Szabó, A. and Péntek, J. (1976)       Ezerjófű. Etnobotanikai Útmutató [Centaury. An Ethnobotanical Guide], Bukarest: Kriterion Könyvkiadó.

Szabó, T. A. (1996) Tudomány, mely örök életet ád. Orvosbotanika, életismeret, gyógyítás a XVI. századi magyar tudományban [Everlasting Life of Science. Medical Botany, Life, Health Care in the 16th Century Hungarian Science], CD-ROM, Szombathely.

Szabó, T. A. and Tóth, M. (1993) Adalékok a XVI. századi magyar természettudomány születéséhez: Erdősi Sylvester       János, Szegedi Kőrös Gáspár, Váradi Lencsés György, Somogyi Melius Péter és a sárvári orvosbotanikai iskola (1536–1555) [Data to the Birth of the Hungarian   Natural Science in the 16th Century: János Erdősi Sylvester, Gáspár Szegedi Kőrös,         György Váradi Lencsés and the Medico-Botanical School of Sárvár (1536–1555)], Communicationes de Historia Artis Medicinae, Vol. 141–144, p. 107–126.

Tamasi, J. and Babulka, P. (1990a) A húgyúti rendszer növényi terápiás szerei [Herbal medicines for the diseases of the urinary tract], Természetgyógyászat: Tudományos melléklet, június.

Tamasi, J. and Babulka, P. (1990b) Növényi nyugtatók [Herbal sedatives], Természetgyógyászat: Tudományos melléklet, augusztus.

Vajkai, A. (1948) A magyar népi orvoslás kutatása (‘Research on Hungarian Ethnomedicine’), Budapest: Magyar Orvosi Könyvkiadó Társulat.

Vohora, S.B. et al. (1987) Main features of using plants containing essential oils in Indian systems of medicine and Hungarian ethnomedicine, Curare, Vol. 10, p. 249–260.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *