Вспоминая Марлен Добкин де Риос: некролог

© 2013 Дж. Бейкер

_______________________________________________________________

Ключевые слова: растительные галлюциногены, аяуаска, кактус Сан Педро, Южная Америка, этноботаника, транскультурная психиатрия

Аннотация: Настоящая работа – переиздание некролога известного американского антрополога, члена Экспертного совета «МАиБ» Марлен Добкин де Риос, написанного ее близким другом и коллегой Джоном Бейкером для журнала Anthropology News (Март 2013, № 54 (3)).

_______________________________________________________________

Марлен Добкин де Риос ушла из жизни в возрасте 73 лет в Плацентии (Калифорния) 10 ноября 2012 года. Добкин де Риос была одним из первых антропологов, начавших изучать использование напитка аяуаски и кактуса Сан Педро в Южной Америке. В 1972 году она получила докторскую степень (PhD) в области антропологии в Калифорнийском университете в Риверсайде за свои исследования в Перу. Результаты ее работы стали известны широкой аудитории после публикации книги «Лоза провидения: целительство галлюциногенами в перуанской Амазонии» (1972). Дальнейшие исследования использования психоделических веществ в различных культурах по всему земному шару легли в основу ее книги «Галлюциногены: кросскультурная перспектива» (1984).

Первые исследования Добкин де Риос убедили ее в том, что психоактивные вещества существенно повлияли на искусство, целительские практики и космологические взгляды в тех сообществах,  где они употреблялись. Задачи, которые исследовательница ставила перед собой, привели ее к сотрудничеству с учеными из самых разных областей: истории искусства, ботаники и психиатрии. Добкин де Риос стала автором более 40 статей и соавтором еще нескольких десятков работ. Ею также было опубликовано восемь монографий. Склонность Добкин де Риос к сотрудничеству с другими учеными видна в работе «ЛСД, духовность и творческий процесс» (2003), где она основательно представила неизвестное антропологам исследование Оскара Дженигера – американского психиатра, под руководством которого различные творческие личности принимали психоделики (до того момента, как их объявили вне закона).

Добкин де Риос была профессором антропологии в Калифорнийском государственном университете в Фуллертоне вплоть до выхода на пенсию в 2000 году. В 1989 году, после того, как она получила степень MA – магистр гуманитарных наук – в области клинической психологии, ее назначили клиническим адъюнкт-профессором (Clinical Associate Professor) психиатрии и человеческого поведения в Калифорнийском университете в Ирване (UCI). Там она преподавала транскультурную психиатрию резидентам и клиническому персоналу. Она также работала в ожоговом центре UCI, где занималась психотерапией с людьми, пережившими травмы, используя техники, освоенные ею в работе с аборигенными целителями. Ее частная практика заключалась в том, что она помогала лечиться пациентам с низким доходом, учитывая те немногочисленные визиты к врачу, которые им полагались по правилам государственного финансирования. Ее мысли на эту тему были изложены в книге «Краткая психотерапия с латиноамериканскими иммигрантами» (2001).

Добкин де Риос была президентом Юго-западной антропологической ассоциации (1979–1981), а также работала в составе исполнительного органа Общества антропологии сознания. Она являлась членом редколлегии многочисленных журналов, включая «Журнал нервных и психических заболеваний», «Антропология сознания» и «Журнал психоактивных веществ».

Добкин де Риос отмечала, что в традиционных культурах люди используют различные техники и меры предосторожности для того, чтобы гиперсуггестивные состояния, вызываемые психоделическими веществами, служили целям, способствующим культурной интеграции. Она наблюдала большие различия между ритуализованными практиками и ситуативным использованием галлюциногенных средств в современных сообществах, где компетентная поддержка и общественно-конструктивный контекст могут отсутствовать. Ее более поздние книги – «Полемика вокруг галлюциногенного чая: аяхуаска в Амазонии и США» (в соавторстве с Роджером Рамрриллом, 2008) и «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяхуаскеро и этноботаниками» (2009) – анализируют последствия различных паттернов такого потребления.

В семье Марлен остались ее муж, Йандо, дочери Габриэла и Иви и трое внуков.

************

От редакции

 

Год назад ушла из жизни наша коллега Марлен Добкин де Риос – антрополог, много сил отдавшая исследованию сложнейших проблем использования галлюциногенов в различных культурных сообществах. В память о ней в этом номере журнала, членом Редакционного совета которого была проф. Добкин де Риос, принимавшая самое активное участие в подготовке первых номеров «МАиБ», мы переиздаем некролог, написанный ее близким другом Джоном Бейкером (AnthropologyNews,March 2013, Vol. 54 No.3) и публикуем переводы двух небольших глав из книги «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяуаскеро и этноботаниками», выполненные М.О. Орловой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *