ШКОЛА МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И БИОЭТИКИ: ВЕСНА 2015-го ГОДА

© 2015 Валентина Ивановна ХАРИТОНОВА

МАиБ 2015 — №2 (10)


Снимок экрана 2017-12-05 в 14.18.29Ключевые слова: медицинская антропология, биоэтика, межкультурные контакты, терапевтические фермы, психотерапия, психофизиология, ВИЧ-инфекция, ИСС (измененное состояние сознания), трансперсональная психология, духовный кризис, адепты новых религиозных движений, неконвенциональная медицина

Аннотация: Представлена информация о работе девятой международной Школы медицинской антропологии и биоэтики, работавшей весной 2015 года в Институте этнологии и антропологии РАН. Школа МАиБ была организована и проведена российской Ассоциацией медицинских антропологов (АМА) и группой медицинской антропологии ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с факультетом клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Направление работы школы было обусловлено контингентом слушателей, их потребностями в дополнительном образовании.


Девятая, прошедшая весной 2015-го года международная Школа медицинской антропологии и биоэтики (Школа МАиБ) была организована и проведена российской Ассоциацией медицинских антропологов (АМА), группой медицинской антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с факультетом клинической психологии Московского государственного медицинского стоматологического университета (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова. Направление работы школ было обусловлено контингентом слушателей, их потребностями в дополнительном образовании. Часть студентов факультета участвовали в работе школ уже не впервые; некоторые темы лекционных и семинарских занятий планировались с учетом их пожеланий.

Весеннюю Школу медицинской антропологии по уже сложившейся традиции открыла д.и.н. Валентина Ивановна Харитонова – заведующая группой медицинской антропологии ИЭА РАН и президент российской Ассоциации медицинских антропологов. В приветственном слове она рассказала слушателям об истории Школ МаиБ, а также о развитии медицинской антропологии и биоэтики в России.

Снимок экрана 2017-12-05 в 14.20.11Первую часть занятий, посвященных проблемам ВИЧ-инфекции и специфике работы с ВИЧ-инфицированными, провела д.м.н. Валентина Владимировна Беляева. Лекция на тему «Базовые практики противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции» и интерактивный семинар «Двусторонний подход к формированию желательного поведения в психотерапевтической практике» вызвали особый прикладной интерес студентов, поскольку были предложены им в варианте расширения их знаний в русле получаемого основного образования. Встреча с крупнейшим специалистом, исследующим проблемы ВИЧ-инфекций и их последствий (В.В. Беляева – ведущий научный сотрудник ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора: Москва), позволила слушателям выяснить многое для их потенциальной работы.

Снимок экрана 2017-12-05 в 14.21.13Следующая лекция, прочитанная онлайн из Будапешта ведущим научным сотрудником Института этнологии Венгерской академии наук Каталин Юхас, дала возможность студентам познакомиться с некоторыми особенностями развития неконвенциональной медицины в Венгрии, так как тема «Психотерапия в современной Венгрии» позволила лектору в представленной ею информации охватить, в том числе, различные современные варианты собственно психотерапевтических практик и того, что предлагают новые школы психологии и психотерапии на основе заимствования тех или иных методов традиционного оздоровления из восточных традиций, в частности, из Китая.

Во второй половине дня студентам была предложена лекция с элементами интерактивного общения, вводившая их в проблематику медицинской и культурной антропологии: «Особенности межкультурного контакта в сфере социальной помощи». Лектор с опытом работы в Польше и России Магдалена Кожевникова (член АМА), кандидат философских наук, также не впервые встречалась со студентами факультета клинической психологии; обсуждавшаяся ею тема была заранее выбрана самими психологами.

Снимок экрана 2017-12-06 в 10.58.16Далее слушатели школы обратились к особенно интересным не только для них проблемам ИСС (измененных состояний сознания). Высоко профессиональная лекция Игоря Владимировича Солёнова (психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) «Психофизиологические механизмы мистико-религиозных измененных состояний сознания» произвела на студентов большое впечатление, что было очевидно из того количества и характера вопросов, заданных лектору, специализирующемуся на изучении ИСС.

Проблемам психиатрии и отчасти психофизиологии была посвящена онлайн встреча с зарубежным преподавателем школы – директором Центра охраны здоровья национальных меньшинств, отделения эпидемиологии и биостатистики Университета Кейс Вестерн Резерв Снимок экрана 2017-12-06 в 11.01.39Саной Лоо, известнейшим американским специалистом в области биоэтики и смежных специальностей, которая на протяжении многих лет сотрудничала с учеными постсоветского пространства, готовя для нас биоэтиков по магистерской программе, предлагаемой в Университете Кейс Вестерн Резерв (США, шт. Огайо) на базе широко известного Кливлендского госпиталя. Она прочитала лекцию на тему «Терапевтические фермы: альтернатива и инновационный подход к лечению людей с тяжелыми психическими заболеваниями», материал которой был новым и даже несколько неожиданным для слушателей.

Завершался первый рабочий день темой, которая традиционно интересует не только психологов, посещающих наши школы, – «”Шаманская болезнь”: культурный контекст и психофизиологические основы духовного кризиса кандидатов в шаманы, колдуны, пророки…». Лекцию прочитала В.И. Харитонова, сопроводив её не только красочными фотоматериалами в презентации, но и несколькими видеосюжетами, позволяющими студентам убедиться в психофизиологическом воздействии некоторых специалистов альтернативных практик на их клиентов.

Снимок экрана 2017-12-05 в 14.22.41Второй рабочий день Школы начался с онлайн лекции из США (Университет Беркли) «Генеалогия травмы», которую прочитал PhD-кандидат Хашаяр Бейджи. Этот специалист не первый раз общался с российскими студентами. Х. Бейджи периодически ведет исследовательскую работу в России и азиатских странах СНГ и читает лекции, выступает на научных семинарах в ИЭА РАН. В его лекции затрагивались проблемы работы с инокультурным населением.

Эту тему отчасти продолжила в своём интерактивном семинаре магистр биоэтики Надежда Васильевна Черняк, взяв для общения с клиническими психологами необходимое им направление «Работа клинического психолога с пациентами – представителями иных культур: языковые и культурные барьеры». Лектор предложила слушателям обсудить ряд практических навыков, рассмотрела существующие компетенции.

Снимок экрана 2017-12-06 в 11.01.29Но в работе клинического психолога, как известно, могут встречаться сложности общения не только с пациентами. Порой контакт с врачами учреждения, где оказывается на работе медицинский психолог, бывает установить не менее сложно. Этому вопросу была посвящена лекция «Проблема мотивации лечащих врачей на контакт с психологом: стратегии преодоления барьеров» психолога и антрополога Надежды Анатольевны Купряшиной, имеющей большой опыт работы в московских клиниках.

Снимок экрана 2017-12-05 в 14.25.51Вторая половина дня также начиналась с онлайн общения с антропологом из Эстонии (Тарту) PhD. Маре Кыйва, которая представила слушателям общую картину распространения различных вариантов неконвенциональной медицины в Эстонии и охарактеризовала их специфику, остановившись на тех аспектах, которые наиболее тесно связаны с практикой медицинских психологов. Её лекция «Эстонская неконвенциональная медицина: аспекты психологической и психотерапевтической помощи» сопровождалась красочной презентацией, составленной на основе материалов полевой работы в первую очередь.

Тему ВИЧ-инфекции, которая уже звучала в первый день школы, продолжил социолог Андрей Николаевич Андреев в лекции «Моральная карьера людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, в первичных и вторичных социальных группах». Приглашение в состав группы лекторов специалистов различных научных направлений, которые пересекаются друг с другом, а порой работают на одном материале, представляется очень продуктивным и плодотворным, хотя не всегда такие лекторы говорят в унисон о рассматриваемых ими проблемах. Однако студентам полезно уже в начале их пути научного образования понимать, как неоднозначно оценивает наука одни и те же явления.

В финале рабочего дня слушатели знакомились с наиболее увлекательными для них темами, на которые откликается обычно с большим интересом не только молодежь. Лекция к.и.н. Анны Александровны Ожигановой (член АМА) «От психологического насилия к психотерапии: динамика отношения общества к адептам новых религиозных движений» позволила учащимся увидеть один из возможных ракурсов приложения усилий психолога для работы по коррекции проблем, возникающих в современном обществе.

Снимок экрана 2017-12-05 в 14.24.52Последнее занятие – лекция кандидата культурологии Ратки Релич (Хорватия) «Феномен ИСС по данным психоанализа, трансперсональной психологии и психофизиологии» – в финале переросла в бурную дискуссию с обсуждением различных проблем, связанных с темой измененных состояний сознания. Р. Релич – специалист, знакомая с этой темой не только по разноязычной научной литературе, но и по полевой работе, в т.ч. в России (в Республике Бурятия, где она работала над своей кандидатской диссертацией); она смогла многое рассказать своим собеседникам, которые остались чрезвычайно довольны таким отчасти неформальным общением.

Надо заметить, что работа Школ МАиБ, слушателями каковых становятся клинические психологи, всегда проходила очень интересно в плане контактов и научных дискуссий лекторов и студентов. Очевидно, что тематика медицинской антропологии и биоэтики именно для студентов этого факультета оказывается наиболее важной и востребованной. Поэтому следующая школа также была запланирована с ориентацией в первую очередь на студентов факультета клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, хотя на неё будут приглашаться, как обычно, и студенты других факультетов и университетов, и аспиранты гуманитарных институтов РАН.

Скачать Программу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *