ОБУВЬ И ТАЛИСМАН: ИСТОРИЯ ОДЕРЖИМОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА (ТЕЗИСЫ)

© 2016 Тюнде КОМАРОМИ

МАиБ 2016 — №2 (12)


photo - KomaromiКлючевые слова: одержимость, колдовство, религиозное исцеление

Аннотация: В представленном кейс-стади рассказывается о полугодичном кризисе одного молодого человека, уроженца долины реки Арьеш в Трансильвании (Румынии). Кризис рассматривался им самим, его матерью и местным православным священником (действующим в роли целителя) как одержимость, вызванная колдовством. Отправной точкой анализа является ряд многочасовых интервью с матерью, сыном и, наконец, с ними обоими одновременно. Автор знала их и до этого происшествия и обсуждала подобные темы с матерью одержимого. Однако представленный случай был особенным – именно в этот раз мать поделилась собственным опытом колдовства. В статье описывается семейный и социальный контекст; затем рассказывается историю колдовства и исцеления.


В статье рассматривается случай одержимости молодого человека (Яноша) из трансильванской деревни, где проживают в основном румыны и венгры. Семья Яноша состоит из этнических венгров; его мать – кальвинистка, в то время как Янош, его отец и братья – католики. Янош живет в семье с матерью и младшим братом. Родители уже несколько лет проживают отдельно, но в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Во время интервью Янош только-только преодолел долгий и трудный кризис. Память об опыте была жива; его мать и он сам подробно рассказали о том, что произошло.

Симптомы недуга начались, когда Янош коснулся таинственного ботинка в саду своего отца. Обувь «передала» заклинание и злого духа (или дьявола), посланного колдуньей: скорее всего, бывшей подругой Яноша, на которой тот не женился. Янош и члены его семьи поняли с первого момента, что в этом событии замешана некая сила. От местных жителей он знал, что в подобных случаях нужно обращаться к румынскому православному священнику за советом и помощью. Молодой человек был осведомлен о том, что из всех местных священников только православные берут на себя роль религиозных целителей, помогают при болезнях, проблемах в человеческих отношениях, материальных потерях (кражах) или колдовстве и одержимости духом.

Случай его одержимости повлиял на всю семью. Он не мог спать по ночам и часто уходил гулять на улицу. Всякий раз, когда он засыпал, он издавал животные звуки и беспокоил семью. Между тем, члены семьи стали чувствовать в доме невыносимое зловоние, которое связали с наличием злого духа в теле Яноша.

Местный румынский православный священник читал экзорцистские молитвы над его головой. Он предложил Яношу мощную молитву под названием «Талисман», которую нужно хранить близко к телу и ежедневно читать. По совету священника Янош и его мать начали поститься по средам и пятницам, чтобы избавиться от злого духа / дьявола (они использовали эти понятия как альтернативные). Священник посещал их дом для молитв и благословения. В результате, повседневная жизнь Яноша, его взгляды и поведение менялись. Молитва стала частью его жизни. Он начал держаться подальше от своего друга, который, казалось, был проклят и одержим. Он начал также исцелять других с помощью Талисмана.

Хотя Янош был воспитан в католической вере, он никогда не молился регулярно и не соблюдал посты. Едва ли бы он когда-либо обратился к католическому священнику со своими проблемами – не только потому, что священник жил в другой деревне, но и потому, что венгерские (кальвинистские, унитарные и римско-католические) священнослужители часто отказывали в помощи в случаях колдовства (так было во время полевой работы автора, и ситуация не сильно изменилась в последние годы). Его мать-кальвинистка поддерживала Яноша и помогала ему. Считалось, что её усилия способствовали более успешной терапии молодого человека. Она осознавала чувствительность сына к проклятиям, колдовству и демоническим влияниям в целом. Ее сын не единожды обращался к православному священнику за помощью.

Я редко наблюдала случаи одержимости в своей полевой работе.

В этом районе жил знаменитый священник-экзорцист. Здесь напряженные отношения часто объяснялись магической атакой. Соседей и членов семьи, а также любовников обвиняли в колдовстве. Считалось, что оно имеет место только при близких отношениях. Православный священник наиболее часто выступал в качестве посредника и специалиста. В самых сложных случаях люди шли далеко, к известным священникам и монахам. Они также часто посещали гадалку. В случаях болезни сначала обращались к врачу, и только если процедуры не давали обещанного результата, люди шли к другому специалисту и искали иное объяснение. Некоторые могли обращаться параллельно к различным специалистам – единственно важным был хороший результат.

Эта статья была написана как часть моей докторской диссертации по современному колдовству в деревне, расположенной в долине реки Арьеш в Трансильвании (2005), и стала одной из глав моей книги, опубликованной в 2009 году. Книга начинается со вступительных глав, касающихся места моей длительной полевой работы и научного контекста этого социально-антропологического исследования. Я провела бóльшую часть детства в этой деревне; для меня мотивация к этому исследованию была в определенной степени связана с разговорами, которые я, будучи ребенком, слышала от местных венгров и румын. Полевые исследования показали, что социальная стратификация определяет отношение людей к теме колдовства и магического вреда, но также и их открытость (к исследователю) в отношении этой чувствительной проблемы. Потомки бывшей социальной элиты деревни (дворяне (nobility) и богатые крестьяне) никогда бы не признали публично свою веру в колдовство, хотя тщательная полевая работа показывает их сходные убеждения и стратегии. В публичной речи вера в колдовство считается устарелой, «тёмной» и принятой только в среде румынских мигрантов, приехавших из Западных Карпат в 60-е и 70-е годы XX века.

Семья Яноша не имела земли до коллективизации. За десятилетия социализма его бабушка и дед сменили много социальных ролей. Формально они были вовлечены в работу местного колхоза, но они также неофициально работали в качестве мясников и занимались костоправством. Бабушка была известна как предсказательница, а среди некоторых людей – и как специалист по магии.

Демонические атаки, казалось, повторялись в жизни Яноша. Часто их объясняли через чье-либо колдовство, используя подходящих поводы – например, расставание с подругой. Однако Янош в целом считался уязвимым для демонических атак и колдовства в связи с магической практикой его бабушки (ассоциируемой с Дьяволом и демонами). Таким образом, проблемы Яноша являются органической частью семейной истории и локальной сети отношений и значений.

 

Библиография / References

Badone, E. (1990) Introduction, E. Badone (ed.): Religious Orthodoxy and Popular Faith in European Society, Princeton University Press, Princeton, New Jersey, p. 3–23.

Blum, R., Blum, E. (1965) Health and Healing in Rural Greece. A Study of Three Communities. Stanford University Press, Stanford, California.

Blum, R., Blum, E. (1940) The Dangerous Hour. The Lore of Crisis and Mystery in Rural Greece, Chatto&Windus, London.

Bourguignon, E. (1976) Possession, Chandler&Sharp Publishers Inc., San Francisco.

Caciola, N. (2002) Lélegzet, szív, bélrendszer: a test és a szellemek a középkorban [Breath, heart, enteron: the body and the spirits in the Middle Ages] É. Pócs (ed), Mikrokozmosz, makrokozmosz. Vallásetnológiai fogalmak tudományközi megközelítésben. Tanulmányok a transzcendensről III.) [Microcosm, macrocosm. Concepts of the ethnology of religion in an interdisciplinary approach. Papers on the transcendent III.], Balassi Press, Budapest, p. 117–131.

Certeau, M. de (2000) The Possession at Loudun, The University of Chicago Press.

Crapanzano, V., Garrison, V. (1977) Case Studies in Spirit Possession, John Wiley & Sons, New York – London – Sidney – Toronto.

Cristescu–Golopentia, Ş. (2002) Gospodăria în credinţele şi riturile magice ale femeilor din Drăguş (Făgăraş) [The household in the magical beliefs and rituals of the women in Drăguş (Făgăraş)], Paideia Press, Bucharest.

Dubisch, J. (1990) Pilgrimage and Popular Religion at a Greek Holy Shrine. Badone, Ellen (ed.), Religious Orthodoxy and Popular Faith in European Society, Princeton University Press, Princeton, New Jersey, p. 13–139.

Favret-Saada, J. (1980) Deadly Words. Witchcraft in the Bocage. Cambridge University Press, Cambridge. [Bucureşti:1977 Les Mots, la Mort, les Sorts. La sorcellerie dans le Bocage. Paris: Gallimard].

Favret-Saada, J. (1988) Unbewitching as therapy, American Ethnologist Vol 16 No.1, p. 218–269.

Fochi, A. (1976) Datini şi eresuri populare de la sfîrşitul secolului al XIX-lea (răspunsurile la chestionarele lui Nicolae Densuşianu) [Popular Ttraditions and Ssuperstitions at the end of the XIXth Ccentury (the Aanswers to the Qquestionnairs of Nicolae Densusianu], Minerva Press, Bucharest.

Gagyi, J. (1998) Jelek égen és földön. Hiedelem és helyi társadalom a Székelyföldön. [Signs on the Sky and on Earth. Popular Beliefs and Local Society in Szeklerland],  Pro Print Press, Csíkszereda/Miercurea Ciuc.

Ginzburg, С. (2000:) Az inkvizítor mint antropológus, [The Inquisitor as Anthropologist]. In Sebők  Marcell (ed.szerk.): Történeti antropológia. [Historical Anthropology] Budapest: Replika Kör Press, Budapest, p. 147–156.

Goodman, F. D. (1988): How About Demons? Possession and Exorcism in the Modern World, Bloomington – Indianapolis: Indiana University Press, Bloomington – Indianapolis.

Kamppinen, M. (1989): Cognitive Systems and Cultural Models of Illness. /Foklore Fellows’ Communications 244, Helsinka: Suomalainen Tiedeakatemia, Helsinki.

Komáromi, T.  Prikulics Aranyosszéken [The Pricolici /Man Transforming into Dog/ in Ariesului Region]. In E. Borbély, D. Czégényi (eds.szerk.), Változó társadalom  [Society in Change], Kriza János Ethnographic Society, Kolozsvár: Kriza Könyvek 1, Cluj Napoca, p. 44–72.

Komáromi, T. (2008). Az ijedtség [The Magical Fright]. In D. Czégényi, V. Keszeg Vilmos (eds.szerk.), Emberek, szövegek, hiedelmek. [People, Texts, Beliefs], Kolozsvár: Kolozsvár, Kriza János Néprajzi Társaság, 333–356. p.

Komáromi, T. (2008). Beteg eretnekek Kolozsvár környékén 1583–1584. [Sick hereticals around Klausenburg/Cluj 1583.1584]. In M. Szikszai (ed.szerk.), A Kriza János Néprajzi Társaság 10. évkönyve. [ The 10th Yearbook of the Kriza János Ethnographic Society  ], Kriza János Ethnographic Society, Cluj Napoca Kolozsvár, p. 19–30.

Komáromi, T. (2005) Rontás és társadalom Aranyosszéken. [Witchcraft and Society in Ariesului Region], PHD thesis, Manuscript, Budapest, Eötvös Loránd University, faculty of Humanities, TE BTK F Folklore Department, Budapest Tanszék.

Komáromi, T. (2009) Rontás és társadalom Aranyosszéken [Witchcraft and Society in Ariesului Region], Kolozsvár (Cluj Napoca), Babes-Bolyai University, Department of Ethnography and Anthropology and Tudományegyetem, Magyar Néprajz és Antropológia Tanszék – Kriza János Néprajzi Társaság.

Lehmann,, A.C., Myers, J.E.  (eds.) (1940) Magic, Witchcraft and Religion. An Anthropological Study of the Supernatural, Mayfield Publishing Company, California – London – Toronto.

Levack, B. (ed.) (1940) Possession and Exorcism, New York & London, Garland Publishing Inc.

Lewis, I. M. (1989) (1971) Ecstatic religion. A study of shamanism and spirit possession, London and New York, Routledge.

Lewis, I. M. (1940) Spirit Possession and Deprivation Cults. B. P. Levack (ed.), Possession and Exorcism, New York and London: Garland Publishing Inc., p. 311–337.

Mauss, M. (2000) A mágia általános elméletének vázlata [A General Theory of Magic]. Szociológia és antropológia. [Sociology and Anthropology], Budapest, Osiris Press, p. 51–191.

Ofrim, A. (2001) Cheia şi psaltirea. Imaginarul cărţii în cultura tradiţională românească [The Key and the Psalter. The Book in the Imaginary of the Romanian Peasant], Piteşti – Bucureşti – Braşov – Cluj-Napoca, Editura Paralela 45 Press.

Pócs, É. (2001) Démoni megszállottság és ördögűzés a közép-kelet-európai népi hiedelemrendszerekben [Demonic Possession and Exorcism in the popular belief systems from Central-East Europe]. É. Pócs (ed.) Demonológia és boszorkányság Európában [Demonology and witchcraft in Europe], Budapest: L’Harmattan Press.

Stewart, Ch. (1991) Demons and the Devil. Moral Imagination in Modern Greek Culture, Princeton, New Jersey: Princeton University Press.

Kari, G. T. (2003) The Smell of Death: Theft, Disgust and Ritual Practice in Central Lombok, Indonesia. B. Kapferer (ed.), Beyound Rationalism. Rethinking Magic, Witchcraft and Sorcery, New York – Oxford: Berghahn Books, p. 75–104.

Worobec, Ch. D. (2001) Possessed. Women, witches, and demons in Imperial Russia, Northern Illinois University Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *