02.04.2015 — семинар «Этномедицина в Перу»

Очередной научно-практический интердисциплинарный семинар по медицинской антропологии (рук. д.и.н. В.И. Харитонова) состоялся 2 апреля (четверг) в Малом зале ИЭА РАН. Он был посвящен этномедицине в современном Перу.
Гостями этого семинара, который представлял по сути своей вариант лабораторно-полевой работы, были сертифицированные специалисты в области народной медицины, изучающие традиции перуанских целителей разного типа (в том числе – курандерос, работающих с духами растений в ИСС) и использующие их в своей практической деятельности в условиях Московского региона.

Одна из них, Людмила Эрнестовна АВИЛОВА, директор «Центра персонального развития и оздоровления», член «Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины» (РАНМ) и «Российской профессиональной психотерапевтической лиги», провела в Перу более года, обучаясь у местных профессионалов в различных племенах. Её коллега, Даниэль ДИАС, имеющий перуанские и русские корни, – путешественник, проживший в Перу семь лет, также изучал различные варианты местных практик. Д. Диас, интересуясь вопросами культуры, основал ассоциацию «Сохранение культурных традиций русских и перуанцев, проживающих в Испании». Оба гостя обладают, помимо своих практических знаний и навыков, солидными коллекциями фотоматериалов и предметов ритуальной практики и быта, иллюстрирующих социо-культурную жизнь Перу. Некоторые из этих материалов были представлены участникам семинара во время презентации.
На семинаре обсуждались преимущественно целительские практики и традиции индейцев шипибо-конибо. Много внимания было уделено современному этнотуризму в поисках оздоровления и приобщения к иным духовных традициям, магико-мистическим практикам. Собравшихся интересовала проблема контактов представителей различных этнокультур на почве целительской деятельности. Участвовавших в работе семинара представителей медицинской профессии волновали особенности интеграции народной медицины и биомедицины, происходящие в настоящее время в Перу; тех же, кто занимается российской фитотерапией (например, в Институте восточной медицины, недавно созданном в РУДН) – перуанское траволечение и использование наработанных традиций в фитотерапии.

Затрагивались также многочисленные специальные вопросы. Участники семинара говорили об опыте обращения к народной медицине простых жителей Перу (не только шаманов и западных этнотуристов), обсуждая, в каких случаях люди обращаются к курандерос, участвуют в церемониях с аяуаской, как относятся к своей народной медицине; обговаривались условия эффективности терапии со священными растениями и её возможные риски; собравшиеся пытались понять, как разделяется ответственность пациента и целителя за успех терапии (в чем состоит активная роль пациента, что пациент не может осуществить сам, без курандеро; поднимался вопрос доверия целителю); специалисты рассказали, какие типы целителей практикуют сейчас в Перу, в чем проявляются их различия (в представлениях о здоровье и болезни; в том, с чем обращаются к ним пациенты; в специализации – целители, лечащие с помощью ароматов, специалисты по деревьям и др.); специально была затронута проблема влияния этнотуризма на культурные трансформации, тема воздействия ажиотажа вокруг священных растений на культуру коренного населения, рассматривались плюсы и минусы этого; обсуждалась специфика отношения коренного населения к этнотуристам; выявлялись различия между аутентичными курандерос и неошаманами, работающими исключительно с этнотуристами; затрагивалась проблема межкультурного диалога курандерос и их западных пациентов/учеников – точки взаимного недопонимания, сложности принятия иной картины мира и т.д.

Эти вопросы, подробно изучавшиеся известным американским антропологом Марлен Добкин де Риос (активный член редакционно-издательского совета международного журнала «Медицинская антропология и биоэтика» с момента основания издания до последних дней жизни неутомимой исследовательницы), требуют в наши дни продолжения работы над ними. Пожалуй, особенно насущным становится изучение специфики дальнейших трансформаций этномедицины в Перу, которые идут довольно активно, и отслеживание особенностей широчайшего распространения практик курандерос в современном мире. Именно этим в настоящее время занимается аспирантка ИЭА РАН (гр. медицинской антропологии) Марина Олеговна Орлова, которая подготовила данный семинар.
Семинар работал – как это происходит на протяжении последнего года – сочетая аудиторное заседание и онлайн общение. В онлайн режиме к нам присоединились наши коллеги не только из Московского региона и России в целом, но и из других стран мира (Литвы, Эстонии, Болгарии), даже других континентов, Американского, например (из Перу). Всё это свидетельствует о популярности затронутой темы в современном научном мире и среди практиков народной медицины.

P1260468

P1260482

P1260485

P1260487

P1260495

P1260504

P1260508

P1260516

P1260518

P1260520

P1260524

P1260529

P1260533

P1260539

P1260545

P1260546

P1260569

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *