In Memoriam: Marlene Dobkin de Rios

© 2013 J. Baker

_______________________________________________________________

Key words: hallucinogens, ayahuasca, San Pedro cactus, ethnobotany

Summary: This is a reprint of an obituary to Marlene Dobkin de Rios, a renowned American anthropologist, a good friend of ‘Medical Anthropology and Bioethics’ Journal and the member of its Editorial Board, written by her colleague John Baker for Anthropology News (March 2013, Vol. 54 No.3).

_______________________________________________________________

Marlene Dobkin de Rios, 73, died in Placentia, CA, on November 10, 2012. Dobkin de Rios was one of the first anthropologists to report on the use of the ayahuasca beverage and the San Pedro cactus in South America. In 1972, she received her PhD in anthropology from the University of California, Riverside for her research in Peru. Her findings reached a broader audience with the publication of Visionary Vine: Hallucinogenic Healing in the Peruvian Amazon (1972). Her subsequent investigations into the use of psychedelic substances in societies across the globe resulted in Hallucinogens: Cross-Cultural Perspectives (1984).

Dobkin de Rios’ early work convinced her that psychoactive substances had profoundly affected the art, healing practices, and cosmological worldviews of the societies that used them. The questions she pursued led to collaborations with scholars from fields as diverse as art history, botany and psychiatry. Dobkin de Rios authored over 40 articles and co-authored dozens more. She also published eight books. Her collaborative spirit can be seen in the book LSD, Spirituality, and the Creative Process (2003), in which Dobkin de Rios presented the largely unpublished research of Oscar Janiger, an American psychiatrist who administered psychedelics to artists and other creative individuals before such substances were outlawed.

Dobkin de Rios was professor of anthropology at California State University, Fullerton, until her retirement in 2000. After earning an MA in clinical psychology, she was appointed associate clinical professor of psychiatry and human behavior at the University of California, Irvine (UCI) in 1989. There, she taught transcultural psychiatry to residents and clinical staff. She also worked at the UCI Burn Center, where she counseled trauma victims using techniques adopted from her work with indigenous healers. Her private practice focused on helping low income patients make clinical progress during the few visits they were allowed under public funding guidelines. Her insights were published in the book Brief Psychotherapy with the Latino Immigrant Client (2001).

Dobkin de Rios served as president of the Southwestern Anthropological Association (1979–81) and on the executive board of the Society for the Anthropology of Consciousness. She also served on the editorial boards of numerous journals, including the Journal of Nervous and Mental Disease, Anthropology of Consciousness and the Journal of Psychoactive Drugs.

Dobkin de Rios observed many of the techniques and safeguards that people in traditional societies employ to ensure that the hypersuggestible states produced by psychedelic substances serve culturally integrative purposes. She saw a great contrast between such ritualized practices and the more ad hoc use of hallucinogenic substances in modern societies, where competent support and socially constructive contexts may be lacking. Her later books, A Hallucinogenic Tea Laced with Controversy: Ayahausca in the Amazon and the US (co-authored with Roger Rumrrill, 2008) and The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists (2009), explored the implications of these different patterns of usage.

Marlene is survived by her husband, Yando, her daughters Gabriela and Evy, and by three grandchildren.

************

Editorial Note

 

A year ago passed away Marlene Dobkin de Rios, a renowned anthropologist who was deeply committed to research of complicated issues of hallucinogens’ use in various cultural groups. Prof. Dobkin de Rios served as a board member of “Medical Anthropology and Bioethics” and made great contribution to preparation of its first issues. In memory of Marlene Dobkin de Rios we reprint an essay written by her colleague John Baker for Anthropology News (March 2013, Vol. 54 No.3) and publish two brief chapters from her book “The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists” (2009) translated into Russian by Marina Orlova.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вспоминая Марлен Добкин де Риос: некролог

© 2013 Дж. Бейкер

_______________________________________________________________

Ключевые слова: растительные галлюциногены, аяуаска, кактус Сан Педро, Южная Америка, этноботаника, транскультурная психиатрия

Аннотация: Настоящая работа – переиздание некролога известного американского антрополога, члена Экспертного совета «МАиБ» Марлен Добкин де Риос, написанного ее близким другом и коллегой Джоном Бейкером для журнала Anthropology News (Март 2013, № 54 (3)).

_______________________________________________________________

Марлен Добкин де Риос ушла из жизни в возрасте 73 лет в Плацентии (Калифорния) 10 ноября 2012 года. Добкин де Риос была одним из первых антропологов, начавших изучать использование напитка аяуаски и кактуса Сан Педро в Южной Америке. В 1972 году она получила докторскую степень (PhD) в области антропологии в Калифорнийском университете в Риверсайде за свои исследования в Перу. Результаты ее работы стали известны широкой аудитории после публикации книги «Лоза провидения: целительство галлюциногенами в перуанской Амазонии» (1972). Дальнейшие исследования использования психоделических веществ в различных культурах по всему земному шару легли в основу ее книги «Галлюциногены: кросскультурная перспектива» (1984).

Первые исследования Добкин де Риос убедили ее в том, что психоактивные вещества существенно повлияли на искусство, целительские практики и космологические взгляды в тех сообществах,  где они употреблялись. Задачи, которые исследовательница ставила перед собой, привели ее к сотрудничеству с учеными из самых разных областей: истории искусства, ботаники и психиатрии. Добкин де Риос стала автором более 40 статей и соавтором еще нескольких десятков работ. Ею также было опубликовано восемь монографий. Склонность Добкин де Риос к сотрудничеству с другими учеными видна в работе «ЛСД, духовность и творческий процесс» (2003), где она основательно представила неизвестное антропологам исследование Оскара Дженигера – американского психиатра, под руководством которого различные творческие личности принимали психоделики (до того момента, как их объявили вне закона).

Добкин де Риос была профессором антропологии в Калифорнийском государственном университете в Фуллертоне вплоть до выхода на пенсию в 2000 году. В 1989 году, после того, как она получила степень MA – магистр гуманитарных наук – в области клинической психологии, ее назначили клиническим адъюнкт-профессором (Clinical Associate Professor) психиатрии и человеческого поведения в Калифорнийском университете в Ирване (UCI). Там она преподавала транскультурную психиатрию резидентам и клиническому персоналу. Она также работала в ожоговом центре UCI, где занималась психотерапией с людьми, пережившими травмы, используя техники, освоенные ею в работе с аборигенными целителями. Ее частная практика заключалась в том, что она помогала лечиться пациентам с низким доходом, учитывая те немногочисленные визиты к врачу, которые им полагались по правилам государственного финансирования. Ее мысли на эту тему были изложены в книге «Краткая психотерапия с латиноамериканскими иммигрантами» (2001).

Добкин де Риос была президентом Юго-западной антропологической ассоциации (1979–1981), а также работала в составе исполнительного органа Общества антропологии сознания. Она являлась членом редколлегии многочисленных журналов, включая «Журнал нервных и психических заболеваний», «Антропология сознания» и «Журнал психоактивных веществ».

Добкин де Риос отмечала, что в традиционных культурах люди используют различные техники и меры предосторожности для того, чтобы гиперсуггестивные состояния, вызываемые психоделическими веществами, служили целям, способствующим культурной интеграции. Она наблюдала большие различия между ритуализованными практиками и ситуативным использованием галлюциногенных средств в современных сообществах, где компетентная поддержка и общественно-конструктивный контекст могут отсутствовать. Ее более поздние книги – «Полемика вокруг галлюциногенного чая: аяхуаска в Амазонии и США» (в соавторстве с Роджером Рамрриллом, 2008) и «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяхуаскеро и этноботаниками» (2009) – анализируют последствия различных паттернов такого потребления.

В семье Марлен остались ее муж, Йандо, дочери Габриэла и Иви и трое внуков.

************

От редакции

 

Год назад ушла из жизни наша коллега Марлен Добкин де Риос – антрополог, много сил отдавшая исследованию сложнейших проблем использования галлюциногенов в различных культурных сообществах. В память о ней в этом номере журнала, членом Редакционного совета которого была проф. Добкин де Риос, принимавшая самое активное участие в подготовке первых номеров «МАиБ», мы переиздаем некролог, написанный ее близким другом Джоном Бейкером (AnthropologyNews,March 2013, Vol. 54 No.3) и публикуем переводы двух небольших глав из книги «Психоделическое путешествие Марлен Добкин де Риос: 45 лет с шаманами, аяуаскеро и этноботаниками», выполненные М.О. Орловой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *